Книгопечатание XVIII века во Франции | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Книгопечатание XVIII века во Франции

Подъем общественного движения, связанный с победой буржуазного строя в XVIII веке, приводит к расцвету науки, литературы и искусства, что вызывает рост книжного производства. Новое возрождение охватывает все области книгопроизводства, но наиболее ярко обнаруживается в двух отраслях: шрифтах и иллюстрации. Среди таких стран, как Англия, Италия, Германия, имеющих крупнейшие достижения в книжном деле, первое место занимает Франция. Острые противоречия классовых интересов порождали одновременное существование во Франции противоположных явлений.

С одной стороны, роскошь жизни аристократии проникает во все отрасли производства, создает новые формы стиля — рококо. С другой стороны, прогресс научных знаний приводит к возникновению и быстрому развитию просветительной материалистической философии. Выдающиеся представители ее — Вольтер и Мелье разоблачали духовенство, обманывающее народ; Руссо призывал к отказу от роскоши и возвращению к простой, естественной жизни; Гольбах и Гельвеций стремились укрепить материалистическое миропонимание; Мабли и Рейналь призывали к изменению общественного строя и, наконец, Дидро, д’Аламбер и другие энциклопедисты, подытоживая новые направления общественной мысли, ставили перед собой задачу построить систему знаний на новых, чисто рационалистических основах.

Королевская и церковная цензура всеми силами пыталась задержать поступательное движение освободительно-просветительных идей, но успеха не достигла: запрещенные цензурой книги свободно печатались в соседних Нидерландах и контрабандным путем переправлялись во Францию; множество книг печаталось тайно в самом Париже, а на титульном листе ставилось фиктивное место печатания, например «Амстердам», «Гаага», «Брюссель» и т. п. или просто вымышленный город. Запрещенные книги имели большой спрос не только у третьего сословия, но и у аристократов.

В 1751 году началось издание «Энциклопедии искусств и ремесел», предпринятое группой передовых ученых во главе с писателем Дени Дидро и математиком д’Аламбером. Характерная особенность этой энциклопедии состояла в том, что она предназначалась для третьего сословия. В противоположность старым энциклопедиям в ней не помещались богословские и отвлеченнофилософские статьи, но зато много статей посвящалось ремеслам и промышленности. Таким образом, энциклопедия имела по преимуществу практическое значение, в ней также много места отводилось и вопросам общественного устройства. Некоторые статьи, написанные в критическом духе против королевской власти и особенно против церкви и ее служителей, преследовались цензурой и запрещались. Часть томов печаталась в Голландии и тайно доставлялась подписчикам. Несмотря на все трудности, удалось издать 17 томов энциклопедии и 11 томов рисунков к ней. На рис. 30 показана иллюстрация к статье «Гравюра» из «Энциклопедии искусств и ремесел». В энциклопедии нашли отражение взгляды наиболее передовой части общества, вследствие чего она имела огромный успех не только во Франции, но и во всех европейских странах. Во многих государствах делали и издавали переводы отдельных статей энциклопедии; много статей было переведено и издано в России.

Французская культура оказала сильное влияние на культуру других стран: подражание всему французскому было общераспространенным явлением в Европе XVIII века. В зависимости от личных интересов одни заимствовали из Франции только формы внешней культуры, другие увлекались философскими течениями. Французская буржуазная революция 1789—1793 годов, вызвав ожесточенное сопротивление

со стороны правящих классов всех стран, среди передовых образованных элементов нередко встречала затаенное сочувствие, выразившееся в увлечении просветительной философией. Французская книжная продукция XVIII века распадается на две основные группы. К первой относятся философские и научные сочинения, оформленные с исключительной простотой. Вторую группу составляют книги, предназначенные для состоятельных, а в некоторых случаях только для богатых любителей книги. Французы всегда были усердными книгособирателями (библиофилами), но никогда страсть к красивой книге не овладевала ими с такой силой, как в XVIII веке. Этим объясняется появление

массы издании, украшенных чудесными гравюрами на меди, которые обычно печатали на отдельных листах. Французские иллюстраторы XVIII века — Буше, Гравло, Эйзен, Моро младший, Марилье, Кошен, Удри и многие другие — не имели себе соперников ни в одной стране и всюду находили подражателей. От иллюстрации не отставала и книжная орнаментика, исполняемая как гравюрой на дереве (Папильон), так и гравюрой на меди (Шоффар). На рис. 31 дана страница из басен Лафонтена с концовкой в стиле рококо работы Папильона. Это издание считается одним из шедевров французского книжного искусства XVIII века. Во время французской буржуазной революции выходили политические брошюры, памфлеты, направленные против королевской власти и аристократов, и периодические издания, наполненные злободневным политическим материалом. Одним из таких

изданий была официальная газета «Друг народа», издававшаяся Маратом. Большим успехом в народных массах Парижа пользовалась в период революции газета «Папаша Дюшен»; печаталась она неизвестными лицами в маленьких типографиях Парижа. На первой странице этой газеты находился портрет папаши Дюшена, сидящего верхом на винной бочке; рисунок был выполнен гравюрой на дереве. Текст газеты представлял собой речь папаши Дюшена, посвященную текущим событиям, излагал эти события папаша Дюшен в крайне революционном духе; язык газеты был простонародный и даже с грубыми и неприличными выражениями. Газета «Папаша Дюшен» вызвала многочисленные подражания.

Е.И.Кацпржак


Комментировать


4 + семь =

Яндекс.Метрика