Какой будет приватизация?

Аннотация. В статье анализируется новая волна приватизации: цели, причины, возможные результаты. Приведены различные мнения за и против этого процесса. Даны возможные меры для эффективного проведения и достижения результатов.

Ключевые слова: приватизация, новая приватизация, мнения за приватизацию, мнения против приватизации, государственная собственность.

Настоящее время для экономики России является трудным периодом, требующем пересмотра экономической политики и выработки новых методов государственного регулирования. Один из таких методов – изменение концепции государственного управления собственностью, а именно – приватизация крупных государственных предприятий и компаний. Более того, из–за снижения темпов роста экономики и дефицита государственного бюджета, правительство утвердило план масштабной приватизации, в надежде на увеличение доходов бюджета и уменьшение расходов на обслуживание государственных компаний.

Под приватизацией принято понимать отчуждение государственной собственности в частные руки. Однако это не просто акт передачи собственности. В процессе отчуждения происходит передача абсолютно всех прав на владение государственными активами в пользу частного предпринимателя и его интересов. Это значит, что при приватизации государство теряет экономическую выгоду от деятельности предприятия, возможность управлять им в своих стратегических целях и тому подобное.[4] На данный момент, уже несколько лет подряд наш бюджет изначально закладывается дефицитным.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Например, по заявлению Силуанова в 2016 дефицит составит около 3 процентов от ВВП, то есть 2,184 трлн. руб., хотя реально он будет больше. В такой ситуации необходимы срочные меры т.е. обратиться к спасительному кругу государства – продаже государственных компаний. Новая приватизация по масштабам ничуть не будет уступать масштабам приватизации девяностых. Правительство решает продать акции таких крупных Российских компаний как Аэрофлот, Сбербанк, ВТБ, Аэропорты Шереметьево и Внуково, Башнефть, Роснефть, Роснано и Росатом, и т.д. В общем, планируемые доходы составят около 1 трлн. руб.[7] Эти меры будут сочетать в себе, как «залатывание дыр» в бюджете, так и новую концепцию управления государственной собственностью. Иначе говоря, стратегия направлена не только на получение денег, но и на повышение эффективности экономики за счет инвестиций и развитие частного бизнеса. Если обращаться к историческому опыту приватизации в России, сразу вспоминается приватизация 1990-ых годов.

Смена государственного строя, наступающий финансовый кризис, спад в экономике – все это вынудило правительство начать приватизацию. Бесперспективное состояние бизнеса, как государственного, так и частного требовало перемен. Одной из них стала крупномасштабная распродажа государственных компаний. Власти преследовали только хорошие цели – повышение социального благосостояния, оздоровление экономики, увеличение бюджета, привлечение инвестиций. Были разработаны различные законы, которые должны были регулировать процесс. Однако из-за скорой организации процесса приватизации, неподготовленности институциональной базы последствия были плачевны. Ваучерная приватизация, призванная разделить все и на всех, да еще и честно вытекла в скупку крупнейших государственных компаний за сущие копейки. Акции крупнейших компаний, таких как «Газпром», шли по 700 штук за ваучер, который у не ориентировавшихся в финансовой сфере людей обменивали за повседневные вещи. Огромные заводы уходили за стоимость, сравнимую с обычным грузовиком.

В итоге ужасные результаты – казна не пополнилась, социальное недовольство граждан возросло, у населения сгорели сбережения, антимонопольный эффект не произошел, а люди в нужный момент исхитрившиеся «прихватизировали» государственную собственность за копейки. И хотя, государство за почти 10 лет получило 9,7 миллиардов долларов за счет продажи имущества 146 тысяч компаний (которые были оценены более чем в 250 миллиардов долларов), для всех было ясно одно – вместо ободрения экономики получилась разворовка крупных активов. [2] Опираясь на опыт 90 годов, многие люди готовы выступить против новой приватизации. Существует много мнений, относительно этой идеи, считающих ее провальной. Прежде всего, историко–экономическая сторона данного вопроса. Россия в настоящее время находится на этапе перехода от централизованной экономики к рыночной. Наше правительство планирует встать в один ряд с развитыми странами с эффективно функционирующей системой предпринимательства, основанной на мелком, малом и среднем бизнесе, который образует «симбиоз» с крупным. В силу исторических событий в нашей стране развиты именно крупные предприятия, которые в основном находятся под контролем государства. Все предприятия являлись монополистами или действовали в рамках олигополии. Таким образом, конкурентоспособной экономики с позиции развитости внутренней системы и не могло быть.

Одной из целей приватизации является создание успешного бизнес сообщества. Но, что в 90-ых годах, что нынешняя приватизации ничего не улучшат. Еще Милтон Фридман говорил, что основная проблема перехода от социализма к капитализму – передача государственной собственности в частные руки. Отдать крупные предприятия некомпетентному трудовому коллективу или же продать большинство акций и без того богатым топ– менеджерам ничего не изменит. Развитие эффективного частного предпринимательства (когда управляющий и владелец являются одним лицом) – вот залог создания успешной и эффективной системы. Нашей стране необходима приватизация экономики, а не приватизация государственного имущества. Депутат Государственной Думы РФ от фракции КПРФ Валерий Рашкин заявил: «Когда курица несет золотые яйца, курицу не режут. А яички можно долго собирать, и они будут приносить пользу. Так и пакеты акций наших госкомпаний. Ведь это постоянные налоги, постоянная прибыль, постоянный доход». И правда, кому и когда вредили и стабильные денежные потоки. Государственные предприятия были и будут источником пополнения бюджета нашего государства.[6] Схожую мысль выражает и Наталья Кононкова, доктор экономических наук, доцент, преподаватель МГУ им М.В. Ломоносова.

Она тоже считает, что приватизация не нужна. Основная проблема государственного сектора–неполная информация об объектах этой самой собственности. Различные министерства и ведомства не имеют достоверной информации о стоимости и эффективности предприятий. Разносторонний характер российского государственного сектора, некомпетентность органов управления этого сектора, высокий уровень коррумпированности и повсеместная бюрократия не позволяют иметь достаточный доход. И для улучшения ситуации достаточно провести меры по совершенствованию хозяйствования. Во-первых, разработать системы учета и мониторинга деятельности национальных предприятий. Во-вторых, создать компетентные органы, способные вести управление собственностью с целью повышения ее эффективности. В-третьих, нужно разработать различные отраслевые стратегии, которые смогут регулировать деятельность таких предприятий в соответствии с государственными целями.

Например, в передовых западных странах не стремятся приватизировать компании инфраструктуры, транспорта, энергетические и оборонные предприятия. Ведь можно реализовывать стратегически важные цели (такие как социальные, или же оборонные), держа стратегические ресурсы в руках правительства, а не частных лиц.[5] Однако, находятся в нашей стране и люди, готовые поддержать приватизацию. Например, оппозиционно Рашкину высказался Павел Сигал, первый вице–президент общественной организации «Опора России»: «Это золотая курица не так уж много золотых яиц несла. На самом деле, только совсем недавно дивиденды госкомпаний, которые выплачивались государству, были даже меньше 25 процентов».[6] Что будет если подойти к данной идее с математической стороны? Рассмотрим пример на основе крупнейшей компании из списка – Роснефть. Чистая прибыль за вполне успешный 2014 год – 350 миллиардов. Четверть – это 87,5 миллиардов – являются отчислениями в бюджет. Допустим, эти выплаты сократятся на 19,5 процентов – доля, которую могут выставить на продажу. Это повлечет уменьшение казны на 17 с лишним миллиардов. Однако рыночная цена этого пакета акций – почти полтриллиона (550 миллиардов).

Получается, что государство не только ничего не потеряет, но и наоборот – получит доход на 32 года вперед. И это с учетом кризисной ситуации в экономике.[6] Стоит обратить внимание и на мнение председателя исполкома «Российского союза налогоплательщиков», члена Общественной палаты РФ, Артема Кирьянова. Он считает, что в сложившейся ситуации, когда цена на нефть столь нестабильна, ее добыча будет становиться только дороже. А это означает, что дополнительные деньги будут платиться из карманов налогоплательщиков(из бюджета РФ). Но, в таком случае, есть и иной выход– привлечение инвестиций в данное производство, в том числе и иностранных. А именно это и повлечет за собой приватизация. Прилив новых денежных потоков, управление корпорация-

ми эффективным персоналом позволят увеличить прибыль компаний и сделать добычу полезных ископаемых более технологически развитой.[6] Так же обратим внимание на заявление президента РФ Владимира Владимировича Путина, в котором он озвучил основные принципы проведения новой приватизации. В основе всего процесса, по его мнению, должен лежать приоритет интересов национальной экономики. Таким образом, не будет продаж акций за копейки, по бросовой цене, что повлекло бы за собой простое разворовывание компаний. Также стоит внимательно анализировать стоимость акций-многие эксперты боятся низких цен в связи с нестабильным курсом рубля, хотя и Роснефть имеет чуть ли не максимальную цену за одну акций – 280 рублей (исторический максимум был 290).

Еще один важный вопрос – кому продавать. Новые владельцы должны быть в юрисдикции России, чтобы не допустить оттока денежных потоков в офшоры и пресечь сокрытие реальных доходов. Покупателей акций будут строго отбирать, ведь предприятия должны следовать четким перспективам развития. Однако стоит заметить, что президент говорил о том, что стратегически важные объекты должны оставаться в собственности государства.[6] Конечно, если новая приватизация будет осуществлена в соответствии планируемыми правительством принципами, это мероприятие будет иметь успех. Однако все это будет иметь смысл в том случае, если будет проведена колоссальная подготовка перед процессом приватизации.

С нашей точки зрения, правительству нужно осуществить ряд обязательных мер, а именно:  Провести полное реструктурирование ведомств, ответственных за процесс приватизации. Иначе говоря, необходимо навести порядок в органах управления Росимущества, различных министерств и т.п. Но замены в руководстве должны быть направленны на назначение компетентных в этих вопросах людей, а не на смещение глав, которые выступают против разграбления государственных компаний, как происходит сейчас. Необходимо уменьшение количества чиновников с целью уменьшения эффекта бюрократизации.  Создать подходящую инфраструктуру на финансовых рынках. Т.к. наиболее удачный способ происходит путем акций, необходимо создание специализированных институтов. Следовательно, нужно внести изменения на рынок ценных бумаг, а именно: организовать биржи по продаже акций государственных корпорация; учредить лица, которые будут ответственны за процесс продаж акций (профессиональные брокеры и дилеры); ввести институты, которые будут все это контролировать и страховать – страховые компании, клиринговые центры, депозитарии.  Подготовить бизнес к продаже.

То есть провести капитализацию компаний; оценить рыночную стоимость акций, приемлемую для государства и для потенциальных покупателей; организовать полную инвентаризацию имущества на производстве; найти клиентов, которые смогут соответствовать намеченным стратегиям. И именно тогда мы сможем получить эффективного собственника.  Значительно переработать нормативно-правовую базу данного вопроса. Законодательно должно быть закреплено все, от мельчайших деталей прохождения всего процесса приватизации, до предупреждения и наказания по любому вопросу, связанному с коррупционной деятельностью.

Именно законы способны помочь провести новую приватизацию со значительными различиями по сравнению с приватизацией девяностых. Правильно продуманная система права может сделать этот процесс по–настоящему полезным для государства.  Повысить финансовую грамотность рядового населения. Если население будет и дальше пребывать в неведении о процессе приватизации, его инструментах и методах эффективной продажи акций и не состоится. Большинство людей должно знать о реалиях экономического процесса, чтобы не повторилось сосредоточения активов в руках у единиц знающих вопрос людей. Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что приватизация вполне закономерная для нашего государства мера на данный момент. Она поможет не только залатать дыры в бюджете и увеличить государственную казну, но и привлечь большие инвестиции.

Приватизация государственной собственности процесс весьма спорный и длительный, и российская общественность воспринимает его по–разному. Однако, правительство страны настроено его провести, значительно изменив принципы. Все детали должны быть продуманны так, чтобы государство имело выгоду, а не повторившийся пример девяностых. На наш взгляд, приватизация имеет место быть, но должны быть приняты огромные меры, по ее совершенствованию, для того чтобы резерв государства попросту не ушел в кошельки богатых людей.

Список используемых источников:

1. Владимир Громковский – Предрассудки приватизаторов/ «Expert online» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://expert.ru/2016/01/29/predrassudki-privatizatorov/ (дата обращения 19 января 2016г.)

2. История приватизации предприятий в России: лихие 90-е/ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.privatiz.ru/histoty–privatization/

3. Кононкова Н.П.–Государтсвенная собственность: неиспользованный резерв роста российской экономики./ Кононкова Н.П.// Проблемы теории и практики управления. – 2015. – №2. – С.6-12.

4. Кононкова Н.П. – Новая приватизация – новые риски. / Кононкова Н.П.// Экономическая политика. – 2013. – №6. – С.46-48.

5. Кононкова Н.П.–Управление государственной собственностью в России./ Кононкова Н.П.// Проблемы теории и практики управления. – 2014. – №2. – С.35-41.

6. Приватизация–2016/ Сайт «Пятый Канал»–[Электронный ресурc] – Режим доступа: http://www.5-tv.ru/glavnoe/broadcasts/508998/343/ (дата обращения 7 февраля 2016 г.)

7. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2014-2016 года.– утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 01. июля 2013 г.– № 1111–р.

Гордиенко И.В., Чернаков Е.А., Эджибия Т.Л


Комментировать


7 − = пять

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru