Институт высшего образования в экономике знаний

1

В последнее время важнейшим теоретико-методологическим и научно-практическим фундаментом экономического развития становится концепция экономики знаний. Знания выступают не только главным условием участия государства в глобальной конкуренции, но и становятся основным экономическим ресурсом, базисом создания и внедрения инноваций.

В современном обществе сфера образования и высшее образование, в частности, становится определяющим фактором динамичного социально-экономического развития страны. В то же время, его высокое качество возможно только при условии формирования в государстве эффективных институтов егофункционирования.

Исследованию теоретических и прикладных аспектов роли образования в контексте формирования информационного общества и экономики знаний посвящены работы ряда известных ученых: Дж. К. Гэлбрейт, П. Друкер, В. Иноземцев, Г. Канн, М. Кастельс, Ф. Махлуп, Б. Мильнер, Д. Норт, Р. Нуреев, А. Тоффлер и др. [1; 2]. Выяснение места и роли образования в системе социальноэкономической деятельности требует четкого представления о сути образования, теоретического выражения реально существующего явления как ведущего общественного института, активного фактора формирования экономики знаний.

Но, следует отметить, что представляя образование в широком смысле как процесс воспитания и обучения человека, с экономической точки зрения его следует рассматривать как организованную определенным образом систему, направленную на достижение конкретных целей, как сферу осуществления конкретной общественной деятельности.

По нашему мнению, институциональное единство общества достигается исключительно на основе сбалансированного сочетания следующих элементов: во-первых, институтовнорм (совокупность норм и нормативно-правовых актов, регламентирующих общественные отношения); во-вторых, институтов-организаций (государственные и негосударственные организации, которые обеспечивают функционирование общественных институтов в соответствии с установленными нормами) [3]. При этом институт высшего образования является тем звеном, которое объединяет политические, экономические и социальные институты, ведь высокая образованность большей части населения является необходимым условием и определяющим фактором современного инновационного развития, перехода общества к экономике знаний.

Выступая в качестве ведущего фактора формирования экономики знаний, институт высшего образования призван выполнять следующий комплекс задач: • формирование нового образа жизни, который интегрирует в себе человеческое развитие, непрерывное творчество, социальную стабильность и экологическое равновесие; • накопление интеллектуального, социального и человеческого капиталов; • содействие распространению инновационной культуры; • подготовка молодежи к выполнению новых, более сложных трудовых функций в системе экономики знаний; • укрепление основ духовности общества; • расширение возможностей людей реализоваться в трудовой сфере, что является важным условием быстрого инновационного развития; Современной формой интеграции науки, образования и рынка труда выступает исследовательский университет. Сущность исследовательского университета, впервые системно сформулированная В. Гумбольдтом в XIX в., состоит в ин-

теграции учебного процесса и фундаментальных научных исследований. Вокруг современного университета создаются исследовательские парки как форма интегрированного развития науки, образования и бизнеса. Исследовательский парк является по сути объединенной вокруг исследовательского университета научно-производственной, учебной и социальнокультурной зоной обеспечения непрерывного инновационного цикла. Но предоставление образовательных услуг в исследовательских университетах должно обеспечиваться исключительно на основе: тесной интеграции образования и научных исследований, в том числе, использования исследований в обучении студентов; проведения актуальных фундаментальных и прикладных научных исследований, ориентированных на приоритетные для государства направления науки и техники, высокие технологии и инновационное развитие экономики; наличия комплексной многоступенчатой системы подготовки научных кадров (магистратура, аспирантура и докторантура), успешную деятельность которых определяют высокопрофессиональные преподаватели и ученые; информационной открытости и интеграции в мировую систему образования и науки, способности к восприятию мирового опыта и гибкости в отношении новых направлений научных исследований и методологии обучения; формирования вокруг университета интеллектуально наполненной, инновационной среды, благодаря которой значительная часть финансирования науки осуществляется промышленностью и рыночными структурами.

По мнению А. В. Куклина, институциональное единство высшего образования как важного общественного института достигается сбалансированным сочетанием [3]: • системы образования, которая воплощает нормативные характеристики образования; • процесса образования, отражающего его непрерывность и динамичность; • результата образования, который обусловливает сформированный уровень знаний и компетенций выпускников. При этом сфера высшего образования представляет собой полифункциональную систему с присущими ей основными функциями, которые можно сгруппировать следующим образом: социально-экономические функции, связанные с формированием и развитием интеллектуального, технического и кадрового потенциала; социально-политические, связанные с обеспечением безопасности общества, общественного контроля, социальной мобильности, устойчивого развития общества его соотношение с цивилизационного процесса; социокультурные, позволяющие развивать и сохранять духовное наследие общества. Основным приоритетом совершенствования механизма реализации функций высшего образования, социально-экономической в частности, в условиях становления экономики знаний является трансформация внутреннего экономического механизма функционирования института высшего образования, направленная на усиление взаимодействия с институтами внешней среды.

В частности, интеграция с органами государственного управления – для формирования и реализации государственной политики, направленной на становление экономики знаний; с бизнесом – для обеспечения коммерциализации знаний; с рынком труда – для изучения спроса и адаптации производителей образовательных услуг к требованиям к качественным характеристикам и количественному составу выпуска специалистов. Это обеспечит повышение качества образования, усиление его практической составляющей в совокупности с предоставлением фундаментальных знаний, уравновешивание спроса и предложения на рынке образовательных услуг, усиление корреляции заработной платы работников с уровнем их квалификации. Таким образом, будет выполнена задача повышения уровня эффективности функционирования института высшего образования в целом.

Список использованных источников 1. Кондаурова, І. О. Інституційні аспекти становлення економіки знань / І. О. Кондаурова // Проблемы развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций: региональный аспект: сб. науч. тр. – Донецк: ДонНУ, 2010. – Ч. 1. – С. 130–132. 2. Кендюхов, О. В. Стратегічне управління національним економічним розвитком: монографія / О. В. Кендюхов [та ін.]. – Донецьк: «ДВНЗ» ДонНТУ, 2013. – Т. 2. – 392 с. 3. Куклін О. В. Економічні аспекти вищої освіти: монографія / О. В. Куклін. – К.: Знання України, 2008. – 331 с.

И. А. Кондаурова


Комментировать


9 × семь =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru