Причина тот, что люди так мало запоминают из того, что они читают, заключается в том, чю они слишком малю думают сами. Г. К Лихтенберг
Одна из важных проблем культуры чтения — умение запомнить прочитанное, закрепить его в памяти. Проще говоря, — как научиться бьстро запоминать, сохранять в памяти, узнавать прочитанное, вовремя и точно суметь воспроизвести его. Нередко человек быстро запоминает, но быстро и забывает прочитанное. Или запоминает надолго, но с трудом воспроизводит его. Однако было бы ошибкой смириться с этим, считать* «Такой уж я от рождения, тут ничего не изменить». По мнению ученых, лучше всего поддается тренировке именно память. Это верно для всех видов памяти’ недолгой (оперативной) или долговременной; зрительной или слуховой; двигательной или эмоциональной; механической или словесно-логической. Каким бы типом памяти ни обладал читатель, есть очень действенные и простые приемы успешного запоминания прочитанного, которые помогут ему.
Какой текст хорошо запоминается? — интересный для читателя; относящийся к той области, в которой читатель имеет достаточный объем знаний; ясный, понятный, обдуманный, сопоставленный с другими публикациями; — лучше всего — прочитанный только один раз, а потом повторенный (можно с подглядыванием). Число повторений, по мнению психологов, должно на 50% превышать то, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. Например, вам удалось безошибочно запомнить стихотворение после четырех повторений. Повторите его еще два раза. Но не надо повторять слишком часто. Лучше сделать это через несколько часов и даже суток. Как лучше всего организовать работу с книгой или статьей, если надо запомнить что-нибудь? Прежде всего надо настроить себя на запоминание, обдумать задачу, составить план работы над текстом, определить, что надо запомнить. Потом надо установить, на какой срок и с какой точностью надо запомнить прочитанное.
Во время запоминания нужно активно анализировать материал выявить структуру, тему, идею его, связать со своим прошлым читательским опытом. И конечно, при этом надо нормально спать, отдыхать, питаться и закалять свою нервную систему. Подчас на всю жизнь запоминаются нам различные сведения, факты, даты, формулы благодаря механическим ассоциациям.
Например, нетрудно запомнить фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» или «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь…» С помощью их многие поколения школьников и студентов заучивали цвета спектра (первые буквы слов обозначают: к — красный, о — оранжевый, ж — желтый, з — зеленый, г— голубой, с — синий, ф — фиолетовый). Одна из наиболее важных предпосылок запоминания — осмысление текста. Л. П. Доблаев разработал систему приемов, помогающих осмыслить текст. Наиболее эффективные из них: вопросы к самому себе в ходе чтения и поиск ответов. Подчас ответы содержатся в самом тексте, иногда необходимо обратиться к другим книгам или статьям, к справочной литературе, к другим людям, к собственной памяти; — вопросы-предположения, сочетающие и вопрос, и предполагаемый ответ на него («Может быть, это…», «А не потому ли…», «Если предположить, что…» и т. п.). Такие вопросы ставят обычно в тех случаях, когда в тексте содержится не сам ответ, а лишь намек на него;
— предвосхищение плана и содержания еще не прочитанной части книги или статьи па основании уже проработанного текста; мьсленное возвращение к ранее прочитанному, на этой основе — сопоставление, сравнительный анализ и оценка читаемого текста. Всесторонне и глубоко осмысленный текст запоминается особенно легко и надолго.
Смородинская М. Д., Маркова Ю. П. О культуре чтения: Что нужно знать каждому. М.: Книга, 1984. —88 с.