Китай и Россия: схожие задачи | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Китай и Россия: схожие задачи

Китай и Россия: схожие задачи

Китай и Россия: схожие задачи

Россия и Китай практически не интересуются опытом друг друга — ни лучшими практиками, ни опытом решения проблем, хотя по факту у них очень много общего. Начиная с 1949 года китайская система высшего образования во многом копировала советскую образовательную модель, создавая большое количество узкоспециализированных ведомственных вузов и включая исследовательскую деятельность в работу институтов Академии наук, а не университетов. Такой подход по большому счету не давал никаких преимуществ образовательной системе ни одной из стран, поскольку отделял подавляющее большинство студентов и преподавателей от научных исследований и их результатов. Однако до своего распада Советский Союз мог похвастаться несколькими первоклассными вузами и исследовательскими институтами.

Сразу же после распада СССР в 1991 году в науке и высшем образовании наступил период разрухи и недофинансирования, что привело к отъезду многих ведущих ученых из страны и значительному ослаблению академической системы в целом. Развитие высшего образования в Китае после 1949 года также нельзя назвать впечатляющим. Культурная революция, объявленная Мао Цзедуном в 1966 году, во время которой все вузы были просто закрыты на десять лет, практически разрушила систему, при том что развитие интеллектуального потенциала является совершенно необходимым условием поддержания жизнеспособности любой страны.

Китай начал восстанавливать образовательную и научную инфраструктуру в 1980-х годах, в основном равняясь на западные модели, в первую очередь американскую. С тех пор в систему вливаются огромные ресурсы, в результате чего в стране было создано около ста исследовательских университетов, из которых примерно дюжина приближается к уровню университетов мирового класса. В постсоветской России не было сравнимых финансовых инвестиций в сектор высшего образования, чем и объясняется его существенно более низкая репутация по сравнению с китайским. Однако в последние десять лет российское правительство инициировало ряд программ в области высшего образования, таких как создание передовых федеральных университетов и последняя программа поддержки на конкурсной основе семнадцати университетов, перед которыми поставлена задача по вхождению в число ста ведущих университетов мира к 2020 году.

И Китай, и Россия опирались, как это характерно для советской модели высшего образования, на институты Академии наук в качестве основных двигателей науки. В этой связи университеты оказались, по сути, выключены из научной работы. С течением времени в силу ряда причин, таких как постепенное внедрение исследовательских элементов в образовательный процесс и массовое привлечение лучших научных кадров к преподаванию, жизнеспособность данной модели ослабла. Тем не менее реформирование высшего образования в обеих странах проходит довольно тяжело — как правило, в силу консервативности профессиональной среды и ограниченных исследовательских ресурсов в вузах. Более того, заработная плата преподавателей в этих странах довольно низкая: они находятся в конце списка из 28 стран, которые мы недавно анализировали в исследовании, посвященном оплате труда университетских преподавателей.

Такая низкая заработная плата затрудняет привлечение в профессию талантливых кадров и вынуждает тех, кто уже работает в академической среде, искать дополнительные источники дохода. И Россия, и Китай уделяют довольно мало внимания неэлитарному сегменту высшего образования, в результате чего его качество постоянно снижается. В обеих странах действует схожая и довольно спорная процедура приема в вузы лучших студентов: решение принимается на основе результатов сложного экзамена, который можно сдавать только один раз. Таким образом заполняются места, финансируемые государством, число которых заранее определено, или места с очень низкой стоимостью обучения. А после этого вузы набирают студентов, которые намного хуже подготовлены, но готовы оплачивать обучение по более высокой ставке, что помогает сбалансировать бюджет, но создает большую разницу в потенциале обучающихся и снижает результативность.


Комментировать


девять + 6 =

Яндекс.Метрика