Интернет-коммуникации и «игры с идентичностью» | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Интернет-коммуникации и «игры с идентичностью»

В современных условиях функционирование общества, социальных сообществ и индивидов в большей степени, чем ранее, определяется получением, обработкой и осмыслением огромного объема информации. Стремительное количественное и качественное преобразование информационной сферы приводит к закономерному возрастанию роли социальной коммуникации в жизни общества. Однако по мере роста интернетизации создаются не только новые возможности, но и новые риски для людей, особенно молодых.

Авторитетный французский ученый в области современной коммуникативистики Доминик Вольтон утверждает: «Информация представляет собой истинный триумф ХХ века. Информация во всех смыслах этого слова и со всеми возможными неоднозначными его оттенками является одной из центральных ценностей наших открытых обществ» [1, с.20]. В самом деле, активизация процессов в сфере информации является важнейшей особенностью современного мира. Этот процесс обусловлен не только введением в сферу социальных взаимодействий огромного количества информационно-коммуникационных средств и посредников, но и разработкой принципиально новых коммуникационных технологий, прежде всего Интернета.

Пользование Интернетом становится необходимым условием социализации и успешной социальной адаптации. Интернет имеет множество сфер и направлений практического использования, что создает основу для возникновения новых социальных практик — виртуальных аналогов традиционных. Интернет-пользователи, как акторы интернет-практик, более адаптированы к высокотехнологичной и динамичной среде информационного общества, ведут более активный образ жизни, легче ориентируются в социальной среде, склонны к инновационному поведению и потреблению. Это, по мнению Д. Вольтона, связано с «очарованием Интернета», которое он раскрывает с помощью трех понятий: скорость, свобода, интерактивность [1, с.24]. Именно эти сущностные качества делают интернет-коммуникации зачастую более привлекательными по сравнению с реальным взаимодействием, многие виды социальных практик получают новое пространство и новый импульс для развития. Новые практики интернет-коммуникаций воспринимаются пользователями как естественный и неотъемлемый атрибут повседневной жизни.

Электронные масс-медиа и Интернет все чаще сопровождают процессы вторичной социализации человека. Ключевые качества Интернета гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность — позволяют расширять объемы и разнообразие информации посредством нелинейного еѐ потребления; выражать смысл послания с помощью разных знаковых систем; использовать различные способы коммуникации с аудиторией; предоставлять пользователям более широкие возможности для активного участия в производстве и обмене информации. Формирующиеся таким образом практики интернет-коммуникаций – это не только инструмент общения и развлечений, не просто способ информирования, это способ формирования новых идентичностей. В основе лежит манипулятивная природа Интернета, что позволяет имитировать реальность настолько гармонично, естественно и богато, что это часто заменяет пользователям настоящую жизнь. В результате трансформируются процессы самопрезентации, теряется ориентация в границах виртуального и реального, эмоционального и оценочного отношения к контенту, происходят глубокие изменения типов сознания пользователей, возникает интернет-зависимость [2, с.23].

В современной интернет-среде происходит формирование социальных групп, объединенных лишь виртуальной активностью. Виртуальный характер коммуникации интернет-пользователей не отменяет их социальные характеристики. И потому коммуникация в виртуальных сообществах, как и в реальных, является невозможной без формирования и развития идентичностей. Несмотря на то, что Интернет-коммуникация опосредована техническими средствами, она, тем не менее, осуществляется между человеческими индивидами, каждому из которых необходимо определить свою принадлежность сообществу, принять его ценности, найти свои роли в этом сообществе, определить черты сходства и отличия от других его членов и т.п. Сама информационная Интернет-среда в этом смысле формирует определѐнные качества идентичности каждого еѐ пользователя через процедуры отбора информации, участия в формировании новостей и информировании других, в выражении своих предпочтений, в комментировании, в ведении блогов, дневников и т.п.

Значительное место в формировании виртуальной идентичности занимают дискурсивные конструкции. Текстовая коммуникация зачастую анонимна, пользователи сообщают о себе только отрывочные сведения или не сообщают ничего, кроме так называемых ников. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в социальных сетях и блогах пользователи готовы сообщать о себе, в первую очередь, возраст (87%) и пол (84%). Достаточно легко публикуются сведения об образовании, семейном положении, хобби, любимой музыке/кинофильмах. Для большинства опрошенных не вызывает трудности и предоставление своего фото (65%) [8].

Менее охотно пользователи сообщают место учебы, работы и жительства, любимые места, а также сведения о друзьях и родных, профессии и занимаемой должности, месте рождения, национальности, путешествиях, вероисповедании. И лишь совсем немногие считают нужным указывать информацию о своих политических взглядах, услугах, которые могут предоставить другим пользователям и уровне дохода. Сообщать о себе в социальных сетях и блогах неправду хотя бы однажды приходилось половине пользователей этих ресурсов (51%). Причем чаще к этому склонны молодые люди до 24 лет. Пользователи социальных сетей искажают имя и возраст, склонны предоставлять неверные сведения о своем семейном положении, внешности и хобби.

Несколько реже неверными могут оказаться данные о поле пользователя, музыкальных и художественных пристрастиях, уровне образования и месте обучения, путешествиях, месте жительства, месте работы и занимаемой должности, покупках и услугах, профессии, сексуальных отношениях, уровне доходов, национальности. Регистрироваться в социальных сетях под вымышленным именем в большей степени склонны мужчины (33%) и молодые люди до 35 лет (32-34%). Мужчинам также более свойственно говорить неправду о возрасте (33%) и семейном положении (29%) [6]. Тем самым виртуальная коммуникация создает для пользователей широкие возможности самоопределения и самоконструирования, происходит виртуализация личности, что существенным образом влияет на реальную психическую и социальную деятельность человека. Тотальное включение в информационные технологии приводит к изменениям когнитивной, коммуникативной и личностной сфер, трансформируют операциональное звено деятельности, пространственно-временные характеристики социального взаимодействия, процессы мотивации и целеполагания. Мотивация процесса формирования виртуальной личности может быть различной. Во-первых, она может представлять собой реализацию «идеального Я». Во-вторых, целью создания виртуальной личности может стать реализация свойственных личности агрессивных наклонностей, не реализуемых в реальном социальном окружении. В-третьих, создание виртуальной личности может отражать желание контроля над собой у пользователей с наличием ярко выраженных деструктивных желаний.

В-четвертых, виртуальная личность может создаваться для того, чтобы произвести определенное впечатление на окружающих. Наконец, в-пятых, виртуальная личность может отражать желание власти. Так или иначе, формирование виртуальной личности является проявлением такого интернет-поведения, которое направлено либо на компенсацию проблем, испытываемых пользователем в реальном взаимодействии, либо на приобретение нового опыта как самоценное стремление. Именно такой вид интернетповедения часто называют «игры с идентичностью». Виртуализация поведения, новые роли дают пользователям возможность присваивать, пробовать, примерять на себе такие идентичности, которые в реальной жизни было бы невозможно демонстрировать окружающим. На основе анонимности и ограниченного сенсорного опыта интернет-коммуникации способствуют возможности различного рода экспериментов с собственными идентичностями, создания идентичностей, отличающихся от реальных. Мотивы такой игры с идентичностями различны у разных индивидов, они могут быть связаны с адаптацией личностей к изменениям социума, который, с одной стороны, переносит коммуникацию в Интернет, а с другой – в реальном мире задает индивиду ограничения для самокатегоризации.

В отличие от реального, виртуальный мир представляется индивидам безграничным, позволяет включаться в такие социальные группы, в которые в реальном мире включиться не представляется возможным, он позволяет формировать новые, виртуальные идентичности по весьма условным признакам. Склонность к конструированию новой идентичности – виртуальной личности – очень характерна для русскоязычного сетевого общения. Здесь по мере развития Интернета коммуникация в сети превращается из суррогата реального общения в его альтернативу, возможность сохранить социальные связи и упрочить социальное взаимодействие. Интернет-коммуникация не замещает и не вытесняет реальное общение, она дает еще один инструмент социального взаимодействия для решения проблем реальной жизни [5, с.147]. Прежде всего социальные сети представляют собой пространство для игр с идентичностью и образования субкультур. Здесь осуществляются почти все актуальные потребности «поколения web»: сепарация от родителей, обсуждение новых, ранее запретных тем; группирование со сверстниками с общими интересами, возможность ощущать принадлежность к группе и т.п. [4, с.33]. В социальных сетях сегодня зарегистрированы 82% пользователей интернета (еще в 2010 году этот показатель составлял 52%). Типичный пользователь социальных медиа -это человек в возрасте 18-24 лет (96%), обеспеченный (87%), проживающий в Москве и Санкт-Петербурге (94%) [7]. Социальные последствия формирования и использования виртуальных идентичностей весьма противоречивы. Позитивным можно считать рост возможностей самореализации индивидов за счѐт освоения новых идентичностей и

ролей в Интернете. Положительно также и расширение возможностей коммуникации индивидов с использованием сетевых технологий. Для многих молодых людей принадлежность к сетевым группам является зачастую более реальной, чем принадлежность к тем или иным социальным группам в реальном мире. Вместе с этим многие интернет-пользователи формируют у себя устойчивые идентичности игроков, вследствие чего формируется интернет-зависимость, при которой вступление в виртуальные связи в разных ролях и масках становится сверхценным. Проблема размывания идентичности под влиянием Интернета закладывается на личностном уровне, проявляется на групповом и на социетальном уровнях. Если реальное общество ограничивает возможности самореализации человека, у него чаще появляется мотивация выхода в Сеть для конструирования виртуальных личностей.

Если же молодой человек имеет реальную среду для реализации различных аспектов своего «Я», мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует или минимизирована [3, с.153]. Культура карнавала, реализуемая в огромном множестве возможностей для вступления в виртуальные связи в разных ролях и масках, приводит к потере способности к самоопределению, к четкому соотнесению себя с теми социальными общностями, в которые реально включена личность. Однако некоторые специалисты считают, что в ближайшие годы в России проявится тенденция, характерная для западных стран – сокращение времени или полный отказ от пользования социальными сетями в пользу живого общения.

Список литературы

1. Вольтон Д. Информация не значит коммуникация. М. ПОЛПРЕД Справочники. 2011.

2. Горина Е.В. Манипулятивный потенциал конституирующих признаков Интернета // Журналистика и массовые коммуникации 2014. №3.

3. Дягилева Н.С., Журавлева Л.А. Сущность социокультурной идентичности молодежи в среде интернет-коммуникации // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. №42 (180) Философия. Социология. Культурология. Вып.15.

4. Матафонов Р.Н. Интернет-коммуникации как путь развития общения // СМАЛЬТА. 2014, №6.

5. Овчинникова И.Г. Коммуникация и идентификация в социальных сетях: факторы, типажи, национально-культурная специфика (на материале социальной сети Твиттер) // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2013. №2.

6. URL:http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111364 (дата обращения: 11.12.2015) 7. URL:http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112476 (дата обращения: 11.12.2015) 8. URL:http://wciom.ru/index.php?id=269&uid=114137 (дата обращения: 11.12.2015)

О. Ю. Голуб


Комментировать


9 − три =

Яндекс.Метрика