Как найти время? | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Как найти время?

Ритм современной жизни таков, что каждая минута на счету и порой приходится успевать делать одновременно сразу несколько дел. Как научить детей ценить время и делать все вовремя?

Бизнес-подход

Лозунг «Время деньги» сегодня актуален не только для бизнесменов. Задумываться над тем, как в один день решить разнообразные повседневные задачи, должны даже дети. И нередко это оказывается очень непростой задачкой: чувство времени само собой не формируется. Где же его взять? В советское время люди жили по более четкому расписанию: подъем, зарядка, завтрак… В итоге выстраивалось внутреннее время с самых юных лет и получалось все успеть: и учиться, и гулять, и позаниматься дополнительно, и почитать. И еще лечь пораньше. Это рождало чувство уверенности и стабильности. Теперь же времена несколько изменилисьзместо утренней гимнастики планшет с новостями соцсетей и хаотичный сумбур в голове. Кто-то же, напротив, искусно освоил тайм-менеджмент и стал успешным человеком.

Откуда берутся Недоделкины?

Взрослый опыт во многом вырастает из детских привычек. Например, из чего возникает умение доводить дело до конца? «Незавершенка» формируется из детско-родительских отношений. Например, мама готовит обед это ее задача, и она подстраивает под нее всех домашних. То есть в определенный момент все должны оставить свои дела и пойти есть. А ребенок живет в своем ритме: он играет, чем-то интересным для себя занимается… И когда его ставят перед фактом: «Иди есть!», он оставляет свое занятие, которым был поглощен, и идет выполнять новую задачу. А его детское дело недоделано! Казалось бы, мелочь, но именно из нее во взрослом возрасте вырастает привычка не доводитьдело до конца. Человек хватается за все дела сразу, и вполне логично, что многое просто не успевает. Но как же иначе накормить чадо? Выход психолог предлагает такой:

Объявляем «рекламную паузу»! То есть нужно завершить процесс, расставить все на место или отправить игрушки тоже «есть». И тогда процесс будет иметь ощущаемые границы. И настрой появляется соответствующий. По словам Сергея Рудольфовича, если ребенок из уст родителей часто слышит: «Брось пойдем», «Оставь не копайся!», то возникает «резиновое» чувство времени. При этом родители ошибочно уверены, что их спешка создает особое ощущение ценности, а итог получается обратным. Поэтому воспитывать, как всегда, нужно на собственном примере: Расписание возникает на внутреннем экране ребенка. Чем чаще родители показывают пример «доделывания», неоткладывания дел на завтра, тем легче это формируется и у него. Если возможности доделать чтото нет, то нужно объяснять: доделаю дело завтра, т. е. оно не повисает в воздухе.

Чувство времени

Но ведь пример учит не всегда! Иногда свои действия родителю важно объяснить: У ребенка с самого юного возраста должна формироваться своя зона ответственности: уборка игрушек, смена и стирка своего нижнего белья. Кроме того, важно понимать, что будет потом, это важно проговаривать, тогда появляется последовательность, а за ней чувство времени.

Начинать психолог рекомендует с малого: составить расписание, вместе засечь, сколько времени требуется на то или иное действие (от чистки зубов до разогревания обеда и приготовления уроков). Записать, а затем из этих кусочков сложить день. В двух экземплярах! Один ему, другой на первое время взрослым. Надо помнить, что очевидные для взрослых «без десяти двенадцать» для дошкольников сплошная абракадабра. Иуходитьот нее нужно элементарными иллюстрациями: «Смотри, мы идем уже пять минут. А через полчаса мы приедем» и т. д. Кроме того, уже упомянутый временной график нужно составлять с финала: чтобы уложить все необходимое и оставить небольшой запас.

Хочу стать телевизором…

Но правила должны допускать «человеческие» поправки: например элементарную возможность отдохнуть. В то же время за нарушение временных рамок (вместо уроков весь вечер прогулял) ребенок должен ощущать личную ответственность, самостоятельно оценив последствия. Не снимает, придя со школы, форму? Пустьтогда сам ее стирает. Не приходит вовремя за стол?

Увы, вместо обеда придется ждать ужина. С голоду не умрет, а взаимосвязь событий ощутит четко. Другой вопрос, если простые процессы начинают затягиваться: Эго происходит специально! Если ему что-то неинтересно, возникает саботаж. Не хочет идти в детский сад, школу и тогда проблема оказывается на более глубоком уровне. Еще один вариант оттягивания времени выполнения уроков наконец хоть в какой-нибудь форме пооб-

щаться с родителями. Не на уровне телевизора или еды, а времени только для него. В итоге дети начинают притягивать внимание родителей поведением, грязной одеждой, выполнением уроков. Так что ребенку сам вид общения порой не важен. Как пример Соколов приводит случай, как на Новый год один мальчик загадал весьма необычное желание стать телевизором, чтобы родители обратили на него внимание. Если вдуматься, страшно!

Выходные и каникулы

А нужен ли четкий распорядок в выходные дни? Психологи убеждены, что непременно. Кажется: что за армия? Но дело в другом в этом расписании можно заранее настроиться на возможность проснуться попозже, запланировать свободное время и отдых. В ином случае выходной пролетит незаметно, а чувства отдыха не возникнет. Точно так же необходим распорядок и во время каникул: Только вместо занятий в школе время должно быть наполнено чем-то другим полезным. Схема осталась, меняется только сама его структура. Подобный режим воссоздается и в детских лагерях, и за это им большое спасибо!

А. Шаровская


Комментировать


шесть − 1 =

Яндекс.Метрика