Как Венский конгресс изменил Вестфальскую систему (международно-правовое исследование)

В современном мире международное право одно из самых противоречивых, ведь доктринальные взгляды в одних странах сильно расходятся с международно-правовыми догмами в других. Это обусловлено не только политическими, но и историческими процессами. Вестфальская система международных отношений – система, которая сложилась в Европе после тридцатилетней войны и закрепленная на конгрессах 1648 г.

Война это была типично-средневековой. Большинство государств в нее вовлеченных имели феодальный строй и монархическую форму правления, а Европа еще не знала революций. Однако, характерно и то, что война эта была конфессиональной. «Как известно, в средневековой Европе регулирующее межъевропейские отношения каноническое право признавало верховную власть лишь за папой и только его считало сувереном». Таким образом институт католической церкви оставался сильным соперником светским правителям, стремившимся к усилению и абсолютизации своей власти.

В тоже время нельзя было не считаться с протестантской церковью, выросшей из сектантских школ в большую религию. Не чужда была европейским королям и идея насаждения веры и распространения «истинной» религии на территории других государств. До Европейского союза, как политического объединения, и идей толерантности, как идеологической основы веротерпимости, было еще далеко. Согласно Мюнстерскому и Оснабрюкскому мирным соглашениям, подписанными 15 мая и 24 октября 1648 г. соответственно, основными, базисными, становились три положения: принцип баланса сил, приоритет государств — наций, принцип государственного суверенитета. Принцип равновесия сил стал новым «регулятором» международных отношений, сместив с этого помоста Ватикан.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Признание в качестве одного из ключевых «принципа национального государственного суверенитета», когда каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории, легло в основу формирования государственности множества мелких образований, однако этот принцип совсем не означал невмешательство во внутренние дела и соблюдения территориальной целостности. Приоритет государств-наций провозглашал, что единицами международных отношений становились государства-нации, а не монархи, как это было ранее. Характерна деидеологизация, то есть устранение конфессионального фактора как одного из основных факторов политики. Казалось бы, очень прогрессивные положения, отзвуки которых мы находим и в современном международном праве, однако, несмотря на все это, Вестфальская система совсем не обеспечила долговечного мира, даже наоборот способствовала выдвижению и усилению отдельных стран, потакая их гегемонистским притязаниям. Уничтожение такой силы, как папство, стало новым витком в развитии государственности.

Власть королей достигала своего апогея Принцип raison d’etat, т. е. главенства национального интереса, предполагал, что благополучие государства оправдывает применения любых средств для обеспечения национальных интересов, это заменяло средневековое представление об универсальности морали. А принцип равновесия сил пришел на место ностальгии по универсальной монархии и давал то утешение, что каждое в отдельности государство, преследуя собственные эгоистические интересы, тем или иным образом будет способствовать безопасности и прогрессу всех прочих 1 . Принципы системы являются идеалом, эталоном отношений между государствами 2 . Но вспомним: свергались суверены, суверенные государства возникали по мановению руки Наполеона. Ломались многие нормы и институты, которые недавно могли эффективно регулировать взаимодействие стран в системе международных отношений. Несмотря на единство в войне с Наполеоном, единства в отношении

вопросов послевоенного устройства не существовало. Монархиям Европы был брошен вызов в виде Великой Французской революции и императорства Наполеона, изменения казались неизбежными. Венский конгресс принято, и с полным основанием, рассматривать как съезд руководителей коалиции феодально-абсолютистских государств и выступавшей в союзе с ними буржуазной Англии, стремившихся к реставрации старых порядков. Однако, Венский конгресс является огромным источником новшеств в международном праве.

Помимо значительных территориальных изменений в Европе Венский конгресс создал новую систему международных отношений. Давайте рассмотрим ее основные признаки и сравним с Вестфальской, чтобы проследить что было действительно новым, а что лишь модификацией идей 150-летней давности. Документом, закрепившим новые принципы и оформившим Венскую систему, является Генеральный (Заключительный) акт Венского конгресса 1814–1815 гг. Заключительный акт написан на французском языке. Это говорит нам о том, что несмотря на статус Франции, как побежденного государства, статус французского языка, как международного языка, прочно закрепился в системе существовавших международных отношений. Главный акт содержит вступление, так называемую мотивировочную часть, в которой описаны причины его заключения. Также в преамбуле перечислены делегации стран- участниц.

На конференции присутствовали представители более 200 государств и государственных образований, однако большинство из них были лишь номинальными участниками конгресса, в самой же преамбуле перечислены делегации стран-участниц в алфавитном (на французском языке) порядке: Австрия, Великобритания, Испания, Португалия, Пруссия, Россия, Франция, Швеция и их представители. Документ имеет четкую структуру, содержит 121 статью, и помимо статей разделен на 6 глав, в которых есть разделы и подпункты.

Что касается самого формата международной мирной конференции, то здесь Венский конгресс является беспрецедентным историческим событием, он сопровождался многочисленными балами и приемами, от того новая система в историографии получила название «система танцующего концерта». Важно отметить, что в отличие от конгресса в Вестфале, имевшего религиозный уклон и нацеленного на установление в том числе конфессиональных положений, закрепление принципа веротерпимости, Венский конгресс имел исключительно светский характер, что обуславливало историческую данность того, что церковь утрачивала свое влияние в европейском сообществе. Рассмотрим принципы. Принцип баланса сил изрядно трансформировался. Если в рамках Вестфальской системы в Западной Европе сформировался ряд крупных, национальных государств. Вокруг них группировались более слабые государства, и таким образом в Европе возникли первые сравнительно устойчивые центры силы, противоборство между которыми определяло общую динамику международной жизни. Согласно Венской системе новая парадигма баланса сил сводилась к тому, что Европейский концерт базировался на общем согласии больших государств: России, Австрии, Пруссии, Франции, Великобритании.

Любое обострение отношений между ними могло привести к разрушению международной системы. Особенностью новой системы стало создание механизма «европейского» концерта – обсуждение актуальных международных проблем в рамках многосторонних встреч (на уровне монархов, глав правительств, министров или послов), согласование позиций и выработка коллективного решения. Другим новшеством Венской системы является то, что субъектами международных отношений могли выступать коалиции государств, а не только государства-нации, как это было в Вестфальской. Интересно также рассмотреть так называемый «принцип легитимизма», выдвинутый Талейраном. Александр должен отказаться от земель Польши, которые не принадлежали России до революционных войн, а Пруссия не должна претендовать на Саксонию. «Я ставлю право выше выгод!» — сказал Талейран в ответ на замечание царя, что Россия должна получить от этой победы выгоду, которую она заслужила 1 . Однако, это был политический реверс, чтобы вернуть Францию на мировую арену.

И уже тогда мировое сообщество столкнулось с тем, что сейчас принято называть двойными стандартами в международных отношениях, ведь само понятие «легитимизма» коверкалось каждой страной как ей удобно, от того этот принцип далеко ушел от своего первоначального значения. Еще одна характерная черта: именно на Венском конгрессе 1814-15 гг. было юридически закреплено неравенство государств, которые были поделены на государства «с широкой сферой интересов» и государства «с узкой сферой интересов». По Регламенту 1815 года послами могли обмениваться лишь государства «с широкой сферой интересов». Остальные довольствовались посланниками или поверенными в делах. Так появился термин «Великая держава».

Подводя итог, можно смело сказать, что Венский конгресс значительно изменил существующую систему международных отношений. Мы видим, что углубляются процессы глобализации. Идеи национального интереса остаются, однако все больше намечается стремление стран к созданию единых конвенциональных норм международного права, самодостаточных и цельных.

В.А. Соловьев


Комментировать


× 5 = сорок пять

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru