Использование квест-технологии в региональном туризме

Ключевые слова: туризм, квест, квест-технология, квест-туризм, квест-экскурсия. Keywords: tourism, adventure, quest technology, quest-tourism, adventure tour.

Сфера туризма на протяжении многих лет является одной из важнейших отраслей экономики и может рассматриваться как фактор экономического роста страны и региона.

Действительно, развитие туризма способствует развитию в регионе строительной отрасли, транспорта, связи, общественного питания, торговли и др., пополнению казны региона за счет налоговых отчислений, решению проблемы занятости населения, позволяет «…воспитывать у молодого поколения любовь к родному краю, привязанность к своей большой и малой родине»1 . Инновационные процессы, происходящие в обществе, нашли свое естественное отражение на положении туррынка и, соответственно, заставили турфирмы отреагировать на новые тенденции потребительского спроса, искать новые формы работы с потребителями туристских услуг. Информационная цивилизация, интерактивные формы коммуникации порождают новые способы получения и освоения информации.

В настоящее время одним из инновационных направлений в туризме является перспективный вид путешествий под названием «квест-туризм». Квест в туризме завоевывает все большую популярность, особенно среди молодого населения России, и с каждым годом обретает новые формы и тематику. Квест или приключенческая игра пришел в туризм из мира интерактивных компьютерных игр как один из основных жанров, в которых игрок погружается в виртуальный приключенческий мир, самостоятельно исследует его, чтобы победить в игре, он должен выполнить ряд задач, требующих от игрока умственных усилий, скорости реакции и быстрых ответных действий, сегодня мы уже можем говорить о целом направлении квест-туризма, о квестовом буме.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

И на сайтах Интернета уже появляются мнения молодых путешественников о том, что «стандартные туры уже устаревают, что молодым людям не интересен стандартный пакет услуг «отель, пляж и скучная экскурсия с пожилым экскурсоводом». Квест, согласно словарю Шагаловой Е.Н. 2 , означает: 1. Жанр компьютерных игр, требующих от участников решения логических задач для продвижения по сюжету; 2. Жанр командных интеллектуально-подвижных игр, включающих элементы городского ориентирования. Соответственно, квест в туризме – командная игра, совмещенная с туристической экскурсией, направленная на выносливость и эрудицию, сообразительность и креативность, нестандартное мышление, в которой впечатления от посещения новых мест усиливаются азартом игры и приятным чувством победы. Идея игры заключается в перемещении команды по точкам, указанным маршрутном листе, и в выполнении различных интересных заданий, объединенных общим сценарием. Предполагается нахождение различных подсказок и их использование для достижения цели квеста.

Количество точек (уровней) и их сложность определяется сценарием и для каждой игры может быть различным. Каждый квест развивается по своему сценарию, может иметь анимационную составляющую, и обязательно наличие организаторов-волонтеров на маршруте. Участники квеста должны быть обеспечены необходимым вспомогательным материалом, в том числе четкими инструкциями. Безусловно, туристские квесты как нестандартный вид туризма могут быть интересны для людей разных возрастных групп и разных профессий. Например, квест во время отдыха на турбазе. Главное, чтобы человек любил активный отдых, искал новых острых ощущений; умел работать в команде и был хорошо подготовлен физически. Но все же основные потребители квестов – это молодежь и подростки. Согласно результатам проведенного нами в декабре 2016 года исследования среди студентов и школьников старших классов, практически 100% опрошенных знакомы с такой формой организации досуга и около 65% уже были участниками квестов. Желание принять участие в квесте высказали 98% респондентов. Чем можно объяснить своеобразный квест-бум. Вряд ли можно ограничиться ссылкой на стремление людей к отдыху, развлечениям, экстриму.

Квесты – не порождение современной жизни, они появились еще в эпоху древних цивилизаций и отражали стремление людей к приключениям, поискам кладов, путешествиям с целью познания себя и проверки себя на прочность. На наш взгляд, современная квест-технология, появившаяся в период инновационных преобразований в различных сферах жизни, смогла соединить интерактивные формы обучения, достижения в сфере информационных технологий и вечное желание людей преодолевать препятствия, стать на время настоящим героемпобедителем. Благодаря этим качествам первые компьютерные квесты, появившиеся в 90-х годах XX века, быстро переместились в педагогику, став образовательной технологией, а позже квест-технология стала активно использоваться в сфере досуга. Использование квест-технологии в туризме имеет массу положительных моментов для ее участников, особенно молодых людей. Так в нашем исследовании на вопрос «Что Вас привлекает в туристском квесте?, 78% опрошенных назвали «экстрим, приключения», «возможность узнавать новое, познавать мир» и «работа в команде», 41% – «возможность проверить свои возможности и способности».

Квест как командная игра: позволяет весело провести время с друзьями, получить заряд энергии, положительные эмоции и яркие впечатления;  способствует общению и знакомству с новыми людьми; позволяет не только осваивать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: участвовать в дискуссии, выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, вырабатывать совместное решение;  снимает чрезмерное психологическое напряжение; способствует возникновению чувства азарта у туристов;  способствует формированию навыков работы с информационными ресурсами, умению ориентироваться в огромном количестве информационных потоков; развитию личностных качеств, таких как внимание, память, скорость и логика мышления, креативное мышление, сообразительность, решительность; позволяет приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного делового человека; дает возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, а также их практического применения; дает возможность команде самостоятельно распределять время на маршруте, исследуя заинтересовавшие объекты. Квест выступает как механизм, позволяющий активизировать уже сформированные навыки, направить их на выполнение заданий, генерирования идеи, разработки стратегии, что позволяет сформировать такие умения и навыки, как оперативность, находчивость, коммуникативные навыки. Разработка туристских квестов с широким использованием информационных и телекоммуникационных средств позволяет молодым участникам оказаться в команде сверстников в привычной атмосфере. Как видим, квест-технология призвана не только улучшить восприятие материала экскурсии или способствовать становлению молодого человека как личности.

В своей основе она имеет двоякий смысл: поиск правильного логического решения и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи. Говоря о преимуществах квестов в туризме, нужно отметить, что квест-экскурсия почти всегда по времени короче обычной, и не утомляет туристов. Воспитательная составляющая квест-технологии заключается в развитии интереса и формировании познавательной активности, расширении общеобразовательного кругозора студентов, приобщении к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям, развитии социальной и культурной компетентности личности. Тем не менее, квесты не являются универсальной формой предоставления экскурсионных услуг в туризме и имеют свои недостатки.

Так, например, отсутствие экскурсовода в квест-экскурсии лишает возможности общения с профессионалом, и получения полной информации по теме экскурсии. Имеется возможность сбиться с маршрута и просто сойти с дистанции. И, конечно, очень важный для любого туриста момент – это обеспечение безопасности. Туристский сценарий может быть положен в основу квеста самой различной направленности.

Причем сценарий для различных категорий туристов может не меняться. Меняется сложность задач и, возможно, время прохождения маршрута. Например, тема «Саратов и саратовцы в годы Великой Отечественной войны» может быть отражена в музейном квесте, городском квесте с поиском участников войны, памятных мест или документов, или в квесте «Бункер» с разгадыванием военных тайн. Туристская тематика может быть основой корпоративного квеста-тимбилдинга, в том числе и экстремального. Каждый год появляются новые виды квестов, но далеко не все они могут быть использованы в туризме. По форме организации туристские квесты могут быть линейными (решение одной задачи дает возможность решать следующую); штурмовыми (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи); кольцевыми (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).

По продолжительности к кратковременным можно отнести квест-экскурсию или веб-квест. К длительным – квест-туры или серию квест-экскурсий, рассчитанных на длительный период.. По месту проведения: выделяют комнатный квест (Indoor) и квест на открытом воздухе (Outdoor). По способу перемещения квесты в туризме могут быть пешеходными, транспортными, комбинированными. По обхвату территории: городской, областной, национальный, зарубежный. Если говорить о региональном туризме, то только городской и областной. В квестах могут использоваться задания интеллектуальной, поисковой, экстремальной направленности. Также можно разделить квесты на обычные и квесты с элементами анимации.

Экскурсионные квесты сегодня проводятся либо с непосредственным участием экскурсовода, либо в обезличенном варианте, либо с дистанционной выдачей заданий, когда участники получают задания при помощи смартфона или планшета. Сегодня нередко участники отправляются на квест-экскурсию с планшетом, на котором записана вся необходимая информация. Становятся все более популярными так называемые мобильные квесты с поиском заданной точки при помощи GPS-навигатора и тревел-игра геокешинг, суть которой заключается в поиске тайников, спрятанных другими участниками проекта, на основе заданных GPS-координат.

Результаты опроса студентов и школьников показали, что наиболее привлекательными формами туристских квестов для молодежи являются квеструм (Эскейп-рум), направленность – приключенческий и фэнтези, городской квест, экшн и лабиринт. Оптимальная продолжительность квеста, по мнению респондентов, не должна превышать полутора часов, стоимость на одного человека – от 150 до 600 рублей.

Саратовская область имеет богатое историческое прошлое, свидетельствами которой являются не только уникальные природные объекты, но и архитектурные сооружения, памятники, археологические объекты, музеи, в которых хранятся уникальные свидетельства старины. Безусловно, она является перспективным регионом для развития самых разнообразных видов туризма и обладает значительными возможностями для привлечения туристов не только из других регионов России, но и из зарубежья. Весьма благоприятной территорией для развития туризма делает область ее географическое положение, благоприятные природные ресурсы, широкие волжские просторы, целый ряд исторических памятников, среди которых широко известный археологический памятник Увек (музей под открытым небом), и, конечно же, уникальное Гагаринское поле, место приземления первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина. Темами для разработки квестов туристской направленности могут стать как уже разработанные экскурсионные маршруты, которые предлагают саратовские турфирмы, так и новые. Например, 16 сентября 2016 года в Этнографическом комплексе «Национальная деревня народов Саратовской области» в рамках празднования 80-летия Саратовской области специалисты и волонтеры Регионального центра «Молодежь плюс» провели молодежный исторический квест «Легенды 64».

Основной целью квеста стало развитие интереса молодежи к истории Саратовской области, расширение краеведческих знаний. Участники преодолели несколько тематических «станций» («Саратов литературный», «Саратов космический», «Саратов театральный», «Саратов архитектурный», «Саратов исторический», «Саратов прославленный», «Саратов многонациональный» и «Саратов спортивный»), соревновались в выполнении заданий, предлагая реальные проекты по развитию родного города. Название условных станций квеста могли бы в свою очередь стать темой самостоятельных краеведческих квестов. Пока же доминируют квесты развлекательной направленности, которые предлагают предприятия, связанные с организацией досуга жителей города. Разработчиками туристских квестов могут стать студенты вузов Саратова, обучающиеся по направлению «Туризм» при их взаимодействии с предприятиями сферы туризма.

В качестве примера можно назвать некоторые уже разработанные студентами и преподавателями нашей кафедры, и апробированные квесты: квест-тур выходного дня в Красноармейский район «В поисках клада Стеньки Разина», «Романтическая» квест-экскурсия, «Шпионский квест-тур», квест-экскурсия «Мистический Саратов», квест-экскурсия «Впервые в Саратове», квест для школьников «Назад в будущее», посвященный 70-летию Победы, квест «Саратов знакомый и незнакомый» и др. Значительные наработки есть и в других вузах города. Саратов может стать площадкой для автомобильных квестов, связанных с городским ориентированием. Можно организовать авто-квест по районам области с посещением архитектурных и природных памятников. Можно использовать опыт европейцев и внедрить квесты в аграрный туризм. На наш взгляд, для молодых людей будут представлять интерес музейные квесты. Обязательно должна быть отражена в квестах космическая тематика, ведь Саратовская область – место приземления первого в мире космонавта, и тема археологического памятника Увек.

Сегодня много делается в туризме и гостеприимстве для людей с ограниченными возможностями. Для этой категории актуально было бы разработать современные туристские веб-квесты. Учитывая наличие туристских ресурсов, в том числе и грамотных специалистов в сфере туризма, можно надеяться на появление интересных предложений в квест-туризме для различных категорий туристов. Основным же видом краеведческого квеста, скорее всего, останется городской квест, который предполагает разгадывание головоломок и поиск подсказок непосредственно на улицах города, например, это экскурсионная игра-расследование в музее, парке или исторических местах города.

В заключение можно сказать, что в настоящее время игра является составляющей частью досуга современной молодёжи. И проникновение в туризм квест-технологии является перспективным направлением для развития внутреннего туризма. В результате применение такого нового перспективного направления в экскурсоведении позволит повысить качество и конкурентоспособность экскурсионных услуг, а также обеспечить получение дополнительной прибыли на туристском рынке в регионе. Однако не стоит преувеличивать роль квест-технологии и квестов. Безусловно, современный туристский рынок предъявляет новые требования к организации туристской деятельности, а также процессам создания, продвижения и реализации турпродукта. Но классический туризм вряд ли полностью уступит свое место квест-приключениям.

Макарова С.Н.


Комментировать


+ 8 = семнадцать

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru