«Клиповое мышление» и его роль в формировании познавательной самостоятельности современного студента

Данная статья посвящена анализу понятия «клипового мышления» как одного из ключевых факторов влияющих на формирование познавательной самостоятельности современного студента. Необходимость формирования всесторонней самостоятельности у современного студента вызвана каждодневным столкновением с большим, многокомпонентным потоком информации, чаще носящим неупорядоченный характер. Для того чтобы овладеть целостным знанием в рамках определенной дисциплины, учащемуся приходится вырабатывать собственный алгоритм, чаще действовать самостоятельно, использовать преимущества века высоких технологий, которые существенно отражаются как на его мыслительной деятельности в целом, так и на способе получения и усвоения информации в рамках поставленной педагогом задачи.

Одной из существенных проблем на пути формирования успешной познавательной самостоятельности, которая была выявлена психологами и педагогами современности, стало, так называемое, «клиповое мышление».

Прежде чем дать окончательную оценку данному фактору и обозначить его роль в жизни современного студента стоит обратиться к периоду его появления и окончательного формирования. «Клиповое мышление» является абсолютно новой формой мышления сегодняшнего поколения учащихся. Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов и первоначально означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов. Корневой составляющей понятия «клиповое мышление» является слово «clip», которое переводится с английского языка как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма. Обладатель клипового мышления затрудняется, а подчас не способен анали- зировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в мыслях надолго, он почти сразу исчезает, а его место тут же занимает новый [3].

А.Б. Фельдман считает клиповое мышление «приобретенным видом мышления, при котором человек оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу» [4]. К.Г. Фрумкин определяет клиповое мышление, как «вектор в развитии отношений человека с информацией, способность быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами, но неспособность к восприятию длительной линейной последова- тельности – однородной и одностильной информации» [5].

Он выделяет пять факторов, породивших феномен «клипового мышления»: 1) ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возра- стание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего; 2) потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления; 3) увеличение разнообразия поступающей информации; 4) увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно; 5) рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы. Основная проблема клипового мышления — отсутствие контекста. Контекст (от лат. «contextus» – тесная связь, соединение) – обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов [1].

Одной из основных форм активности современного учащегося на сегодняшний день является «познавательная самостоятельность». Е.А. Шамонин считает, что «познавательная самостоятельность есть ни что иное как «интегративное качество личности, позволяющее успешно организовать свою познавательную деятельность независимо от внешнего влияния, находить свой подход к решению познава- тельных задач с целью дальнейшего самосовершенствования и преобразования действительности» [6]. Познавательная самостоятель- ность — это качество личности, которое не является врожденным, а формируется в процессе деятельности.

Именно в рамках этой формы активности студент активно использует клиповое мышление для быстрого получения и освоения новой информации, но при этом стремится затрачивать минимальное количество времени на ее анализ, практически не используя возможности логического мышления. Студенты предыдущих поколений учились по книгам, читали классическую литературу, а потому восприятие информации у них было текстовым, что способствовало развитию логического (последова- тельного) мышления. Сегодняшние учащиеся из-за обилия информации в окружающем пространстве не испытывают необходимости в чтении книг.

Именно клиповое мышление мешает и отвлекает современного студента, занимающегося познавательной деятельностью, от достижения определенного результата — познания действительности в рамках определенной дисциплины. Современные учащиеся не могут, а зачастую просто не умеют надолго сосредотачивать свое внимание на определенной информации, их память не тренирована, а способность к анализу потоковой информации серьезно снижена. Они привыкли обрабатывать информационный поток выборочно. Это приводит к тому, что учащийся быстро забывает усвоенный материал. Главной причиной, заставляющей учащихся прибегать к клиповому мышлению, является объем информации и скорость ее обновления. Познавательная самостоятельность учащегося останавли- вается на этапе поверхностного анализа материала, извлеченного из общего информационного потока, и не ведет к дальнейшему углублению в суть проблемы. Мозг не успевает выстроить логическую цепочку, а полученная информация быстро забывается, освобождая место для новой информации. Электронный учебник, являясь современным носителем знаний, дополнительно стимулирует студента прибегать к возможностям, заложенным в клиповом мышлении. Учащиеся стремятся прочитать текстовое сообщение небольшого объема, либо полностью игнорируя, либо частично выхватывая задачи в задании к тексту по определенной дисциплине, чтобы как можно быстрее перейти к выполнению другого предмета, где также получают лишь частичную информацию.

Скорость обработки информации возрастает, но выполнение заданий не ведет к приобретению целостного знания, а соответственно, познание действительности не происходит. Система образования высшей школы, которая должна стимулировать к линейному чтению и поступательному анализу потока информации и приобретению знания, а, значит, призвана стимулировать логическое мышление, ориенти- руется на подачу клиповой информации. Мир познавательной самостоятельности учащегося–носителя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и частей информации. Он привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых задач, абсолютно не обращая внимания на «чистоту» получаемого им знания, а также возможность его дальнейшего применения на практике. Анализируя вышесказанное нельзя утверждать, что клиповое мышление отражается на процессе формирования познавательной самостоятельности учащегося исключительно негативно.

Это реальность информационного мира, в которой живет современный учащийся и с которой нельзя не считаться. При всех негативных явлениях стоит признать, что клиповое мышление – это продукт нашего стремительно меняющегося времени, один из наиболее эффективных компонентов на пути освоения беспрерывно поступающего потока информации, предназначенного чаще для самостоятельного освоения, но требующий грамотного использования. Клиповое мышление — это новый вектор в развитии отношений человека с информацией, выступающий в роли защитного механизма от информационно- психологических перегрузок [2]. Способность мыслить динамично и самостоятельно выбирать способ мышления в рамках собственной познавательной деятельности в зависимости от поставленных целей и задач поможет учащемуся высшей школы стать успешнее.

Список литературы:

1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Мн.: Харвест, 1998. С. 201.

2. Ключников C.Ю. Мастер жизни. Психологическая защита в социуме. – М.: Беловодье, 2001. С. 315-317.

3. Семеновских Т.В. “Клиповое мышление” — феномен современности [Электронный ресурс]. / Оптимальные коммуникации: эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ. – Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/ 2013/02/18/3208/ (Дата обращения: 14.10.2014).

4. Фельдман А.Б. Клиповое мышление [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ruskolan.xpomo.com/tolpa/klip.htm (Дата обращения: 24.09.2014).

5. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс]. // Топос: литературно-философский ж-л. 2010. № 9. http://www.topos.ru/article/7371 (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.

6. Шамонин Е.А. Характеристика понятия «Познавательная самостоятельность студентов педвуза» (стр. 261-266), Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Выпуск № 125 / 2010.

Павлюк Екатерина Сергеевна


Комментировать


пять − = 0

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru