Классификация сказок

Литература и фольклор на Урале

Согласно научному определению в литературе, сказка – «эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях, которое имеет четкую структуру: зачин, средину и концовку». Из любой сказки читатель должен извлечь какой-то урок, мораль. В зависимости от типа и вида, сказка выполняет различные функции. Например, функцию социализации, то есть приобщение новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту. Сказке, как любому явлению искусства, присуща компенсаторная функция.

Искусство в целом, в частности сказка, приходит на помощь человеку, раздвигая границы его индивидуального жизненного опыта. Так же, сказке присуща креативная функция, то есть способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление. Учитывая этнонациональное своеобразие большинства сказок мира, можно говорить о культурно-этнической функции сказки. Через сказку любой слушатель, может усвоить все богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа.

Важной функцией сказки является лексико-образная, она способствует формированию языковой культуры, владению ее художественно-образным богатством, композиционносюжетной вариативностью. Существует много классификаций жанра. По типу, в зависимости от автора, сказки делятся на литературные и народные. Уже из названий понятно, что литературные – сказки, написанные конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют конкретного автора. Народные сказки передаются из уст в уста из поколения в поколение и первоначальный автор никому не известен. Рассмотрим каждый из типов отдельно. Народные сказки Сказка – эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. В сказке всегда изображается противостояние добра и зла, герои делятся на положительных, которые в сказках являются воплощением народных представлений о высокой морали, добре, справедливости, подлинной красоте, и отрицательных, олицетворяющих тёмные силы, враждебные человеку.

Народные сказки по праву считаются мощным источником исторических фактов, информации о быте и общественном строе определенного народа. Каждый из народов за свою историю придумал огромное количество поучительных историй для взрослых и детей, передавая свой опыт и мудрость следующим поколениям. Народные сказки отражают общечеловеческие отношения и смену моральных принципов, показывают, что основные ценности, такие как истина, красота, польза, справедливость, остаются неизменными, учат проводить четкую грань между добром и злом, радостью и горем, любовью и ненавистью, правдой и кривдой. Особенностью народных сказок является то, что в простом и легко читаемом тексте скрывается глубочайший социальный смысл. Кроме того, они сохраняют богатство народного языка.

Какие народные сказки бывают? Они могут быть и волшебными, и бытовыми. Много народных сказок повествует о животных. Часто возникает вопрос о том, когда была придумана первая русская народная сказка. Это наверняка останется тайной, однако известно, что первые сказки были посвящены явлениям природы и их главными персонажами были Солнце, Ветер и Месяц. Позднее человечество нашло научное объяснение природным явлениям, и в сказки вошли образы людей и животных. Есть предположение, что все русские народные повествования имеют под собой реальное основание. Иными словами, какое-то событие пересказывалось в форме сказки, изменялось на протяжении веков и дошло до нас в том виде, к которому мы привыкли. Какие бывают русские народные сказки, разобрались.

Пора поговорить о сказках, авторы которых хорошо известны читателям. Литературные сказки Литературная сказка – это жанр повествования с фантастическим или волшебным сюжетом, происходящим в реальном или волшебном мире, в котором могут действовать как реальные, так и вымышленные персонажи. Автор может поднять моральные, социальные, эстетические проблемы истории и современности. Как пишет современный исследователь И.Г. Минералова: «Литературная сказка – авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора».* Вместе с тем, в литературной сказке явственнее звучит лирический компонент, авторское начало. Определения похожи, но во втором, касающемся литературной сказки, есть определенная конкретизация и уточнения. Они касаются типов героев и пространства, а также автора и проблематики произведения.

Можно сказать, что народная сказка эволюционировала в литературную. Для литературной сказки характерно: • отражение эстетики и мировоззрения эпохи. • заимствование у народной сказки персонажей, образов, сюжетов, особенностей языка и поэтики. • сочетание вымысла и реальности. • описание гротескного мира. • присутствие игрового начала.

• стремление к психологизации героев. • наличие ярко выраженной авторской позиции. • социальная оценка происходящего. Обычно литературные произведения является субъективной обработкой народного сюжета, однако и новые истории встречаются довольно часто.

Особенно можно отметить такие черты литературной сказки как психологизм, возвышенная речь, яркие персонажи, использование сказочных клише. Еще одной особенностью этого жанра является то, что одна и та же история воспринимается по-разному представителями разных возрастных групп. Детские сказки Шарля Перро ребенку кажутся невинным рассказом, в то время как взрослый человек найдет в них серьезные проблемы и мораль. Часто книги, ориентированные изначально на юного читателя, истолковываются взрослыми по-своему, равно как и фантастические истории, для взрослых приходятся по вкусу детям. Кто они, авторы сказок?

Наверняка все слышали о «Сказках моей матушки Гусыни» Шарля Перро, сказках итальянца Гоцци, произведениях немецкого писателя Вильгельма Гауфа, братьев Гримм и датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Нельзя забывать и о русском поэте Александре Пушкине. Их истории обожают дети и взрослые по всему миру. На этих сказках растут целые поколения. Вместе с тем все литературные произведения интересны с точки зрения литературоведения, все они подпадают под определенную классификацию, располагают своими художественными особенностями и авторскими приемами. По самым известным и любимым сказкам снимают фильмы и мультфильмы. Виды сказок. Так же сказки классифицируются по видам. Существует четыре основных вида народных сказок: волшебные, бытовые, богатырские и сказки о животных. Все виды имеют свои особенности, которые становятся понятными путем сравнительного их анализа. Попробуем разобраться более подробно в каждом из них.

Волшебные сказки Волшебные сказки первоначально были связаны с мифами и имели магическое значение, были своего рода заклинаниями. Широкое распространение получили волшебные сказки о змее (в русских сказках это Чудо-Юдо, змей многоголовый), народные сказки о чудесной жене (Елена Премудрая, Царевна-лягушка), о мачехе и падчерице (Мороз Иванович, Золотой башмачок, Хаврошечка), о добывании чудесных предметов (Волшебное кольцо, Чудесная Рубашка). Волшебные сказки народов отличаются богатым словесным орнаментом, им свойственны затейливые присказки и концовки, сказочные формулы, многочисленные повторы.

Общая характеристика главного героя волшебной сказки. Главный герой волшебной сказки – молодой герой. Он всегда молодой, подросток, юноша. Он получает трудное задание. В сказке повествуется, как он преодолевает все препятствия, доказывает своё мужество, находчивость, проявляет свои лучшие качества. Герой волшебной сказки обязательно отправляется из дому. Он не знает, куда идти, не знает цели, идёт наугад («куда глаза глядят»), иногда впадает в отчаяние, плачет. Герой сказки достигает успеха без всякого усилия, благодаря волшебному средству или помощнику.

Герою волшебной сказки обязательно приходится встречаться с похитителями или обладателями искомого предмета или человека. Он вступает в единоборство со Змеем Горынычем, чудовищами или другой нечестью. Добыв предмет, герой возвращается, прибывает домой. Внешность героя в сказке никогда не описывается, но мы представляем его себе прекрасным, так как действует он не для себя, а во благо других людей, заслуживая себе награду. Основные атрибуты волшебной сказки – избушка на курьих ножках, баба – яга, Змей Горыныч и другие. Часто герой волшебной сказки не проходит мимо избушки на курьих ножках. А что это за избушка? Избушка это не простая – она стоит на границе мира обычного и необычного, волшебного мира (когда-то царства мёртвых). Здесь происходят испытания героя, и он становится непобедимым.

Герой остаётся прежним, но он приобретает чудесного помощника – клубочек, например, который указывает дорогу. В волшебной сказке два царства: одно – то, с которого сказка начинается «В некотором царстве, в некотором государстве», другое – «тридесятое царство» (мир волшебства). Баба – яга – страж границы, она охраняет вход в этот волшебный мир. Вход идёт через избушку, за пределами которой тёмный лес и тридесятое царство. Основная задача Бабы – яги – испытать героя и указать дорогу, подарить волшебное средство или волшебного помощника. Дарителями волшебных средств могут быть старуха или старики, благодарные животные (оказав в беде животному услугу, герой проявляет отзывчивость, великодушие, за которое и награждается). Волшебство в сказке повсюду. Волшебство – магия, колдовство, чародейство, сверхъестественная способность — основные атрибуты волшебной сказки. В мифологии этой способностью наделялись люди, заключившие союз с нечистой силой, дьяволом – ведьмы, колдуны, оборотни.

Змей Горыныч – представитель злого начала, дракон с 3, 6, 12 головами, чудовища – мифологические персонажи, порождённые землёй или вышедшие из земли, находящиеся в её недрах. А какие чудеса происходят в сказке! Вот избушка поворачивается к лесу задом, к герою – передом. Царевна лягушка превращается в Василису Премудрую, вот мы видим Жар – птицу, вот ковёр, который «огнем спалит», а там яблоки, которые «разорвут на части», дубинка сама «давай народ колотить», а вот живая вода и мёртвая. Любая волшебная история начинается с подготовительной части.

Здесь возможны такие варианты: 1. Отлучка. Один из персонажей уезжает, уходит на войну и т. д. 2. Запрет. Герой получает какое-либо указание. Например, не сходить с тропы или не заходить в комнату. 3. Нарушение. Герой забывает о запрете. 4. Выведывание. Антагонист старается получить информацию. 5. Выдача сведений. 6. Подвох. Действующее лицо примеряет на себя новый образ. В качестве примера можно вспомнить как Волк подражал голосу Матери-Козы. 7. Пособничество. Герой совершает действие при участии другого персонажа (например, ест отравленную пищу). 8. Первоначальная беда или недостача. Герой исчезает или заболевает, царевну похищают и т.д. За подготовительной частью следует завязка. В структуре волшебной сказки она выражается такими функциями: 1. Посредничество. Герой получает информацию или наставление от другого персонажа. 2. Начинающееся противодействие. Главный герой получает разрешение «попытать счастья» в непривычном для него действии. 3. Отправка. Герой отправляется в путь. За завязкой следует основная часть, которая предполагает появление дарителя. Установление с ним контакта требует реакции со стороны героя. Затем он получает волшебное средство (зелье, коня, магическую фразу и т. д.). Вместе с подарком герой перемещается в иное царство. Здесь его обязательно ждет борьба и клеймение (получение особого знака, по которому его всегда можно узнать). После победы героя, происходит чудо: царь выздоравливает, царьдевица из темницы выходит. Далее герой возвращается домой. На этом этапе возможна погоня и спасение от нее. Иногда сказка может продолжиться дополнительной линией. В ней уже действует ложный герой.

Он совершает вредительство (похищает добычу, например) и настоящий герой вновь вынужден отправиться в путь и найти новое волшебное средство. Здесь возможны такие функции действия: 1. Тайное прибытие в родной город. 2. На победы героя претендует другой персонаж. 3. Перед героем ставят трудную задачу. 4. Поиск решения. 5. Узнавание героя другими персонажами. 6. Обличение, или раскрытие правды. 7. Трансфигурация. Герой благодаря какому-либо действию меняется. Например, купается в волшебном источнике и становится краше прежнего. 8. Наказание виновных. 9. Свадьба или воцарение.

Раньше сказочные образы черпались из мифов. Поэтому волшебные истории универсальны для любого народа. В основе их лежат первобытные представления о мире, а большая часть конструктивных элементов родились из идеи об инициации и размышлений о потустороннем мире. Изначально сказки редко имели счастливый конец. Такая развязка стала возможной, когда появились роли помощника и дарителя. По сказке легко определить, как люди жили, о чем мечтали и чего боялись. Она всегда отражает существующие традиции. Так, в одной из первых версий «Красной шапочки», девочка ела останки своей бабушки. Само упоминание об этом отсылает нас к тому времени, когда каннибализм еще не был строгим табу. А в корзинке у девочки могли находиться не только пирожки и горшочек масла, но и бутылка вина, свежая рыба и целая головка молодого сыра. В хорошей истории прописаны привычные культурные коды.

Чем понятнее сам волшебный мир, тем читателю ближе повествование и тем оно увлекательнее. Главная цель сказки – это передать знания. Своей воспитательной составляющей она не утратила и сегодня. Но очень важно, чтобы дидактический материал был спрятан глубоко. Ребенок не должен догадываться о том, что его учат. Это важнейшая особенность сказочной истории. Сказки – это не только развлечение для ребенка – они помогают ответить на самые сложные его вопросы. Богатырские сказки (былины) Былины – это народные песни. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях. Былины получили свое название от слова «быль», то есть поется в них о том, что происходило на самом деле.

Но, как и в любом жанре устного народного творчества, былина пересказывалась каждым певцом по-своему: одно место рассказывалась подробнее, дополнялось новыми деталями, другое сокращалось. На Севере Руси былины называли старинами. Былины, старины – это слова, обозначающие то, что когда-то, в далекую старину происходило и осталось в памяти народа. Возникли былины во времена Киевской Руси, когда на нашу землю нападали многочисленные враги: монголо-татары, половцы, печенеги. В былинах можно узнать не только о подвигах, сражениях русских богатырей, но и о жизни людей в те времена: где они жили, как одевались, с кем вели торговлю, какие у них были промыслы, как они трудились. Бытовые сказки Позднее всех появились бытовые сказки. События в них, как в любых сказках вымышленные, но, в отличие от волшебной сказки, здесь всё обыкновенно, всё происходит в повседневной жизни. В них обычно рассказывается о богатых и бедных. Бедняки в этих сказках умные, трудолюбивые, умелые, а богачи – злые, глупые, жадные и ленивые. Правда, в этих сказках всегда на стороне бедных. Бедняки благодаря своему уму и ловкости выполняют все поручения богатых, отгадывают загадки и наказывают глупых и трусливых царей, купцов, попов. Народ смеётся над злыми и жадными богачами и славит добрых и смелых бедняков.

Герой обычно бедный крестьянин, работник или солдат. Самый любимый герой сказки – солдат. Он ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, всё знающий, всё умеющий, весёлый, неунывающий. Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее. Конец сказки всегда восстанавливает справедливость. Сказки о животных Сказки о животных перешли в детский фольклор и обрели первоначальное значение: показать в увлекательной форме «характер» и повадки животных, развить смекалку и наблюдательность, дать практические знания о природе, пробудить любовь к слабому и беззащитному. Поскольку сказки о животных обращены, прежде всего, к детской аудитории в их поэтике сильны элементы дидактики. Персонажи английских сказок о животных, как и сказки любого другого народа, имеют постоянные характеристики. Устойчивые черты характера животного переходят из сказки в сказку. Животные ведут себя как люди и имеют те же достоинства и недостатки. Образы животных часто являются символами, условно выражающими явления.

У англичан, как и у большинства европейских народов, истинный царь зверей – это лев. Наиболее популярный персонаж и у англичан – хитрая, умная лиса и заяц. В Англии до нашего времени традиционно охотятся на лис, эта охота очень популярна. Отношение к лисе в английском фольклоре, как и у других народов двойственное, как и сам его образ. Лис вызывает восхищение легкостью, с которой он обманывает противников, но одновременно пугает степенью причиняемого вреда. Страна Россия для многих народов мира связывается в сознании с образом могучего медведя. В сюжетах сказок о животных преобладают встречи и приключения диких и домашних животных, реже животных и человека. В волшебных сказках животные выступают обычно помощниками сказочного героя и играют вспомогательную роль. Как бы ни были сильны и хитры животные, в английской сказке, как и во всех сказках мира, явно преобладает чувство превосходства человека над ними.

В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: хитрая «лиса – при беседе краса», глупый и жадный «волк – волчище – из-под куста хватыш», «мышка – погрызуха», трусоватый «заюнок – кривоног, по горке скок». Воеводой над лесными зверями объявляет себя кот Котофей Иванович. Курочка Ряба уговаривает бабу и деда не плакать по разбитому яйцу. Петух отлично владеет косой и гонит лису из заячьей избушки. Им присуще человеческие качества: они бывают хитрыми и глупыми, скупыми и мудрыми, обладают способностью думать. Побеждает в таких сказках не сильный, а хитрый и умный. Всё это неправдоподобно, сказочно. Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба – замечательная сказка. Коротенькая, ничего лишнего. А как много в ней игровых сцен, героев – дед, баба, курочка, мышка. Целый спектакль. Такой же живой спектакль и сказочка про репку. Подобные сказки рассчитаны на самых маленьких.

Слушая их, малыш многое узнает, развивает ум, фантазию – надо ведь увидеть, представить всех этих бегающих и играющих зверей. Сказка «Колобок» передаёт мысль: доверчивому и задорному не страшны враги, но его может погубить лесть скрытого недруга. В сказках часто встречаются стихотворные и песенные вставки. Самые популярные из числа сказок о животных – сказки о лисе. В сказках лиса хитрая, обманщица, иногда и сама попадающая впросак. Лисица всюду в сказках верна самой себе. Её хитрость вошла в пословицу: «Когда ищешь лису впереди, то она позади». Сказка говорит нам о том, что корыстная выдумка, какой бы неправдоподобной и невероятной ни казалась (хвостом рыбу ловить), всегда найдёт глупца, который ей поверит. В сказках о животных много смешного. Это веселит, поднимает настроение. К сказкам о животных относятся такие русские народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Лиса и волк», «Лиса и заяц», «Петушок – золотой гребешок», «Медведь и лиса», «Курочка Ряба», «Зимовье зверей», «Волк и семеро коза» и другие.

Шестакoв В.А.


Комментировать


− три = 5

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru