Импортозамещение в туриндустрии России

АННОТАЦИЯ

Ускоренное импортозамещение в экономике, вызванное антироссийскими санкциями США и ЕС, распространяется на туристическую отрасль России. В статье анализируется комплекс внешних и внутреннихи факторов, обусловивших необходимость такого расширения сферы замещения импорта в российской экономике. Рассмотрены общие черты и различия импортозамещения в материальном производстве и сфере услуг. Выявлены механизмы организации импортозамещения турпродукта, основанные на тесном взаимодействии государства и бизнеса. Определены формы использования государственно-частного партнерства в данной сфере и ход реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011– 2018 годы)».

Показаны пути повышения роли российских регионов в развитии внутреннего и въездного туризма и структурных преобразованиях отрасли. Выявлено, что успешность импортозамещения во многом зависит от эффективности взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства. В результате проведенного исследования сделан вывод о возможности превращения туриндустрии России в ходе импортозамещения в конкурентоспособную, эффективную отрасль российской экономики, драйвера экономического роста, способного обеспечить доходную часть бюджетов и снижение сырьевой зависимости. Ключевые слова: импортозамещение; туриндустрия России; турбулентность мировой экономики; механизмы импортозамещения; государственно-частное партнерство; региональный туризм.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

ОСНОВНЫМ ТРЕНДОМ В РАЗВИТИИ ТУРИНДУСТРИИ РОССИИ С 2015 г. СТАНОВИТСЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Это означает, что сфера замещения импорта в российской экономике, вызванного введением США и ЕС с 2014 г. антироссийских санкций в промышленности, сельском хозяйстве, финансовой сфере, области высоких технологий, расширяется и охватывает часть сферы услуг. «Санкционное» импортозамещение находится в центре внимания российских властей, ускоренно разработаны и в определенной степени реализуются государственные Планы мероприятий по содействию импортозамещению [1, с. 2111–2112].

Туристический импорт, по международным правилам, означает ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из этой страны [2, с. 207]. Иными словами, туристический импорт — это выездной туризм, который ускоренно развивался в России в последние десятилетия. Импортозамещение в туриндустрии означает повышенное внимание к развитию внутреннего туризма, формирование конкурентоспособного внутреннего турпродукта, способного удовлетворить возрастающий спрос россиян в условиях происходящего в силу ряда причин снижения объемов выездного туризма. Импортозамещение в российских отраслях материального производства (промышленность, сельское хозяйство и т.д.) и импортозамещение в туриндустрии (сфера услуг) объединяет то, что оно является вынужденной мерой, ответом, реакцией России на воздействие негативных внешних сил и факторов. Принципиально различает их то, что в первом случае преобладает воздействие политических интересов США и стран Евросоюза в ущерб экономической рациональности (выгодам от участия в международном разделении труда), в то время как во втором случае преимущественно срабатывают экономические причины (не сбрасывая, конечно, со счетов и политические мотивы, как, например, закрытие в конце 2015 г. в силу известных причин Египта и Турции как туристических направлений для россиян).

Импортозамещение в материальной сфере в условиях санкционного режима (в отличие от классического импортозамещения, осуществляемого в разное время многими странами на стадии индустриализации) имеет значительную специфику: оно носит вынужденный характер, осуществляется под давлением сильнейших внешних факторов и временны́ х ограничений, по широкому кругу продукции (часть которой не производится в России), на фоне произошедшей за последние десятилетия деиндустриализации и снижения темпов экономического развития. Исследователи отмечают, что по ряду направлений нарушены пороговые значения индикаторов экономической безопасности, что делает российскую экономику уязвимой к внешним экономическим рискам [3, с. 25–27]. Импортозамещение в туристической отрасли России вызвано не столь жесткими императивами: для российских туристов формального запрета на въезд в те или иные страны пока не существует. К настоящему времени в российской туриндустрии сложился свой конкретный набор мотиваций (внешнего и внутреннего порядка, преимущественно экономического характера) к импортозамещению.

Рассмотрим их подробнее. Наша страна, как известно, в целом занимает скромное место на мировом рынке туристических услуг (около 1% мирового туристического потока, что ниже доли страны в международной торговле и движении капитала). В постсоветский период в нашей туриндустрии сложились определенные диспропорции в развитии въездного, выездного и внутреннего туризма. Россия, обладая масштабным и уникальным туристическим потенциалом, может принимать значительно больше иностранных туристов, чем в настоящее время (т.е. въездной туризм развит недостаточно, что означает недополучение значительных поступлений в бюджеты, очень актуальных в ситуации напряженности бюджетной системы). Наибольшее развитие в последние десятилетия получил выездной туризм. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), выездной турпоток из страны в 2013 г. в 8 раз превышал въездной туризм .

Исторически сложилось так, что недостаточно развит и внутренний туризм (как и вся сфера услуг в целом). Слабы позиции страны и с позиций международной конкурентоспособности. По индексу конкурентоспособности туризма, рассчитываемому Всемирной туристской организацией (ВТО), наша страна находится на 63-м месте из 140 стран (на уровне ЮАР, Индии), опустившись с 2011 г. вниз на 4 позиции [4]. В то же время ВТО включила Россию в топ-10 самых интересных для туризма стран мира, и, по прогнозам этой влиятельной организации, наша страна относится к числу государств, в которых в начале XXI века можно ожидать наивысших темпов развития туризма при условии государственной поддержки отрасли.

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ТУРПРОДУКТА В РОССИИ

Необходимость осуществления импортозамещения турпродукта для России во многом вызвана турбулентным состоянием мировой экономики в 2010-е годы, оказывающим многоплановое воздействие на национальную экономику в целом и туризм как ее составную часть (внешний фактор). Применительно к России в результате сложилась следующая цепочка воздействий. Значительное падение мировых цен на нефть, резкий рост курса доллара и евро, ухудшение внутренней экономической ситуации, падение доходов россиян к концу 2015 г. привели к заметному спаду выездного туризма. По данным Ростуризма, масштаб падения турпотока из России (около 40%) был в 2015 г. рекордным за последние 20 лет.

Одновременно в силу курсовых разниц стали выгодны поездки в Россию (въездной туризм). При улучшении экономической ситуации в целом и роста доходов населения можно ожидать возрастания выездного туризма из России (увеличения импорта туруслуг), поскольку посещение уникальных мировых туристических объектов (Рим, Париж, Венеция и т.п.) незаменимо с точки зрения сути туризма — получения незабываемых впечатлений. Такой же оптимистичный прогноз восстановления турпотока из России возможен и в случае политического урегулирования проблем со странами — традиционными местами отдыха россиян (Египет, Турция), при условии, что в России не будет за это время создан аналогичный массовый конкурентоспособный (по цене и качеству) продукт (Сочи, Республика Крым).

В постсоветский период большое число россиян получило возможность познакомиться с высокими стандартами качества обслуживания туристов в зарубежных странах при ценовой доступности, что значительно влияет на их предпочтения и выбор. В пользу таких оптимистичных прогнозов свидетельствуют теория и статистика международных путешествий. Динамика путешествий высокочувствительна к конъюнктуре национальных экономик и мирового хозяйства в целом. Теоретически это объясняется тем, что международный туризм как одна из форм международных экономических отношений является вторичным, перенесенным, производным процессом от внутринациональных экономических отношений. Данные статистики показывают, что снижение и даже отрицательная динамика развития показателей международного туризма за прошедшие два десятилетия происходили вслед за неблагоприятными процессами внутри стран. Показатели снижались в 1998–1999 гг. (с 4,6% в 1997 г. до 2,8 и 3,7% соответственно), 2001–2003 гг. (с 8% в 2000 г. до –0,1; 2,0 и –0,8% соответственно), а также в 2008–2009 гг. (с 6,5% в 2007 г. до 2,0 и –3,9% соответственно) (рассчитано по [4, с. 6]). В то же время отличительной особенностью туризма выступает способность к быстрому восстановлению объемов в посткризисный период.

ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РОССИИ

Рассмотрев внешние побудительные мотивы, обратимся к анализу достаточно сильных внутренних мотиваций импортозамещения. Развитый туризм, как показывает мировой опыт, способствует созданию рабочих мест и развитию региональной экономики (одно рабочее место в сфере туризма влечет создание до 5 рабочих мест в смежных отраслях), может приносить ощутимые бюджетные доходы. В России могут появиться новые возможности для оживления моногородов, сельских поселений, северных и арктических территорий, Сибири, Дальнего Востока и, конечно, Республики Крым. Россия, как отмечалось выше, обладает уникальным и масштабным, но недостаточно используемым туристическим потенциалом. При исчерпании в последние десятилетия возможностей продолжения сырьевого пути развития и интенсивном поиске драйвера экономического роста государство в последнее десятилетие оценивает отечественную туриндустрию как один из приоритетных высокодоходных сегментов рынка при переходе к инновационному, социально ориентированному типу экономического развития.

В отечественной туристической индустрии проявляются позитивные изменения как результат реализации важных государственных документов, направленных на решение стратегических задач развития отрасли [4, 5]. Начиная с 2014 г. заметны определенные структурные изменения российской туристической отрасли (развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры, кластеров), положительная динамика основных показателей. По данным Росстата, за 2015 г. внутренний поток туристов составил около 50 млн человек (рост на 18%, в то время как по программно-целевому планированию внутренний туристический поток в 40 млн человек был предусмотрен только в 2018 г.). При этом рост спроса на услуги внутреннего туризма пока опережает развитие инфраструктуры и конкурентоспособного, отвечающего мировым стандартам качества турпродукта. В 2015 г. вырос и въездной поток, составив свыше 27 млн человек (рост более чем на 8% по сравнению с 2014 г.).

При этом меняется структура въездных турпотоков: растет количество путешественников, прибывающих в Россию из стран Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Наиболее возросли потоки туристов из Китая, Индии, Ирана2 . В июне 2015 г. в Китае стартовал проект «Красный маршрут», Россия и Китай планируют совместно разрабатывать и другие патриотические маршруты, при этом большим спросом пользуются маршруты, связанные с социалистическим прошлым России. Подчеркнем, что при приоритете импортозамещения турпродукта в России рост въездного туризма тоже является стратегической целью государства, поскольку это самый выгодный вид экспорта — экспорта услуг, оказываемых на своей территории и приносящих стране валюту (за рубежом туруслуги по доходности называют «второй нефтью»). Для многих стран, в том числе и нефтедобывающих, доходы от въездного туризма выступают ведущей статьей бюджетных доходов. Таким образом, с учетом вышесказанного, можно сделать вывод, что в 2015 г. в России сложился комплекс объективных внешних и внутренних предпосылок для ускоренного развития внутреннего туризма в России или осуществления процесса импортозамещения.

МЕХАНИЗМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РОССИИ

Комплекс задач по организации импортозамещения туристического продукта в России обсуждается на самых представительных форумах. Так, состоялись заседание Президиума Госсовета при Президенте РФ «Развитие туризма в Российской Федерации» (Ялта, 17 августа 2015 г.), совещание у Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева «О ситуации на внутреннем туристском рынке и транспортной доступности туристических объектов» [6, 7]. На федеральном уровне созданы Комитет по импортозамещению при Министерстве культуры (сентябрь 2015 г.) и Координационный совет по развитию внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (ноябрь 2015 г.) с участием крупнейших российских туроператоров, которые раньше работали исключительно в сфере выездного туризма (преимущественно Египет и Турция) .

Эти органы организуют работу и обеспечивают согласованные действия государства, бизнеса, общественных, научных и других организаций, направленные на создание программ поддержки участников туристического рынка, развивающих внутренний и въездной туризм. Реализация стратегических целей импортозамещения турпродукта (создание новых конкурентоспособных, комфортных, безопасных внутренних туристических маршрутов) обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти в сфере туризма и смежных отраслей всех уровней, туроператоров, турагентов, учреждений, готовящих кадры в сфере туризма, транспортных и страховых компаний и других участников туристской деятельности на основе мер, разработанных в рамках стратегического планирования. Наиболее эффективными ресурсами импортозамещения в результате мониторинга туристского рынка России, проведенного Ростуризмом совместно с органами исполнительной власти 85 субъектов Федерации, названы снижение сезонности туризма и диверсификация туризма и отдыха россиян.

Комитет по импортозамещению координирует работу по формированию новых маршрутов под единым брендом «Время отдыхать в России». По мнению туроператоров, главным вопросом является алгоритм создания жизнеспособных маршрутов. В рамках этого комитета АТОР впервые разработала стандарты формирования внутренних маршрутов, которые устанавливают требования к профилю потребителя, логистике, продолжительности маршрутов, ценообразованию и качеству предоставляемых услуг. Необходимость таких стандартов связана с тем, что в регионах зачастую формируются маршруты, не имеющие массовой привлекательности. Так, Ростуризм в 2014 г. получил от регионов описания почти 200 маршрутов, но информация была собрана по критериям, которые не подходят для реализации, поскольку регионы не имеют четких критериев отбора маршрутов и их описания. Стандарты позволят создавать пакетные туры для массового потребителя, которые прежде действовали исключительно в сегменте выездного туризма.

Стандарты включены в техническое задание (ТЗ), в соответствии с которым регионы проводят инвентаризацию имеющихся в их распоряжении возможностей, формируют маршруты и представляют для отбора Комитету по импортозамещению и Координационному совету. Отобранные проекты должны получить различные формы федеральной поддержки. Оценивая первые проекты, представленные регионами в Комитет по импортозамещению, туроператоры отметили, что многие из маршрутов не вполне соответствуют требованиям рынка. Например, тур на 6–7 дней за 60 тыс. руб. на человека, без учета перелета до места — такое предложение, по общему мнению, не найдет массового спроса на рынке. Наибольший потенциал с учетом внутренней экономической ситуации, в том числе и с доходами населения, есть у маршрутов, рассчитанных на уикенд (2–3 дня), стоимость которых не превышает 10–15 тыс. руб. С 2015 г. крупнейшие российские туроператоры, ранее работавшие только в сфере выездного туризма, переориентировались на внутренние направления и начали продажу пакетных туров, включающих проживание, питание и трансферы (пакетные туры прежде действовали исключительно в сегменте выездного туризма). У россиян пользовались большой популярностью пакетные туры в Сочи, Анапу, Кавказские Минеральные Воды, Республику Крым. В целях диверсификации всемерно поддерживается развитие новых видов туризма, которые могут расширить туристические потоки: индустриального (разработка туристических маршрутов с администрацией Нижнего Тагила, руководством Уралвагонзавода), полярного (создана рабочая группа с представителями Русского географического общества, Ассоциацией полярников и Национальным туристическим союзом), событийного, военно-патриотического (Всероссийская патриотическая программа «Дороги Победы», Всероссийская историко-патриотическая акция «Линейка памяти»).

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИИ ТУРПРОДУКТА В РОССИИ

Для развития внутреннего туризма (прежде всего его материально-технической базы) России требуются существенные вложения и ресурсы, а также анализ эффективности их использования. Наиболее значимые проблемы современного туризма, длительное время сдерживающие его развитие и предполагающие крупные инвестиции, детально изложены в [4]. Это недостаточно развитая туристская и транспортная инфраструктура в большинстве регионов страны, нехватка средств размещения туристов экономичной и средней ценовой категории с современным уровнем комфорта; дефицит и высокая степень износа транспортных средств, используемых для перевозки туристов (современных туристских автобусов, круизных судов, самолетов и других транспортных средств) и др.

Государство поддерживает въездной и внутренний туризм путем налоговых и таможенных льгот, предоставления льготных кредитов, прямых бюджетных ассигнований на разработку федеральных и региональных целевых программ развития туризма. Предусмотрены налоговые преференции для развития туристической отрасли, создания особых условий ведения предпринимательской (в том числе и туристической) деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири (с расширением этого региона на Республику Хакасия и Красноярский край).

Президиума Госсовета при Президенте РФ и совещания у Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева Министерство культуры России, в ведении которого находятся вопросы развития туриндустрии, разработало дополнительный комплекс мер по поддержке внутреннего и въездного туризма. Среди них принятие ряда законов, повышающих доступность внутреннего въездного туризма для граждан; разработка мер прямой финансовой поддержки туроператоров по мировому образцу; создание условий для снижения себестоимости туров по России, в том числе путем субсидирования чартерных пассажирских перевозок по приоритетным для развития туризма направлениям; увеличение инвестиций в развитие туристической инфраструктуры в России; переход к системной маркетинговой поддержке национального туристического продукта. С 2011 г. в России на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) с привлечением средств частных инвесторов реализуется федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» (как составная часть государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма»). Бюджетные деньги вкладываются в инженерную инфраструктуру, а частные инвестиции идут на создание непосредственных объектов туриндустрии (гостиниц, развлекательно-оздоровительных центров и т.д.), которые в будущем позволят частным инвесторам окупить вложения и зарабатывать деньги. В существующих условиях ГЧП рассматривается как наиболее перспективный способ объединения усилий органов государственной власти и частного бизнеса с целью создания объектов туристской инфраструктуры. Общий объем финансирования ФЦП при ее утверждении на 2011–2018 гг. был предусмотрен в объеме 332 млрд руб., в том числе за счет бюджетов всех уровней — 36,4% и за счет средств внебюджетных источников — 63,6%.

Таким образом, на рубль бюджетных средств предусматривалось привлечь свыше 2 внебюджетных рублей. В условиях экономических трудностей в стране объем бюджетных ассигнований на ФЦП на 2015–2018 гг. в значительной степени уменьшен по сравнению с плановыми показателями. В 2011–2015 гг. из федерального бюджета выделено 14,3 млрд руб., из внебюджетных источников привлечено 51,3 млрд руб., т.е. на каждый бюджетный рубль в среднем привлечено 3,6 руб. частных вложений (это означает, что эффективность затрат оказалась выше ранее предусмотренной). Нужно использовать дополнительные стимулы для частных инвесторов, которые готовы вкладывать ресурсы в долгосрочные проекты и программы. Всего за годы действия ФЦП предусмотрено строительство 154 объектов обеспечивающей инфраструктуры в 36 кластерах на территории 26 регионов России. В 2011–2015 гг. построено 76 объектов (55 введено в эксплуатацию, 21 объект проходит процедуру согласования по вводу в эксплуатацию), а 78 объектов находятся в стадии строительства [7]. Проверки выполнения ФЦП, проведенные Счетной палатой Российской Федерации, показали, что ее реализации присущи недостатки, характерные на начальной стадии программно-целевого метода планирования в стране и для других отраслей экономики: перенос сроков введения объектов в строй, превышение сметной стоимости строительства, нарушения технической документации и др. 4 .

РОЛЬ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ТУРИНДУСТРИИ

В соответствии с Федеральным законом №184ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» сфера туризма является предметом совместного ведения РФ и субъектов Федерации. Развитие внутреннего и въездного туризма — безусловный приоритет для большинства регионов России, для многих из них он может стать локомотивом развития. Активно строятся и реконструируются туристические комплексы, сопутствующая инфраструктура. Прогнозируется, что в среднеи долгосрочной перспективе доля индустрии туризма в валовом региональном продукте регионов может достичь 10%. В 2015 г. по Российской Федерации доля туриндустрии в ВВП не превышала 3–4% [6]. Принимаются меры по структурной трансформации туркомплекса России на макроуровне и внутри регионов.

Региональные сдвиги связаны с усиленным вниманием государства к развитию восточных регионов страны (Сибирь и Дальний Восток). Необходимы масштабная реализация их туристского потенциала, приближение к потенциальным потребителям (как отмечалось выше, потоки китайских туристов в Россию быстро возрастают). В туриндустрии России происходит формирование «точек роста» в виде кластеров и туристскорекреационных зон, которые пользуются определенной государственной поддержкой. В этих целях в мае 2006 г. были внесены изменения в Федеральный закон «Об особых экономических зонах», в ноябре 2011 г. принят Федеральный закон об особенностях регулирования создания туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея. В настоящее время функционируют четыре особые экономические зоны туристскорекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) «Долина Алтая» (Республика Алтай), «Байкальская гавань» (Республика Бурятия), «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край), «Ворота Байкала» (Иркутская область). Особую экономическую зону туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край), которая начала функционировать в 2007 г. и вступила в полноценный режим работы, посетили 2,5 млн человек. За 7 месяцев 2015 г. турпоток увеличился в 1,7 раза.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ КАК ФАКТОР ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Решение проблемы импортозамещения предполагает постоянное повышение уровня сервиса, предлагаемого туристам, и продолжение в этих целях сертификации и стандартизации объектов туриндустрии в соответствии с мировыми требованиями. Особого внимания требует защита прав туристов. Создан и ведется Единый федеральный реестр туроператоров, в котором зарегистрированы 3 985 туроператоров, из них 3 264 фирм занимаются внутренним и 721 фирма — выездным туризмом (2015 г.). Мировая практика свидетельствует о большой роли информационного обеспечения туризма, которое в значительной степени обеспечивает государство.

Для сравнения отметим, что в 2014 г. Турция на популяризацию собственных курортов только в России потратила 325 млн руб., в то время как Россия выделила 450 млн руб. на продвижение всех направлений страны (что явно недостаточно). В Российской Федерации создана сеть туристско-информационных центров (свыше 200), в каждом регионе работают интернет-порталы, которые рассказывают о туристической привлекательности региона. В целях продвижения внутреннего российского турпродукта запущен в опытную эксплуатацию национальный туристский портал (НТП) Russia. travel (URL: http://www.russia.travel/; дата обращения: 28.01.2016). Основу контента портала составляют туристические объекты России, которых в настоящее время агрегировано уже более 12 тыс., — это достопримечательности, исторические места, памятники, объекты культурного наследия и др.

ВЫВОДЫ

В России поставлена масштабная задача по осуществлению импортозамещения в туриндустрии России и превращению туризма в конкурентоспособную, эффективную отрасль российской экономики, драйвер экономического роста. Ее решение предполагает значительные финансовые (бюджетные и частные) вложения в отрасль и проведение институциональных изменений. Успешность импортозамещения во многом зависит от эффективности взаимодействия государства и бизнеса в рамках ГЧП. Целесообразно более широко использовать успешный опыт и модели развития туризма в зарубежных странах, расширять использование различных форм государственно-частного партнерства для развития въездного и внутреннего туризма.

МУХЕТДИНОВА НАДЕРЯ МУХТЕРОВНА, доктор экономических наук, Заслуженный экономист Российской Федерации, профессор кафедры экономики туриндустрии, МГИИТ им. Сенкевича, Москва, Россия


Комментировать


− 4 = четыре

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru