Клинико-психологические особенности личности людей, страдающих паническими расстройствами | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Клинико-психологические особенности личности людей, страдающих паническими расстройствами

Феномен панических расстройств широко изучается в рамках различных направлений: психиатрического, психологического, психофизиологического. Несмотря на это, многие аспекты данной проблемы далеки от своего разрешения.

Также на настоящий момент не существует единства в терминологическом обозначении панических расстройств: используется большое разнообразие определений  — «кардиофобический синдром» (В.Я.  Семке, Р.С. Карпов, 1996), «вегетативный криз» (Б.Д. Карвасарский, 1990), «вегетативный пароксизм» (А.М. Вейн с соавт., 2004). Большинство авторов сходятся в необходимости изучения личности больных, что объясняется присущими им специфическими чертами, негативным влиянием заболевания на качество жизни и социальную адаптацию и низкой эффективностью методов диагностики и лечения данного состояния [1].

В общем виде паническое расстройство определяется как широко распространенное, склонное к хронизации заболевание, манифестирующее в молодом, социально активном возрасте [8]. Паническое расстройство наиболее часто встречается в возрасте от 25 до 64 лет, при этом частота встречаемости патологии у женщин превышает таковую у мужчин в 3–4 раза. Распространенность среди населения по различным источникам варьируется от 3 до 5% [6]. Наиболее ярким и драматичным проявлением заболевания выступают панические атаки. При этом они не ограничиваются определенной ситуацией или обстоятельствами, что обусловливает их непредсказуемость. Паническая атака представляет собой необъяснимый мучительный для больного приступ страха или тревоги в сочетании с различными вегетативными симптомами.

Диагностика панической атаки основывается на определенных критериях, к которым относятся: неожиданно возникающее сердцебиение, боли в груди, ощущение удушья, головокружение, потливость, озноб, страх смерти, потери самоконтроля или сумасшествия, волны жара и холода [5]. Целью исследования является изучение клинико-психологических особенностей личности людей, страдающих паническими расстройствами. Ситуация панического расстройства и личность больных взаимовлияют друг на друга посредством различных аспектов, среди которых можно выделить: ограничения в социальных контактах, невозможность выполнения ранее доступной деятельности, разрушение ранее привычных стереотипов поведения и прочие ограничивающие факторы. Эти факторы воспринимаются как травмирующие и влияют на жизнь больного в целом. Изменения физического состояния больных влекут за собой изменения личности в целом. Личность в ситуации панических расстройств испытывает неконтролируемую тревогу за свое здоровье, жизнь. Боязнь оставаться одному в общественном транспорте, в общественных местах накладывает неизгладимый отпечаток на социальную адаптацию больного, меняет его взгляды на ранее установившиеся способы поведения. У больных снижается способность планирования и контроля собственных действий вследствие непредсказуемости возникающих приступов. Отсутствие убежденности в возможности влиять на заболевание, постоянная тревога не позволяют получать удовольствие от выполняемой деятельности.

Больные не могут продумать все варианты развития событий. Присутствие возможности панической атаки воспринимается больными как внутренняя, постоянная угроза, которая затрагивает практически все стороны их жизни. Происходит застревание на конкретной причине происходящего. Больные склоняются к варианту того, что в возникновении неудач виноваты именно они, поскольку у них присутствует данная внутренняя характеристика. Все это формирует специфические личностные черты, среди которых выделяются психическая неустойчивость, повышенная тревога, эмоциональная лабильность, негативное видение различного рода ситуаций. Исследование проводилось на базах: ОБУЗ «Областная наркологическая больница» в психосоматическом отделении, ОБУЗ «Курский клинический психоневрологический диспансер», Психологический центр КГМУ в 2016 году.

В исследовании принимали участие 11 человек в возрасте от 30 до 50 лет мужского и женского пола, из которых у 4 отмечалось наличие панического расстройства, у 7 не имелось психических заболеваний в анамнезе. Статистический анализ проведен с использованием пакета прикладных программ Statistiсa 8.0. В качестве методов исследования были применены следующие: Шкала тревоги Д.В.  Шихана; тест «Уровень рефлексивности» А.В.  Карпова; Тест жизнестойкости (Д.А.  Леонтьев, Е.И.  Рассказова); «Базовые потребности» Э. Деси и Р. Райана; Тест атрибутивных стилей (оптимизм/пессимизм) Т.О. Гордеевой, Е.Н. Осина, В.Ю. Шевяховой. Нами было проведено изучение эмоционального состояния, параметров рефлексивности, жизнестойкости, базовых потребностей и атрибутивного стиля у больных паническими расстройствами и здоровых людей, не имеющих психических заболеваний. В результате анализа мы обнаруживаем значимые различия в уровне тревоги, параметрах рефлексивности, жизнестойкости, базовых потребностей и в характерном для групп атрибутивном стиле. Нами установлено, что в группе больных паническими расстройствами уровень тревоги значительно выше, чем в группе здоровых.

В ситуации панического расстройства тревога возникает, когда еще нет реальной опасности для человека, но он ждет ее, причем пока не представляет, как с ней справиться. Она представляет собой расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущих событий. Для больных характерными являются болезненные страхи, одержимость. Люди испытывают страх, что может произойти что-то плохое с ними или их родственниками; они боятся сойти с ума или умереть. Возникновение тревоги в определенной обстановке (например, в общественном транспорте) формирует стремление больных в будущем избегать подобных ситуаций. Эти опасения и избегания приводят к нарушению у больных паническими расстройствами адаптивных способностей.

Для группы больных паническими расстройствами характерно снижение параметра «Рефлексивность». Рефлексивность характеризует людей, предпочитающих, прежде чем действовать, внутренне просматривать все гипотезы, варианты течения ситуации, отбрасывая те из них, которые кажутся им малоправдоподобными. В ситуации панического расстройства, вне зависимости от рассмотренных и принятых вариантов, больные не могут быть уверены в их правильности.

Само заболевание не может ими относиться к определенной категории вследствие своей непредсказуемости. Постоянная вероятность возникновения панической атаки накладывает отпечаток на всю деятельность больных.

Опасения возникновения приступа не дают возможности полностью продумать варианты совершения действий. У людей, страдающих паническими расстройствами, отмечаются затруднения в осмыслении и анализе каких-либо возможных ситуаций и способов их решения. Больные не склонны к внутренней переработке всех гипотез и селекции из них наиболее подходящих, а больше склоняются в пользу немедленных действий. Решения ими принимаются необдуманные и неосторожные. Вследствие непредсказуемости возникающих приступов больные теряют также способность планирования и контроля собственных действий.

Для больных характерно снижение параметров жизнестойкости, что соответствует большой вероятности возникновения внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях. Больным не присуща убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное. Они меньше испытывают удовольствия от выполняемой деятельности. Им присуще ощущение себя «вне» жизни. Внезапность возникновения приступов значительно снижает убежденность больных в возможности влиять на результат происходящего вокруг, выбирать собственную деятельность. Это обусловливает присутствие ощущения собственной беспомощности. Для людей, страдающих паническими расстройствами, характерным является снижение следующих параметров базовых потребностей: «Автономия», «Компетентность», «Связанность».

Больные не могут реализовывать определенный способ поведения и существования в мире вне зависимости от влияния внешнего окружения. Они труднее принимают новые взгляды, более закрыты по отношению к новому опыту. Их активное действие в различных ситуациях снижено. Больным присуще ощущение неуверенности, которая обусловлена отсутствием чувства собственной успешности и полезности.

Вследствие наличия заболевания они не стремятся принимать участие в жизни других людей, оказывать им помощь. Наличие глубоких личностных переживаний не дает им возможности выслушивать их от других людей. Для больных паническими расстройствами наиболее типичным является пессимистический атрибутивный стиль.

Пессимистичный атрибутивный стиль характеризуется объяснением неблагоприятных событий (неудач) личными (внутренними), постоянными и глобальными характеристиками, а хороших событий (успехов) противоположным образом — временными, относящимися к конкретной области и вызванными внешними причинами. Больные в ситуации панического расстройства склонны считать, что в неудачах виноваты они сами, что те будут продолжаться долго и затронут самые разные стороны его жизни. Отмечается склонность к негативному видению жизни, излишняя драматизация возможных последствий. В реализации каждой представляющейся возможности больные склонны видеть трудности и легко сдаваться. Характерно недооценивание роли собственной активности, усилий, настойчивости в достижении успеха.

Больные склонны слишком часто винить себя в происходящих неудачах и недооценивать свой собственный вклад в успех дела, сравнивать себя с другими, более успешными, и всегда не в свою пользу. Больные не живут в постоянном состоянии безнадежности. В обычной жизни они нормально функционируют и демонстрируют относительную удовлетворенность жизнью. Однако, столкнувшись со стрессовым неблагоприятным событием (смерть супруга, потеря работы), непредсказуемыми и неопределенными ситуациями, они оказываются склонными к переживанию безнадежности, беспомощности и депрессии. Выводы: Паническое расстройство является широко распространенным заболеванием. Оно оказывает влияние как на поведение больных, так и на всю их личность в целом.

На настоящий момент феномен панического расстройства изучен недостаточно, что затрудняет проведение комплекса диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. Важным аспектом является эмоциональное состояние больных, которое характеризуется повышенным уровнем тревоги. Тревога возникает, когда еще нет реальной опасности для человека, она является высоко выраженной, представляет собой расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущих событий, не имеющий предметной направленности.

В результате исследования нами было установлено, что для людей, страдающих паническими расстройствами, характерно снижение параметров рефлексивности и жизнестойкости. Решения ими принимаются необдуманные и неосторожные. Они меньше испытывают удовольствия от выполняемой деятельности. Также больным присуще ощущение себя «вне» жизни, определенной беспомощности и утрата способности планирования и контроля собственной деятельности.

Для людей, страдающих паническими расстройствами, характерным является снижение параметров базовых потребностей. Они не способны реализовывать определенный способ поведения вне зависимости от влияния внешнего окружения. Присутствуют затруднения в принятии новых взглядов, закрытость по отношению к новому опыту. В результате исследования нами был выделен характерный для больных пессимистический атрибутивный стиль, который характеризуется объяснением неблагоприятных событий личными, постоянными характеристиками, а хороших событий противоположным образом — временными, относящимися к конкретной области и вызванными внешними причинами.

Для больных в ситуации панического расстройства свойственны сниженные ожидания, пассивность перед трудными ситуациями, негативное видение жизни, недооценка роли собственных усилий. Выявленные особенности личности людей, страдающих паническими расстройствами, могут облегчить проведение дифференциальной диагностики психических заболеваний, при которых они встречаются, осуществление прогностической оценки их дальнейшей динамики, составлении для них реабилитационных и коррекционных программ. Использование выделенных «факторов риска» позволит прогнозировать возникновение панических расстройств.

Следует обратить внимание на повышенный уровень тревоги у данной категории людей. Полученные результаты позволяют делать выводы об адаптационном потенциале больных и об их ресурсном состоянии. Таким образом, снижение уровня тревоги, коррекция атрибутивного стиля позволят повысить эффективность лечения больных паническими расстройствами и улучшить их социальную адаптацию.

Литература

1. Арутюнова  Е.Э. Клинические особенности панических атак и их терапевтическая коррекция: автореф. дис. … канд. мед. наук. — М., 2006. — 10 с.

2. Вейн A.M., Дюкова Г.М., Воробьева О.В., Данилов А.Б. Панические атаки. — М.: Эйдос Медиа, 2004. — 408 с.

3. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Шевяхова В.Ю. Диагностика оптимизма как атрибутивного стиля (опросник СТОУН). — М.: Смысл, 2008. — 154 с.

4. Карвасарский Б.Д. Неврозы. — М.: Медицина, 1990. — 576 с.

5. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем; 10-й пересмотр / пер. с англ. М.В. Максимова, С.К. Чемякина, А.Ю. Сафронова. — М.: Медицина, 1995. — 697 с.

6. Полторак С.В., Фурсова М.В. Дифференциальная диагностика и комплексная терапия панических расстройств // Вестник психотерапии. — 2005. № 13. — С. 35–44.

7. Семке В.Я., Карпов В.Я. Клиническая динамика и лечение кардиофобических состояний // Сибирский медицинский журнал. — 1996. № 1. — С. 9–12.

8. Юров  И.Е. Панические расстройства у лиц молодого возраста. Клинико-психол., гемодинам. и патобиохим. аспекты: автореф. дис. … канд. мед. наук. — М., 2000. — 13 с.

Н.В. Смирнов, И.С. Толоконникова


Комментировать


9 − = ноль

Яндекс.Метрика