Для постижения искусства чтения мы ищем свой путь. Продолжаем изучать труд Мортимера Адлера под названием «Как читать книги: руководство по чтению великих произведений». Автор обращает внимание как важно для читателя определить целостную структуру книги и приводит для ясности этого вопроса, несколько ярких иллюстраций.
Целостность книги можно почувствовать только тогда, когда читатель проник в текст всей душой, имея особую установку ума, своими переживаниями и размышлениями проторил себе путь к качественной оценке прочитанного, к воображаемому продолжению произведения.
Это один из важнейших элементов искусства чтения. При каждом перечитывании книги (а это важный элемент в формуле самосовершенствования читательского навыка) в нашем сознании все четче будет просматриваться подробное резюме книги, на основе которого можно ясно будет представить ее структуру.
Мы договорились соблюдать правила чтения, которые помогут выработать дисциплину мыслительного процесса и культуру ума. Это не так просто, ведет к усталости, но в конечном итоге ведет к успеху, даже счастью от полученных знаний и навыков. Но при этом всегда надо помнить, что дисциплина — основа образования, и только с ней имеет место путь к успеху.
В «Одиссее» Гомера главный герой возвращался на Родину после окончания Троянской войны в течении десяти лет. Его верная жена Пенелопа ждала его дома, «отбиваясь» от поклонников. Гомер подарил миру тщательно выписанную историю, в которой читатели всех поколений узнавали много интереснейших приключений на море и на суше, они насыщены захватывающими нюансами и эпизодами. Это великая качественная история, обладающая единством действия и единой, непрерывной сюжетной нитью, которая логично связывает все составные части произведения.
В «Поэтике» Аристотель говорил, что это верный признак отличного рассказа, романа или пьесы. Воспитатель Александра Македонского и ученик Платона показывает, что «Одиссею» можно пересказать несколькими предложениями.
Царь Итаки, сын Лаэрта и Антиклеи, супруг Пенелопы и отец Телемаха в течение многих лет не имеет возможности вернуться домой, под пристальным надзором Нептуна он находится в изгнании. Дом Одиссея пребывает в упадническом состоянии, враги используют его имущество и против его сына строят козни.
В конце концов сквозь штормы и бури он возвращается домой, побеждает врагов и добивается избавления от угроз, одерживает полную победу.
Аристотель выделил это как суть сюжета, все остальное назвав эпизодами. Весьма полезно тренировать себя составлением подобных описаний сюжетов прочитанных книг. Это еще одна необходимая компетенция искусного читателя.
Мортимер Адлер, в свою очередь, предложил описание изучаемого нами его труда. Итак, «Как читать книги: руководство по чтению великих произведений» — это книга о природе чтения в общем, о разных видах чтения, и о том, как искусство чтения связано с искусством обучения в учебном заведении и вне его стен. Автор книги говорит о серьезных последствиях отношения к чтению с пренебрежением для системы образования и предлагает такое решение: книги заменить на одушевленных учителей, если ученики смогут научиться читать самостоятельно.
Конечно, структуру книги, замысел автор может предложить читателю в предисловии. Но не стоит полностью полагаться на него. Помните, что тщательный поиск смысла книги — это обязанность читателя! Чтобы честно исполнить ее необходимо прочесть книгу до конца!