Интернет-механизмы вовлечения граждан в общественную активность | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Интернет-механизмы вовлечения граждан в общественную активность

А все-таки она вертится!

Аннотация. Гражданская активность в современной России характеризуется вовлечением широких масс населения. Созданные группы инициативных граждан, а также юридически оформленные общественные объединения разрабатывают и реализуют комплексы мер по вовлечению в свою активность новых активистов для достижения поставленных целей. В работе представлен анализ опыта использования возможностей глобальной сети Интернет данными группами и объединениями для вовлечения активистов и кооперации с другими инициативами и объединениями. Ключевые слова: Интернет, кооперация, мобилизация, гражданская активность.

Гражданская активность в современной России характеризуется, в том числе двумя особенностями: расширением работы в глобальной сети Интернет и формированием широких коалиций и коопераций с целью достижения своих целей и задач. Такие институты гражданского общества как НКО уступают в эффективности вовлечения граждан в свою деятельность. Это связано с рядом преимуществ сетевых неформальных движений, в том числе использование ими технологий мобилизации и взаимодействия с потенциальными активистами и с уходящими в прошлое методами работы НКО. Главным фактором вовлечения граждан в сетевые неформальные движения является соотнесение своих целей с целями движения. Главный для этого инструмент – Интернет.

Неотъемлемая составляющая – эмоционально-психологическая, мотивация. В первую очередь через коммуникационные каналы Интернета вовлечение в такие структуры упрощена неформальными диалогами и личными отношениями. Различные краудсорсинговые платформы, виртуальные сообщества выполняют функции информирования, тем самым мотивируя к участию. Происходит взаимодействие, коммуникация, которая позволяет выразить себя, стать частью целого. При этом активисты и ресурсы, которыми они обладают, выступают инструментом сетевой мобилизации. Таким образом, столь малое присутствие НКО в Интернете, неиспользование современных технологий, которые позволили бы привлечь к себе внимание, низкая активность построения коалиций, партнеров и сетей не позволяет НКО качественно и количественно вовлекать граждан.

Неумение или непонимание необходимости само презентации, отсутствие выхода в публичную сферу деятельности, неиспользование новых форматов, мероприятий, которые дали бы возможность активисту найти себя и само выразиться. Замкнутость НКО, ориентация деятельности на себя, а не извне, не на достижение целей движения, не позволяет вовлечь граждан и замотивировать их. Причиной этому является отягощение НКО формализацией, отчетностью и бюрократии во взаимодействии с органами власти. Поэтому НКО не могут вырваться из этого круга, получить новые компетенции и привлечь молодых увлеченных специалистов. Однако успешные примеры региона постепенного использования сетевых принципов организации и технологий мобилизации заставляет подтвердить возможность это реализовать.

Таким образом, общественные объединения делают попытки установления контактов с различными субъектами и объектами мобилизации. По данным социологических исследований и по нашим наблюдениям, нельзя сказать, что сейчас они эффективно с этим справляются. Предстоит еще многое исправить и наладить в этих взаимодействиях. Вовлечение первостепенных кругов волонтеров, экспертов станет началом расширения поля влияния общественных объединений. Для этого организациям нужно приложить несколько больше сил для установления точек соприкосновения и пересечения с потенциальными участниками движений, активистами, органами власти, экспертными сообществами. Введение такой практики в свою деятельность, специальное выбрасывание себя из зоны комфортного действия начнет работать на общественные объединения и их значимость на территории субъекта.

С целью выявления механизмов вовлечения граждан, активистов, иных партнеров в деятельность общественных объединений были проведено интервью 10 представителей общественных объединений из разных регионов России: — Новгородский региональный общественный фонд содействию некоммерческим проектам; — Благотворительный фонд Наши дети (г.Уфа); — «Наше будущее» (НКО на стадии регистрации, Якутск) — Нижегородская Ассоциация неправительственных некоммерческих организаций «Служение»; — Благотворительный фонд «Дедморозим» (г.Пермь); — Благотворительный фонд «Детские домики» (г. Казань); — Университетский волонтерский центр ПГНИУ (г. Пермь); — Проект «Молотов 41-45» (г.Пермь); — Экологическое движение «Мусора.Больше.Нет» (Санкт- Петербург); — Региональное агентство творческих инициатив (Ярославль). Организации имеют различную организационно-правовую форму, часть из них не имеет статуса юридического лица. Выбор этих общественных объединений основан на рекомендациях региональных экспертов-журналистов, работающих с третьим сектором. Несмотря на то, что некоторые организации не ориентированы на массовое вовлечение граждан, в малых количествах, опосредовано, но они также используют механизмы вовлечения граждан. Использование определенных практик зависит от потребностей организации — разные организационные формы дают и разные возможности для вовлечения.

Однако повысить эффективность вовлечения помогут элементы сетевого движения, включающего ориентацию на личное неформальное общение, выстраивание доверительных отношений и, самое мотивирующее, общность убеждений и мироощущения. Находясь на различных уровнях развития, в целом, исследуемые организации действуют в рамках одной модели поведения по привлечению граждан. При этом структуры существуют автономно друг от друга. Следовательно, можно предположить, что при обнаружении успешной практики в одной организации, практику можно внедрить в другую. Механизмы взаимодействия и коммуникации имеют самый обширный список по количеству используемых сегодня техник. Традиционными механизмами, которые, так или иначе, пользуются все 10 организаций, участвующих в исследовании, это обращение к знакомым и друзьям. Во-первых, это самый простой способ вовлечения, а во-вторых, ввиду доверия к своему окружению в нем мы ищем поддержку. Передавая информацию по цепочке, создается сеть проинформированных людей. При этом зачастую знакомые становятся первым окружением лидера и его командой.

С целью дальнейшего распространения информации, организации разворачивают работу в социальных сетях, но в разной степени, необходимой для них. Так, например, Новгородский региональный общественный фонд содействию некоммерческим проектам использует сети при необходимости, непосредственно перед мероприятием и после. Благотворительный фонд «Наши дети» использует группы для разных целевых аудиторий, при этом публикует разные сообщения. В ходе интервью все объединения, отвечая на вопрос о механизмах вовлечения граждан, в первую очередь упоминали о своих Интернет ресурсах. Все общественные объединения, рассмотренные в исследовании, имеют сайты и в разной мере, но используют их. Помимо собственного сайта организации или проекта, есть представительство в социальных сетях. Некоторые организации имеют отдельные сайты проектов, как, например, «Добрый Нижний», «Центр активных людей» — проекты Нижегородской Ассоциация неправительственных некоммерческих организаций «Служение»; Фестиваль «Архитектура движения», «TEXTIL» — проекты Агентства творческих инициатив «Лифт». Следует отметить, что сайты организаций как минимум содержат в себе необходимую информацию, хотя некоторые из них имеют несколько устарелую и не интуитивную навигацию.

Но все же большинство используемых сайтов организаций имеют современный дизайн, выходы на социальные сети, возможность подписки на рассылку. Интерактивный, приятный для визуального восприятия сайт проекта «Молотов 41-45» (http://molotov4145.ru/) удерживают аудиторию, пришедшую на его Интернет-страницу. Такие организации, как Агентство творческих инициатив «Лифт», фонд «Дедморозим», Мусора.Больше.Нет используют инфографику, приложение Instagram. По большей части университетский волонтерский центр использует социальную сеть, где регулярно делает публикации, в том числе с места событий, акций. Благотворительный фонд «Наши дети» делает упор работы в социальных сетях, особенно в facebook через страничку лидера организации. Все благотворительные фонды используют на своих сайтах различные способы перевода пожертвований. Над созданием собственного приложения уже задумался фонд «Дедморозим», но пока его представители не определились, каким оно должно быть, чтобы быть, по словам представителя фонда, «классным», но это дело ближайшего года. Элементы интерактивности включают в себя публикации в социальных сетях с опросами, интерактивными ответами, подборами фотографий с хэштегами и т.д.

Постепенно входящий в использование НКО, особенно среди молодого поколения, инструмент — видеозаписи на youtube, vimeo или просто в социальных сетях. Группа Vkontakte работает для волонтеров, способных помочь физически или интеллектуально. Группа в Facebook собирает в себе состоятельных благотворителей. Как отметил руководитель фонда, Vkontakte характеризуется быстрой скоростью распространения объявлений. Например, представители фонда размещают листовку с текстом – отправь слово «фея» на номер 7715 и ты пожертвуешь 45 рублей на больничных детей – это полчаса работы няни, полчаса ребенок будет ухожен, накормлен, спокоен и рядом будет заботливый любящий человек. В итоге информация распространяется, деньги приходят на счет. Аудитория Facebook требует общения, присутствия в сообществе, комментария, втягивания в обсуждение проблемы, чтобы почувствовать интерес и причастность к делу. Второй вид сообщений, которые здесь размещает фонд – объявления о необходимых суммах на целевые проблемы. В Якутске, где Интернет дорогой, социальные сети заменяет приложение WhatsApp.

Механизм взаимодействия в сети таким образом несколько затруднен, давая с другой стороны больше мотивации организаторам для установления личных контактов. Вероятно, в связи с этим спустя год после создания проекта «Наше будущее», он уже имеет связи с министерством здравоохранения республики Саха, не имея при этом юридического лица. Массовое освещение деятельности происходит через СМИ – особенно телевидение. Для СМИ руководитель проекта «Наше будущее» отправляет пресс-релизы. Являясь блогером, лидер движения знакомится с блогерами Якутска и имеет негласный договор с ведущим Интернет-порталом. Здесь используются личные связи, сформированные через средства социальных медиа. По мнению половины опрашиваемых, хороший метод – e-mail рассылка, дополненная телефонными прозвонами. Если отправить человеку письмо и потом позвонить ему или наоборот, то можно и на мероприятие его привлечь, и в деятельность вовлечь.

Это вновь подтверждает важность выстраивания личных контактов. Руководитель университетского волонтерского центра Перми говорит, что вовлечение граждан к участию, главным образом, происходит через открытость деятельности центра. Это проявляется в открытых публикациях в Интернете отчетов о предстоящих и прошедших мероприятиях, полугодовых отчетах со статистикой в социальных сетях и на сайте университета. Есть и иные городские и университетские волонтерские проекты, в которых центр готов давать возможность поучаствовать своим активистам. По словам руководителя, центр не ограничивается собственными мероприятиями, дает участникам группы возможность узнать, что организуется и проводится в городе и крае. Как только участник становится вовлеченным в событие и начинает действовать, он переходит в статус активиста. В новом состоянии он находится под воздействием механизмов удержания. Хорошим примером здесь выступают внутренние мероприятия для активистов движения «Мусора.Больше.Нет.». Разнообразные встречи, конференции, вебинары, фестивали, походы, возможность участия в бонусных программах, обучающих мероприятиях, тематических форумах и многое другое создают комфортные условия и доверительные отношение участников движения. Внутренняя среда, общение внутри объединения играют важнейшую роль в притягательности для активистов. Здесь активисты уже не являются отдельными единицами. Они знают друг друга, дружат и добровольно убирают мусор вместе, инициативно устанавливают контейнеры для раздельного сбора мусора.

Это общий труд, видимые результаты которого также воздействуют как механизм удержания. Самый главный механизм здесь — это установление связи и донесение информации до адресата, то есть горожанина, через различные вариации процесса коммуникации и взаимодействия. То есть информация и процесс коммуникации и взаимодействия становятся факторами эффективного вовлечения. Наличие этих показателей необходимо в деятельности любого объединения. Но в результате наиболее эффективное вовлечение достигается через создание условий для вовлекаемых: — лично встретится с организаторами; — наладить личные связи в сети Интернет; — лично узнать о деятельности через свое окружение; — лично поучаствовать в коммуникации с проектами, получить возможность самостоятельно его понять (Это создает возможность напрямую приобщиться к деятельности организации. Здесь задействовано ближайшее окружение участников, которые могут стать активистами); — наладить коммуникацию через Интернет, СМИ; — наладить взаимодействие через Интернет; — открыть доступ ко всем ресурсам с информацией; — обеспечить постоянно присутствие в сети, СМИ (Это позволяет обнаружить информацию об организации, связаться с ней, быть информированным о ее деятельности); — обеспечить продвижение и распространение информации об организации, развить коммуникацию с внешней средой.

При успехе вовлечения в деятельность движения, граждане становятся активистами, для которых факторы участия, в рамках рассматриваемого коммуникационного блока, другие: — создание комфортной среды взаимодействия и работы; — установление доверительных отношений с активистами, организацией; — предоставление обратной связи, пользы активисту (то есть все то, чтобы вызвать обоснованность присутствия в настоящей социальной группе). Элементы интерактивности включают в себя публикации в социальных сетях с опросами, интерактивными ответами, подборами фотографий с хэштегами и т.д. Постепенно входящий в использование НКО, особенно среди молодого поколения, инструмент — видеозаписи на youtube, vimeo или просто в социальных сетях.

Изученные организации имеют разный уровень представительства в Интернете. Объем использования инструментов зависит от уровня знания технологий работы в Интернет, наличия времени, но главное желания. Сравнивая сайты организаций, заметна зависимость привлечения к деятельности организации от интерактивности, наличия фотографий, оригинального дизайна. Фактором, способствующим эффективной мобилизации граждан, можно назвать использование виртуальных ресурсов таким образом, чтобы: — удержать, заинтересовать посетителя ресурса; — вовлечь его в диалог; — сориентировать все инструменты так, чтобы передать и донести свою миссию. Показателем эффективного вовлечения является использование цифровых веб-технологий таким образом, чтобы суметь наглядно и интересно продемонстрировать аудитории нужную информацию. Например, посылом может быть демонстрация того, на сколько много людей участвует в деятельности организации; показать значимость социальных проектов. Обобщая результаты исследования, можно говорить о том, что сайты, социальные сети, блоги и форумы, Интернет в целом, существенно способствуют вовлечению граждан в общественную активность. При этом, эффективность вовлечения возрастает, если сайты, группы в социальных сетях: — содержат контактную информацию, — интуитивны, — содержат актуальную информацию о мероприятиях, — обладают современным дизайном, — предоставляют выходы на социальные сети (для сайтов), — предоставляют возможность подписки на рассылку (для сайтов), — обладают интерактивным дизайном/структурой (для сайтов), — содержат инфографику, — обладают связями со страницами лидеров в социальных сетях, — предоставляют каналы для пожертвований, — проводят соцопросы, — содержат фотографии и видеозаписи.

В ходе интервьюирования было выявлено, что обучение организаций работе в Интернете со своей аудиторией дает положительные результаты. Следовательно, можно сделать вывод о том, что объединения по-прежнему нуждаются в обучении технологиям кооперации и объединения, как между собой, так и с органами власти. При погружении представителей общественных организаций в теорию, а затем в практику, возможно преодоление некоторых возникающих проблем на пути кооперации. Проведение конкурсов коллективных проектов по направлениям способно стимулировать деятельность объединений одного спектра. Лучше чтобы эти проекты были долговременными, содержали бы в себе комплекс событий, направленных на решение проблемы.

А.В. Соколов, А.В. Соловьева


Комментировать


9 − пять =

Яндекс.Метрика