Классика как механизм передачи и формирования гуманитарной традиции | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Классика как механизм передачи и формирования гуманитарной традиции

Аннотация: Классика, то есть все лучшее, что отобрано коллективным опытом развития человеческого общества, что духовно формирует человека, готового сотрудничать с ней, влияет на его ценностные и мировоззренческие установки.

Классика – некая константность, объективная данность, зафиксированная в культуре, что позволяет считать ее мерой образованности человека.

Ключевые слова: классика; гуманитарная традиция; образование; неявное знание; культурное мышление; мышление в образах

Классика – это основа гуманитарной традиции, которая представлена такой конкретно-функциональной системой, в которой человек может найти разнообразный материал о связях прошлого и настоящего, для коррелятивного противостояния или для установления традиционно новаторских ее значений за счет приближения к человеку ее создателей. В анализе гуманитарной традиции мы сталкиваемся со сложной проблемой взаимодействия исторического факта с абстрагирующей силой его современного толкования.

Особенно отчетливо в таком виде освоения культурного наследия становится ясно, что гуманитарная традиция это техника восприятия и интерпретации наследия прошлого сквозь историю и сквозь глубины человеческой личности. Крушение традиционных ценностей сегодня обрекает человека на постоянный поиск себя. Будущее не созидается трагическими усилиями поколений, а мозаично складывается их фрагментов идей и эпох в эклектичный модный имидж.

Будучи мобильным и гибким, молодой человек сегодня способен на трансформации, по меткому наблюдению Жиля Делеза (Делез, 1993). Он отбрасывает прошлое и настоящее и полностью сориентирован на будущее. В таком своем качестве этот психоантропологический феномен еще не осмыслен ни культурологическим, ни социологическим исследованием, однако за современником признано безусловное право на своего рода нигилизм, предполагающий отказ от классики, от вечных ценностей, взамен которых даются критерии «демократического общества», декларирующие полную независимость от каких-либо норм и моральных обязательств (Головин, Коханая, 2016). Между тем, отказ от классики, в конечном счете, – это отказ от культуры как завоевания традиционного общества. Таким образом, классика 1) выступает неким материальноидеальным между прошлым и настоящим, между настоящим и будущим; 2) становится процессом формирования личности в результате взаимодействия Своего и Иного, создания и трансляции новой меры.

Классика способна соединять несоединимое, полярно противоположное, примером чему может служить традиция, идущая еще от романтиков, у которых подобная двуплановость выражала принцип «двоемирия», состояние раздвоенности сознания. «Диалектическое единство относительного и абсолютного в классической традиции позволяет сближать разные эпохи и несходные идеи» (Фортунатова, 1989: 151). Творческое прочтение классики способно обнаружить в ней новые, не установленные ранее связи с современностью, а соединение знакомого в традиции с жизненно узнаваемым создает особый фон выявления существующих образовательных проблем (Коханая, 2014: 221-222).

Обращение к классическому философскому, социологическому, культурному и литературному наследию не дробит образовательное пространство современности, а способствует его гомофонности, однородности, усилению и одновременно резкому выделению отдельных его черт. В системе современного образования классика становится своего рода неявным знанием, то есть знанием непроблематизированного («само собой разумеющегося») когнитивного основания – феноменологического аналога неявного (тacit) знания М. Полани (Polanyi, 1962), испытавшего влияние идей гештальтпсихологии. Неявное знание – это знание скрытое, нерефлексивное, личностное и неартикулированное. Для него неявное знание – это периферическое знание когнитивного контекста, находящегося «на краю», то есть вне фокуса внимания познающего. Классические образы получает осмысление потому, что становятся «продолжением» человека, который превращает их в своего рода «инструмент» интерпретации ситуации. Причем он является таковым именно для конкретного человека, опирающегося на него, чтобы обозначить то, что не имеет реального коррелята. Между тем, содержание классики остаётся скрытым, поскольку его невозможно передать через учебники или инструкции.

Оно передается через личностное общение с учителем. Причем часто понятия «неявное знание» и «личностное знание» используются как синонимы. Образование и профессиональная подготовка студентов окажутся более эффективными, если их целью станет не только формирование специалиста, но и человека культуры, обладающего личностным знанием, которому предстоит постоянно отстаивать и подтверждать этот статус. Классика как мышление в художественных образах Произведения искусства – это предметная духовность. Через художественный образ можно рассмотреть сущностное пребывание искусства в действительности. Традиционное определение искусства – мышление в художественных образах. Художественный образ оказывается особым механизмом передачи гуманитарной традиции. Художественный образ – 1) это некая малая частица художественного мышления, особая для каждого вида искусства; 2) это синтетический образ эпохи, продукт и форма человеческого деяния, которое получило воплощение в слове, в движущемся изображении и др.

Художественный образ нельзя исчерпать односторонним толкованием, поскольку он не тождественен вещественному составу, например, книги или кинофильма. Это основа художественного произведения, представляющая его содержательную целостность на всех структурных уровнях. «Духовная перспектива» образа претворяется в конкретном пластическом изображении: это единство беспредельного и предела, что рождает модель неограчиненного смысла. Образная компонента создается за счет повторяемости, за счет вторжения искусства в человеческий опыт, за счет внутренней работы. Никакое благоустройство и компьютеризация школы не устранят растущее насилие и агрессию в обществе. Форма как путь к содержанию классики Форма – это композиционное устройство художественного образа, его знаково-изобразительная структура. Форма классического произведения актуализируется как встреча материала с направленностью созидающей и воспринимающей его творческой установкой. Ю.М. Лотман пишет о том, что «дуализм формы и содержания должен быть заменен понятием идеи, реализующей себя в адекватной структуре» (Лотман, 1970: 19). Однако идеи искусства принадлежат не только ему.

Так, форма – это способ духовно-практического освоения предмета, в котором воплощается авторский замысел. Форма определяется содержанием. Значит, речь идет о внутренней форме, в основу которой положена акцентированная, качественная сторона явления, которая рождает многозначность художественного образа, способность его связи с другими образами и ценностным содержанием. Содержание творится через форму, а не существует до нее. В самом общем виде форма – это структура, способ, с помощью которого создается целое. Структурообразующие функции классического наследия Проблемы художественной структуры – это проблемы определенной целостности выражения содержания. Используемые фрагменты классического текста, вводимые в новую художественную систему, дают возможность увидеть пути развития идеи нового произведения и то, по каким законам живет и функционирует художественная структура (Фортунатова, 1989). Порой то, что текст расчленяет, служит выражению его идеи, которая вырастает из соотнесенности контрастирующих образов. Иногда внутреннее единство заключено в повторяемости положений, образов и мыслей, которые представлены в их развитии. Механизм передачи гуманитарной традиции зависит от полноты восприятия классики, личностным своеобразием воспринимающего, поэтому понимание классического наследия – это труд эмоциональной и интеллектуальной напряженности.

Ассоциативные связи помогают полнее выявить структуруобразующую функцию классики. Классика в условиях формирования «новых традиций» Классика – это некая целостная форма, определенная существующим и доминирующим в данной культуре каноном. Она включает как средства выразительности, которые презентуют ее в визуальночувственном представлении, так и сущностные характеристики, ориентированные на мировоззренческую установку конкретного общества. Это предполагает мобильность сущностных характеристик, которые могут быть переинтерпретированы в разных ценностных координатах. Классика, имея тотальный знаковый характер внешней презентации, процессуально переориентируетя в поликультурной среде. Сегодня оказывается возможным объединять прежде разделенное, поскольку многомерность опыта современного человека предполагает многомерность связей. Упорядочивают данную ситуацию «новые традиции».

В этом смысле архаикой кажется любая культурная традиция, которая избегает саморефлексии. Проблема в том, что гуманитарная традиция и образование – не одно и то же, однако они тесно связаны друг с другом, ибо понятие традиции в привычном понимании является продуктом воспитания. Образование это инструмент, при помощи которого общество отделяет себя от других обществ, с одной стороны, а с другой – от собственных прошлых состояний. Классика – это и факт социальной и культурной жизни народа, это среда формирования человека, но и средство интерпретации этой среды. Так, если классика всегда сообщение, факт диалога с прошлым опытом человечества, то образование – это не только вариант существования гуманитарной традиции в ее классических образах, но и механизм ее передачи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Головин, Ю. А., Коханая, О. Е. (2016) Критика либеральной идеологии как концепта в парадигме медиаобразования // Вопросы теории и практики журналистики. Т.5, № 2. Байкальский гос. ун-т. С. 314-323. Делез, Ж. (1993) Тайна Ариадны // Вопросы философии. № 4. Коханая, О.Е. (2014) Детский и молодежный театр: социокультурные функции. Саарбрюкен: LAP Lambert Academic Publishing. 340 с. Лотман, Ю.М. (1970) Структура художественного текста. М. Фортунатова, В.А. (1989) Магия классики: Классическое наследие в произведениях писателей ГДР 60-80-х годов. Горький: Волго-Вятское книжное издательство. Polanyi, M. (1962) Personal Knowledge. Towards a Post-Critical Philosophy. The Univ. of Chicago Press.

Е. В. Валеева Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского


Комментировать


четыре + 7 =

Яндекс.Метрика