Инновационные направления развития внутреннего туризма на юге России

SONY DSC

Аннотация. В статье рассматриваются перспективы развития эногастрономического туризма в Ростовской области как основной инновационные механизм в процессе организации въездного и внутреннего туризма в регионе. Ключевые слова, гастрономический туризм, инновации в туризме, туризм в Ростовской области.

С августа 2014 года, ознаменовавшегося целой чередой банкротств туроператоров и турагентств, туристская отрасль как России находится в состоянии затяжного кризиса. Некоторая стабилизация летом 2015 года сменилась новым пике кризиса, вызванным уже не столько экономическими, сколько геополитическими причинами. В этих условиях отечественная туриндустрия лихорадочно ищет пути своеобразной «диверсификации» деятельности, которые позволили бы восстановить клиентский поток и переориентировать туристов с проблемных направлений на более безопасные. Однако, как показывают первые результаты таких усилий, аналогичных продуктов, совпадающих с «закрытыми» Египтом и Турцией по параметрам «цена- качество», реально не существует [1].

При этом сразу следует оговориться, что реальный рост туристов на курорты Черноморского побережья и Красной поляны также вызван искусственными факторами и, как следствие, ведет к несоразмерному удорожанию продукта, снижению качества и сервиса, что подтверждали многочасовые очереди на заселение на курортах Красной Поляны, неразбериха в системах бронирования, отсутствие ряда ранее задекларированных услуг и проч [2]. Очевидно, до стабилизации ситуации и возврата указанных направлений на рынок следует говорить о том, что отрасли нужно не столько искать аналогичные замены, сколько ориентировать туристов на абсолютно новые категории туристского продукта, меняя собственно характер продукта, ценностные ориентиры туристов, само понимание отдыха.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

В этом ключе, говоря непосредственно о Ростовской области, следует исходить из того, что, не обладая полноценным пляжными рекреациями (побережье таганрогского залива на Азовском море в данном случае не может всерьез рассматриваться), регион может предложить, тем не менее, свой, абсолютно уникальный туристский продукт, в ходе продвижения которого он будет выступать не конкурентом, а скорее – партнером соседнего региона – Краснодарского края. О каких новых ресурсах в данном случае идет речь? Сразу оговоримся, что перспективы культурно-познавательного туризма в Ростовской области в целом давно определены и, следует признать, исчерпаны. Таганрог, Танаис, станица Старочеркасская, станица Вешенская, частично Азов, Новочеркасск и станица Раздорская – вот практически полный небогатый набор.

Рекламируемая «Серебряная подкова Дона» похоже, так и осталась проектом в виртуальном пространстве. Достаточно смехотворными выглядели и поытки включить Ростов-на-Дону в список «Золотого кольца России». Еще печальнее обстоят дела с событийным туризмом. К полноценным продуктам можно отнести только Чеховский фестиваль, но и тот в последнее время перенесен в Москву, и вопрос о его возвращении в Таганрог сейчас находится в стадии обсуждения. Так называемая «Шолоховская весна» постепенно превращается в фольклорный китч, имеющий слабое отношение к литературе вообще и М.А. Шолохову в частности.

Об ограниченности интереса к истории казачества писал в свое время и Г.П. Долженко [3] . В этих условиях совершенно очевидно, что нужен качественно новый подход к позиционированию Ростовской области как особому туристскому центру. Исходя из вышесказанного, авторы абсолютно убеждены, что единственным перспективным путем развития въездного туризма в Ростовскую область формирование и развитие популярного сегодня во всем мире эногастрономического туризма. В одной только Италии доходы от эногастрономического туризма исчисляются 3 миллиардами евро (около 4% от ВВП). По оценке ряда специалистов, гастрономический туризм может стать локомотивом и для российской экономики.

В этом свете именно Ростовская область (наряду с Кубанью, конечно) может смело претендовать на положение своеобразного «славянского Прованса» или «славянского Пьемонта» — звание, которое после известных событий потеряла Украина и которое никем не было подхвачено. Для такого позиционирования Ростовской области на рынке туристских продуктов есть все условия – мягкий теплый климат (в зимнее время значительно мягче, чем в том же Провансе), обилие собственных региональных овощей и фруктов, плюс удобная логистика из Краснодарского края, позволяющая быстро восполнить возникающий дефицит, наличие собственных гастрономических специалитетов, богатые традиции донской (именно донской, а не казачьей – кухни), и, наконец, быстро развивающаяся, несмотря на кризис, ресторанная индустрия. В плане именно эногастрономического туризма у Ростовской области есть хорошее конкурентное преимущество – возможность позиционирования себя как «самой северной точки российского виноделия», что может придать дополнительный стимул посещаемости региона, в том числе транзитных остановок для тех, кто добирается на побережье Черного моря автомобильным или автобусным транспортом.

Объектами такого туризма могут стать как старые винодельческие хозяйства, существующие еще с советских времен и прошедшие модернизацию – как например, знаменитая «Винодельня Ведерников», хозяйство «Янтарное», так и новые частные винодельческие хозяйства, активно выходящие сегодня на рынок – «Вилла Звезда», «Станица Цымлянская», «Вина Бани», «Шато Эльбузд», Пухляковское винодельческое хозяйство и, наконец, винодельческое хозяйство Алексея Носырева. Последнее, расположенное непосредственно в станице Старочеркасской, может стать основой для своеобразного микс-тура, соединяющего в себе черты как культурно-познавательного, так и эногастрономического туризма. Примечательно, что такие маршруты эногастрономического туризма можно легко соединить с действующими аналогичными хозяйствами Анапского и Крымского районов Краснодарского края – «Винный дом «Лефкадия», «Усадьба Семигорье», «Шато ле Гранд Восток», «Шато Бюрнье», «Усадьба Гай-Кодзор», «Усадьба Гостагай», «Вилла Виктория», и ряд других. Мы намеренно не включаем сюда всемирно известное хозяйство Абрау-Дюрсо, так как полагаем, что данное производство все-таки тематически имеет несколько иной характер, чем традиционное виноделие и связанные с ним гастрономические туры, хотя в настоящее время Абрау-Дюрсо развивается именно как центр гастрономического туризма, не основанного, впрочем, на местных специалитетах.

В качестве первоочередных мероприятий, необходимых для позиционирование Ростовской области в вышеописанном ключе, теоретически следует назвать соответствующую маркетинговую политику. Однако, опасаемся, что финансирование традиционных маркетинговых подходов обернется в очередной раз неэффективным распылением бюджетных средств, как это было в случае с «Серебряной подковой Дона» [4]. Гастрономический (и эногастрономический) туризм – вещь достаточно специфическая, если не сказать – тонкая, прямая реклама и другой агрессивный маркетинг могут только испортить или дать неверное впечатление о гастрономическом регионе вообще и Ростовской области в частности. Здесь любопытно взглянуть на опыт аналогичных регионов Европы. Не секрет, что туристический бум Прованса – явление достаточно недавнее, его феномен развился не в результате классических маркетинговых мероприятий, а после выхода в свет романа Питера Мейла «Год в Провансе», написанного в духе «нон фикшн».

Затем последовали «Еще один год в Провансе», «Прованс навсегда», «Прованс от А до Z» и ряд других произведений. В результате Прованс оказался центром такого туристского наплыва, что многие местные жители стали упрекать Мейла в том, что из-за него приезжие «затоптали» Прованс, а сам Мейл был вынужден сменить место жительства. Поэтому здесь перед нами через средства массовой информации, литературу в жанре «нон-фикшн», нестандартные, написанные хорошим литературным языком путеводители формировать соответствующий образ территории с позиции такого донского «Питера Мейла», умеющего завлечь читателя соответствующими гастрономическими «прелестями» российского юга. Следующей задачей будет являться перевод имеющихся ресторанов, кафе и закусочных на позиции «традиционной донской» кухни, а также создание и новых таких заведений. При этом важно уходить от бренда «казачьей» кухни с ее псевдоисторическими прибаутками, неизбежными элементами «шароварщины» и подмены специалитетов. Характерно, что не все субъекты гастрономической деятельности склонны рассматривать Ростовскую область как специфический гастрономический регион с отличительными особенностями [5].

Скептики указывают на такие причины, как отсутствие качественных локальных продуктов, удобного аэропорта, признанных ресторанов мирового уровня. Но, с другой стороны, в настоящее время идет строительство нового аэропорта «Южный», усилиями региональных властей и местных виноделов объявлено о создании винодельческого кластера «Вина долины Дона», лучшие образцы которого уже попали с серьезные винные гиды [6]. Кроме того, гастрономическая репутация того или иного региона, как показывает опыт того же Абрау-Дюрсо, не обязательно основывается на региональной или локальной кухне. Имеющийся потенциал, накопленный донскими рестораторами и шефами, их умение быстро адаптироваться к меняющейся ситуации, энтузиазм шеф- поваров, общий нарастающий тренд в регионе делают задачу позиционирования Ростовской области как гастрономического региона не такой уж и сложной.

Список литературы:

1. Курочкин В.Н, Кобина Л.А. Организационно-экономические аспекты сервисной деятельности: физкультурно-спортивные услуги, горнолыжный туризм и сервис:

монография /В.Н. Курочкин, Л.А. Кобина. – Ростов-на-Дону: Дониздат, 2015. – 151 с.

2. По материалам полевых исследований авторов.

3. Долженко, Г.П. Туризм в регионе [Текст]: на примере Ростовской области / Г.П. Долженко // Изв. вузов. Сев.- Кавк. Регион, Обществ. науки. – 2001. – № 3. – С. 122-126

4. Электронный ресурс — http://dontourism.ru/StaticTexts.aspx?id=putevoditel

5. Максимова Е. «Сплошные ростовские специалитеты! Откуда все это повылазило?» // Нация. Электронный журнал. Электронный ресурс — http://nationmagazine.ru/people/sploshnye-rostovskie-spetsialitety-otkuda-vse-etopovylazilo-/

6. Российские вина 2016-2017. Авторский гид Артура Саркисяна. М., 2016.

Горяйнов Сергей Геннадьевич, кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой технологии и организации туроператорской и турагентской деятельности ЮФУ Полушкина Анастасия Валерьевна, Магистрантка 1 курса Высшей школы бизнеса Южного федерального университета


Комментировать


два − = 1

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru