Книгопроизводство в монастырях

Таруса. 9 марта 2013 года.

Книгопроизводство в монастырях

В средние века производство книг находилось в руках монастырей, где устраивались специальные мастерские — скриптории, в которых тексты книг переписывались монахами. В некоторых случаях это переписывание исполнялось по особому обету, в других случаях это была обычная работа грамотных монахов. Работа в скрипториях считалась в монастырях богоугодным и почетным занятием.

Искусство рукописной книги в средние века достигло высокого совершенства. Многие средневековые рукописи имеют большое значение как произведения искусства письма и иллюстрирования. Вплоть до XII века рукописи писали исключительно на пергамене; после появления бумаги стали употреблять этот новый, значительно более дешевый материал, что способствовало удешевлению книг и увеличению их производства.

Однако в течение трех-четырех веков бумага не вытеснила пергамена; многие книги, особенно церковно-служебные, оформлявшиеся с особой роскошью, продолжали писать на пергамене. На бумаге писали только те книги, которые предназначались для широкого распространения и не для длительного хранения. В большинстве рукописных книг текст располагался в два столбца.

Столбцы обычно обрамлялись тонкими линейками, проведенными бледной краской — розовой, голубой, серой; линейки для строк либо прочерчивались острым инструментом, либо проводились той же бледной краской. Этим приемом обрамления текста полосе придавалась особая композиционная стройность, вместе с тем две смежные страницы разворота связывались в единое целое. Большое значение придавалось постановке полосы текста на странице; ширина полей подчинялась строгим требованиям композиции всего разворота.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

В выборе рисунка шрифта переписчики рукописей были свободны, и тут проявлялся их личный вкус и талант. Шрифты рукописных книг поражают разнообразием и выдержанностью рисунков в определенном стиле. Одни шрифты, особенно в церковных книгах, выдерживались в строгом стиле, другие шрифты, предназначенные для литературных произведений, отличались часто большой изысканностью, украшались добавочными росчерками, усиками и т. п.

Чтобы ускорить процесс письма, а также сэкономить дорогостоящий материал, при переписывании производили слияние двух или трех смежных букв (эти связанные между собой буквы называются лигатурами) и условное сокращение слов, наиболее часто употребляемых, так называемых аббревиатур.

Е.И.Кацпржак


Комментировать


− шесть = 1

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru