Импортозамещение как фактор обеспечения экономической безопасности России в современных условиях | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Импортозамещение как фактор обеспечения экономической безопасности России в современных условиях

Аннотация. В статье исследуются проблемы реализации импортозамещения в отраслях российской экономики, особенности осуществления программ по импортозамещению в регионах России. Обосновывается необходимость координации деятельности органов управления федерального центра и субъектов Российской Федерации с целью обеспечения экономической безопасности страны.

Ключевые слова: импортозамещение, закрытая экономика, открытая экономика, протекционизм, национальная экономика, экономическая политика, экономическая безопасность

В современных научных исследованиях проблемы импортозамещения прочно утвердились две основные позиции, связанные с оценкой перспектив дальнейшего использования данного инструментария в системе государственного регулирования национальной экономики.

Согласно первому подходу государственная политика должна строиться на принципах последовательного, имеющего долгосрочный стратегический характер проведения импортозамещения как эффективного способа защиты национальных производителей, возрождения отечественной промышленности. Другая позиция основывается на всемерном обосновании невозможности сохранения закрытости экономики. Сторонники данного подхода указывают на важность развития интеграционных процессов, прежде всего, на постсоветском пространстве, движения по пути сохранения и дальнейшего завоевания конкурентных позиций на мировых рынках ресурсов, товаров и услуг, участия в цепочках добавленной стоимости. Обе точки зрения позволяют оценить роль импортозамещения в формировании как внутренних источников роста и развития национальной экономики, так и перспектив участия страны в мировых глобальных процессах. Вместе с тем реализация импортозамещения, начатая в 2014 году, предварительные оценки итогов и достигнутых результатов за прошедшие годы

позволяют говорить о возможности разработки экономической политики, которая позволит избежать крайних позиций и найти оптимальную для страны модель позиционирования в современном мире. В этой связи актуален анализ особенностей реализации импортозамещения в российских регионах, поскольку его осуществление не может рассматриваться в отрыве от деятельности региональных элит, без учёта сложных механизмов координации и согласования действий федерального центра, отраслевых ведомств и хозяйственно-территориальных образований в принятии решений по данному вопросу.

Сущность импортозамещения заключается в способности национальной экономики развиваться на основе самостоятельного производства необходимых благ и услуг при ограничении ввоза в страну импортной продукции или достижении определённого уровня самообеспеченности. При этом важно подчеркнуть, что нижний предел самообеспеченности определяется пороговыми значениями достижения экономической безопасности страны. Как отмечалось автором в своих работах, импортозамещение следует рассматривать не только как реакцию на санкции со стороны развитых стран, но как действия государства, продиктованные необходимостью осуществления структурных перемен в экономике, формирования национальных отраслей экономики с высокой долей добавленной стоимости, способностью производить конкурентоспособную продукцию, отвечающую потребностям общества [1, с. 485].

По истечении трёхлетнего периода осуществления программ по импортозамещению, разработанных различными министерствами и ведомствами Правительства РФ, можно говорить, что создание отечественной продукции должно соответствовать задачам сохранения здоровья нации, роста благосостояния граждан России. В настоящее время, как свидетельствуют официальные данные, произошли позитивные перемены в ряде отраслей промышленного производства и сельском хозяйстве. Так, заслуживают внимания достижения в пищевой промышленности, военно-промышленном комплексе, химической промышленности, фармацевтике. Особыми достижениями в 2016 году отмечены производители сельскохозяйственной продукции, в частности в производстве зерна, мясном комплексе и птицеводстве [2].

Вместе с тем сохраняются существенные проблемы, характерные для всех секторов, включённых в реализацию программ по импортозамещению. Эти проблемы правомерно связывать с недостаточностью инвестиций, сложностями в использовании передовых технологий, ростом издержек производства по причине низкой производительности в инфраструктурных отраслях, инфляционными процессами. Вследствие названных факторов происходит существенное повышение цен на продукцию отечественных производителей при недостаточности улучшения потребительских свойств и соответствия международным стандартам качества. Большой интерес в контексте задач данной статьи вызывают особенности осуществления программ по импортозамещению в субъектах РФ, а также проблемы регионов страны в реализации целей импортозамещения. В этой связи следует подчеркнуть, что активизация деятельности российских производителей, в том числе и в самих регионах, по расширению объёмов и номенклатуры выпускаемой продукции была обеспечена в последние годы разработкой и принятием значительного пакета законодательных документов, в состав которого вошли: – в фармацевтической промышленности – приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 года №656; – тяжёлом машиностроении – приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 года №654; – программном обеспечении – приказ Минкомсвязи России от 1 апреля 2015 года №96; – авиастроении – приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 года №663; – судостроении – приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 года №661 и др.

Осуществление проектов в соответствии с принятыми документами позволит в самых чувствительных отраслях российской экономики, таких как станкостроение, производство программного обеспечения, сократить зависимость от импорта с текущих 88% до 40% к 2020 году, а реализация программы по импортозамещению потребует 159 млрд рублей бюджетных средств. Однако эти затраты, по мнению директора Департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ Алексея Вялкина, позволят в 20-летней перспективе привлечь в бюджет доходов на сумму до 2,2 трлн рублей, то есть обеспечить прирост дохода более чем в 13 раз [3]. Перспективы достижения планов потребовали активизации деятельности субъектов РФ, среди которых отмечается положительный опыт Алтайского края, Башкирии, Белгородской области, Воронежской области, Иркутской области, Калужской области, Краснодарского края, Москвы, Ростовской области, Санкт-Петербурга и Татарстана. Названные субъекты стали активными проводниками политики импортозамещения, внесли заметный вклад в обеспечение внутреннего рынка продовольствием, продукцией машиностроения, производства строительных материалов, химической промышленности, продукции отраслей ВПК, отраслей лёгкой и пищевой промышленности с учётом специализации в хозяйственно-территориальном разделении труда.

Программа импортозамещения в регионах России реализовывалась с разной степенью интенсивности и эффективности. В ходе осуществления программ в субъектах РФ возникли проблемы, которые требуют дальнейшего разрешения в современных условиях. Так, реализация программы продовольственного импортозамещения выявила нерешённость проблемы доступа продукции отечественных производителей в систему розничной торговли. Как показал опыт организации поставок сельскохозяйственной продукции в Республике Алтай, оказались не отлаженными связи в цепочке поставок между аграриями и структурами ритейла, включающими хранение, упаковку, логистику до мест переработки и продажи на территории всей страны. Решение этого вопроса требует координации со стороны Минпромторга РФ, развитие системы биржевой торговли, активизации деловых контактов между представителями бизнес-структур в регионах, в том числе и при участии торгово-промышленных палат.

Одной из инициатив главы Республики Алтай явилась концепция «особых аграрных регионов» как территорий концентрации дополнительных ресурсов с целью реализации импортозамещения. Возможность создания специализированных территорий в осуществлении комплексного плана импортозамещения находит поддержку в регионах и среди экспертов. Руководители субъектов РФ используют различные инструменты поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, включающие субсидирование кредитов для аграриев (в Ставропольском крае процентная ставка по кредитам снижена до 5–6%), создание социальных магазинов и отделов для реализации собственной сельскохозяйственной продукции (Алтайский край, Республика Ингушетия), использование продовольственных сертификатов на приобретение овощей по фиксированной цене (Республика Бурятия). Всё большее значение приобретает проведение выездных ярмарок в соседних регионах (Тюменская область), финансирование продвижения сельскохозяйственной продукции (Костромская область), строительство сельскохозяйственных комплексов (Республика Кабардино-Балкария), строительство крупнейшего в Европе плодоовощного логистического центра (Краснодарский край). По данным Национального доклада, лишь примерно четверть регионов демонстрируют пусть небольшое, но увеличение показателей производительности мяса, молока, растительной продукции [4]. Серьёзной задачей на стыке промышленности и сельского хозяйства является наращивание производства сельхозтехники и помощь аграриям в её приобретении.

Регионы и предприятия, участвующие в решении данной проблемы, имеют стратегическое значение, им должно уделяться пристальное внимание. Важным направлением достижения самообеспеченности является импортозамещение в промышленности. В данном секторе экономики деятельность российских производителей стимулируется с помощью системы государственных закупок, федеральной финансовой поддержки. Примером тому являются территория опережающего развития Дальний Восток, промышленные кластеры в Томской и Иркутской областях, производство высокотехнологичной продукции в Пермском крае (создание авиационных двигателей), функционирование автомобильного кластера (в Калужской области). Вместе с тем начиная с 2015 года объём промышленного производства в стране упал более чем на 4%. В большинстве же субъектов страны темпы роста промышленности находятся на низком уровне и даже в стагнации. В значительной степени спад коснулся инвестиционно ориентированных регионов (Санкт-Петербург, Калининград, ТОР Дальний Восток и др.). Глубокий кризис охватил также лёгкую промышленность. Её доля в ВВП снизилась в 30 раз. Одно из подтверждений – заметный спад индекса промышленного производства Ивановской области.

Закрытие предприятий лёгкой промышленности, учитывая, что их количество в отрасли незначительно, существенным образом отражается на объёме отраслевого выпуска и валового продукта в целом. Например, упадок производства льняных тканей вызван тем, что лидирующее предприятие («Вологодский текстиль») обанкротилось в 2014 г. Лишь немногие направления лёгкой промышленности демонстрируют рост. Так, наращивается производство синтетических тканей после недавнего открытия заводов (они сразу были названы инновационными). В России химическое волокно производят лишь два завода (в Амурской и Владимирской областях).

В Брянской области закрыта швейная фабрика из-за завершения контракта с Министерством обороны [4]. Возможности решения проблем стабилизации и роста отраслей и секторов экономики связаны с синхронизацией действий федеральных и региональных властей. По этой причине глава Правительства РФ Д.А. Медведев подчёркивал необходимость обеспечения согласованности планов импортозамещения в регионах с федеральными ведомствами. Как представляется, такая координация должна осуществляться непрерывно. Таким образом, при правильном планировании и осуществлении избранной стратегии импортозамещение может стать драйвером развития экономики и межрегиональной кооперации.

В современных условиях повышается значение стратегий развития региона, которые разрабатываются в субъектах и вокруг которых должна осуществляться консолидация элит. При отсутствии стратегического реалистичного подхода импортозамещение может превратиться лишь в декларативные документы и не достичь цели обеспечения безопасности экономического развития страны.

Список источников и литературы

1. Рябошапка А.И. Особенности реализации политики импортозамещения в регионах России (на примере Ростовской области) // Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (17–18 ноября 2016 г.). В 2 ч. Ч. 2. Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2016. 576 с. [Электронный ресурс]. URL: http://ogr.donrta. ru/images/stories/files/conferen_id1_2016.pdf 2. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ. URL: http://minpromtorg.gov.ru (дата обращения 01 марта 2017 года) 3. Политика импортозамещения в России: от слов к делу. 9 июня 2015 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/article/630000 (дата обращения 27 сентября 2016 года) 4. Импортозамещение: регионы России. 2 февраля 2016 года. Материалы Аналитического центра «Клуб регионов России». URL: http://club-rf.ru/ theme/438 (дата обращения 27 сентября 2016 года

Рябошапка А.И. (г. Ростов-на-Дону)


Комментировать


× пять = 45

Яндекс.Метрика