Как родилась историческая наука | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Как родилась историческая наука

Аркаим

Аркаим

Для того чтобы лучше понять сущность, содержание и основные черты современной исторической науки, необходимо хотя бы коротко рассказать о пути, пройденном ею до сих пор. Как известно, именно исторический подход к любому явлению помогает раскрыть его сущность.

Элементы истории в форме песен и легенд прослеживаются в глубокой древности у всех народов.

Постепенно из этих элементов складывался связный рассказ, повествование о реальных событиях, расставленных во временной последовательности. Важнейшей из предпосылок для возникновения связного повествования о прошлом явилось осознание времени как непрерывного и необратимого процесса. Понимание это постепенно углублялось. Изучение детской психологии показало, что у ребенка оно возникает лишь на определенном этапе физического и умственного развития.

Причем вначале представления ребенка о времени не очень отчетливы: прошлое для него — это все то, что было раньше настоящего. Лишь постепенно оно дифференцируется, и то, что было вчера, отделяется от того, что было позавчера. По-видимому, сходный путь к пониманию времени должен был проделать и древнейший человек: наблюдения этнографов над народами, которые задержались па ранних ступенях общественного и культурного развития, подтверждают это. Архаическое понимание времени сильно отличается от нашего и поэтому может показаться странным и непонятным. Например, события прошлого — отдаленного и близкого — в глазах древних людей легко могли меняться местами.

Вообще за пределами настоящего и совсем недавнего прошлого они ориентировались весьма приблизительно. Кроме того, у них отсутствовало понимание линейности времени, его движения и необратимости. Известно, что наши предки связывали смену циклических фаз луны, солпца и звезд с постоянным возвращением и повторением определенных событий. Для первобытного человека вместе с луной исчезало и время. Затем оно возвращалось или возрождалось — уже в ином, «очищенном» виде.

Ритуальные пляски имели целью вернуть луну на место и с ней вернуть время. Когда колдун совершал обряд заклинания над умирающим месяцем, он был убежден, что такими действиями помогает месяцу возродиться. Он воспринимал время как повторяющуюся реальность, а свои действия рассматривал как необходимое условие повторения этой реальности. Настоящее казалось простым повторением того, что уже было, и только поэтому имело значение. Обряды и ритуальные действия, которыми сопровождались все важнейшие события в жизни человека — рождение, брак, смерть и т. д., имели целью воссоздание реального прошлого, представлялись повторением какогото события, в котором участвовали боги и герои. В то же время обряды и ритуалы связывали прошлое с настоящим. Это отвечало убеждению людей в неизменности существующего, в его постоянном повторении.

Другой чертой архаического сознания был его мифологический, религиозный характер: реальное прошлое, даже сравнительно недавнее, незаметно переходило в легенду и на каждом шагу смешивалось с нею. Религия освящала настоящее, связывая его с прошлым, и таким образом поддерживала преемственность взглядов и институтов. Служители культа сделали знание прошлого своей привилегией. При их поддержке правители окружали свое происхождение легендой, возводили свою родословную прямо к богам и полумифическим героям и этим укрепляли свое господство. Архаическое представление о времени было вполне естественным для общества, где изменения происходили очень медленно, почти незаметно для современников. Ощущение изменчивости окружающего возникло в результате ускорения ритма общественной жизни.

Важную роль в осознании хода времени сыграло изобретение письменности: она позволила людям дольше сохранять в памяти реальные факты, как бы удлинила прошлое и более резко отделила его от легенды. Конечно, письменная история не могла возникнуть сразу. Как справедливо заметил известный немецкий ассиролог Г. Винклер, «письменной традиции должен был предшествовать длительный период, в течение которого научились формулировать мысль для передачи ее в письменной форме и затем связно ее излагать. Чтобы письменные свидетельства стали возможными, надо было пройти эти этапы» Историческое повествование возникло вначале в форме летописных записей. Эти записи преследовали вполне практические цели: сохранить в памяти народа все то, что тогда казалось существенным и важным. Так, храмовые записи в Древнем Египте фиксировали наблюдения за небосводом и разливами Нила, что имело жизненное значение для страны, земледелие которой зависело от этих разливов. Секрет письменности долго оставался монополией служителей культа. В их среде ранее всего и начали писать летописи. Многие из летописцев были искренне убеждены в том, что их дело — служение богу. Вот как в драме Пушкина монах излагал свой взгляд на задачи летописания:

…В часы,

Свободные от подвигов духовных,

Описывай, не мудрствуя лукаво,

Все то, чему свидетель в жизни будешь:

Войну и мир, управу государей,

Угодников святые чудеса,

Пророчества и знаменья небесны…

В действительности летописцы, разумеется, вовсе не являлись бесстрастными наблюдателями: они были неразрывно связаны с жизнью современного им общества, отражали интересы определенных классов того времени. История как самостоятельный жанр литературы возникла в Древней Греции па рубеже VII и VI вв. дон. э. Греческое слово «история» («рассказ») имело два значения — широкое и узкое. В широком смысле история означала вообще всякое описание. Аристотель под историей понимал систематическое изложение сведений о природных явлениях: его описательная зоология носила название «История животных», а ученик Аристотеля Теофраст свою описательную ботанику озаглавил «История растений». В узком смысле под историей понимали рассказ о том, что имело место в прошлом. Развитию исторического жанра способствовали рост торговли и установление международных связей, а также активная общественная жизнь Древней Греции.

Ранние историки — они получили наименование логографов (от слова «логос» — «слово») — излагали главным образом историю отдельных городов или местностей. Большое внимание они уделяли фактам тогдашней политической и экономической жизни, войнам и дипломатии. Пересказывая мифы, логографы пытались истолковать эти мифы рационально. Один из наиболее известных логографов Гекатсй Милетский (ок. 546—480 гг. до н. э.) писал: «Я хочу рассказать здесь о том, что мне кажется правдой» . Впрочем, это ему пе удалось.

Н.А. Ерофеев


Комментировать


2 − = ноль

Яндекс.Метрика