Коллекция изразцов из фондов Кировского областного краеведческого музея | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Коллекция изразцов из фондов Кировского областного краеведческого музея

В собрании Кировского областного краеведческого музея хранятся различные культурные ценности и коллекции. Среди последних примечательна коллекция изразцов, небольшая по количеству, но неоднородная по составу. История изразцов уходит в глубокое прошлое. Первые терракотовые плитки – прародители изразцов – появились на Руси в XI–XII вв. и использовались в облицовке стен и пола. В XV–XVI вв. эта плитка широко применялась для наружной облицовки православных храмов, заменив тем самым традиционную белокаменную резьбу. В интерьере полноценные изразцы применялись с середины XVI в. для облицовки печей в храмах и княжеских палатах. Очень скоро изразцы стали популярны и среди горожан. Первые изразцы были терракотовыми неглазурованными, впоследствии их стали называть «красными». Музейная коллекция насчитывает 47 изразцов, которые бытовали в середине XVII – начале XX в. Она сформировалась из случайных находок и находок, выявленных в ходе охранных археологических исследований на территории г. Кирова (Вятки, Хлынова).

Помимо индивидуальных экспонатов, коллекция включает фрагменты от трех изразцовых печных наборов. Единичные изразцы найдены преимущественно на территории Хлыновского кремля и посада, время их создания – не позднее XVIII в. Наиболее ранний экземпляр в коллекции изразцов – фрагмент терракотового неглазурованного изразца, возможно – фрагмент облицовочной плитки. Фрагмент имеет множество сколов, румпа не сохранилась и не прослеживается. Плитка изготовлена из красной глины, но после обжига приобрела темносерый, почти черный цвет. Тесто неоднородное, рыхлое, с включениями крупнозернистого песка и известняка (толченой ракушки). Такое тесто использовалось в XVI – начале XVII в. Лицевая пластина достаточно толстая. Облицовочная плитка украшена геометрическим орнаментом, образующим квадраты: в большой квадрат, который занимает почти всю ширину плитки, вписаны еще четыре квадрата. Пространство квадратов заполнено косыми полосами, которые пересекаются в центре большого квадрата и образуют треугольники в малых квадратах. А. В. Филиппов отмечал, что геометрический орнамент на изразцах (без растительного декора) встречается в виде исключений.

И самое яркое исключение – шатер храма Василия Блаженного в Москве. Кроме того, геометрические узоры наиболее типичны для неполивных украинских кафелей [1]. Все это позволяет говорить об уникальности данного фрагмента. Изразец, относящийся к типу сюжетных, представлен двумя фрагментами – верхним левым углом лицевой пластинки и нижним правым углом, датируется второй половиной XVII в. Это терракотовый неглазурованный рельефный изразец с примазной коробчатой румпой, изготовлен из красной глины, но имеет темно-серый цвет, как и выше описанный экземпляр. Возможно, это результат неудачного обжига или же особый вид черных неглазурованных изразцов. Рельеф размещен в узкой рамке, на 0,5–1,2 см ниже и представлен сюжетом из популярной в XVII в. книги «Александрия». В верхней правой части изображена пушка на лафете, чуть ниже и левее находится воин (сохранилась только голова в шлеме), вероятно, в руках он держит флаг, который расположен в левом углу фрагмента. В нижней правой угловой части лицевой пластинки изразца сохранилось изображение лестницы, расположенной наклонно, под ней лежит павший воин в кольчуге и с мечом. Сохранившиеся изображения на фрагментах позволяют определить сюжет «взятие крепости». Фрагменты рельефного сюжетного изразца найдены в ходе охранных археологических исследований (1994 г.) на строительной площадке по адресу ул. Московская, 3 (г. Киров) в горне для обжига керамических изделий вместе с двумя бракованными фрагментами изразцов и бракованными фрагментами керамики [2]. Еще один фрагмент рельефного сюжетного изразца был обнаружен в ходе раскопок на территории Хлыновского кремля (2013 г., коллекция археологической лаборатории ВятГГУ). Фрагмент размером 6,8×5 см представляет собой нижнюю правую часть лицевой пластины, на которой сохранилась часть башни с воротами. Возможно, это изображение крепости из сюжета «град Египет».

Следующая группа единичных изразцов – рельефные полихромные. Большинство изразцов этой группы найдены на территории Хлыновского кремля, Трифонова монастыря, у архиерейского дома и относятся к великоустюжской изразцовой школе. Мотивом для украшения изразцов является растительный орнамент. Рельеф отдельных изразцов, найденных в Хлынове (Вятке), идентичен рельефу изразцов из Великого Устюга и Лальска. Это позволяет предположить использование одной формы-матрицы или же глиняного оттиска с изразца-оригинала при изготовлении изразцов. Рельефы других фрагментов выполнены в том же стиле, что и устюжские, но имеют незначительные различия. Они были выполнены в других формах-матрицах, но, вероятно, тем же мастером. Однако не стоит исключать и вероятность местного производства, в таком случае вятский мастер пытался копировать устюжского. В результате визуального анализа имеющихся фрагментов удалось выяснить, что эмали на вятских изразцах не просто похожи по цвету на распространенные в Великом Устюге, но, скорее всего, одни и те же. Такая близость возможна только при изготовлении эмалей по одному рецепту, с использованием строго определенного количества необходимых веществ. Поскольку мастера строго хранили тайны своего ремесла, есть три вероятных версии.

Первая: изразцы привозили из Великого Устюга. Вторая: местные мастера заказывали эмали в Великом Устюге. И третья: местный мастер учился изразцовому ремеслу в Великом Устюге, где и узнал секреты изготовления эмалей, откуда принес в Хлынов (Вятку) типичные великоустюжские рельефы. Определить, какая из вышеперечисленных версий верна, пока не представляется возможным. Помимо единичных экспонатов, в коллекции изразцов выделены фрагменты трех изразцовых печных наборов. Терракотовый неглазурованный печной набор состоит из 23 целых и фрагментированных изразцов. Лицевая поверхность покрыта рельефом с растительным орнаментом. Румпа и лицевая пластина монолитные, внутренняя полость выбрана, отверстий для креплений не предусмотрено. Изразцовый печной набор выявлен в ходе охранных археологических исследований (1997 г.) на строительной площадке по адресу ул. Пятницкая (Степана Халтурина), 7. Для изготовления изразцов использовано хорошо промешанное, плотное глиняное тесто, без видимых крупных примесей. Все изделия имеют равномерный обжиг, хорошую сохранность, но изготовлены они не на фабрике, а в ремесленной мастерской. На лицевой стороне изразцов отсутствует рамка. В сохранившемся печном наборе можно выделить семь типов и пять видов изразцов. Угловой изразец один, пять поясных двух типов, четыре карнизных одного типа, три плоских стенных двух типов, городок один. Визуальный анализ и история застройки участка позволяют датировать изразцы концом XIX – началом ХХ в. Распространение неглазурованных изразцов может быть вызвано рядом причин. Главная из них – дороговизна изразцовых печей. Рассматриваемые изразцы сами по себе имеют достаточно сложный, а значит и недешевый орнамент, использование глазурей еще больше поднимало цену.

Кроме того, это могло быть и желание заказчика сделать печь «под старину». В первой половине XVII в. эта территория Хлыновского посада с новой выделенной улицей Чернышевой была застроена деревянными домами и заселена преимущественно иногородними переселенцами: устюжанами, ярославцами, «карелинами». Во второй половине XVII в. большая часть домов была снесена из-за опасности возникновения пожаров и близости к новым городским укреплениям [3]. В 1815 г. по новому регулярному плану участок на углу улиц Пятницкой и Воскресенской (совр. Пятницкая (Степана Халтурина) и Ленина) был передан для постройки дома и служб канцеляристу Д. Г. Лесникову. На протяжении XIX в. участок и дом неоднократно меняли владельцев. В 1879 г. дом перестроен в двухэтажный, а в 1889 г. участок, дом и постройки переданы Вятскому Преображенскому женскому монастырю, верхний этаж дома занимал притч монастыря. В 1997 г. дом был снесен под новое строительство. Таким образом, изразцы не могли быть изготовлены ранее 1879 г.; печь могла быть переложена или облицована позднее. Все это делает единственно возможным создание данного печного набора изразцов в начале XX вв. Другой печной набор состоит из семи экземпляров целых и фрагментарных изразцов, найденных в районе ул. Орловской (г. Киров). Рельеф изразцов очень высокий, декор сюжетно-изобразительный с мифологической тематикой в псевдоантичном стиле. По общему облику и характеру больше напоминает скульптуру, чем декоративную плитку, что выражается в сложности и детальной проработке рельефных изображений.

Все изразцы имеют широкую рамку, из которой центральная часть рельефа как бы «выпрыгивает» на зрителя. Изображения почти отделяются от изразцовой пластины и каждое может выступать самостоятельным элементом декора в интерьере. В коллекцию входят изразцы: «грифон», «женская голова» (фрагмент), «голова сатира» (фрагмент), круглая розетка, карнизный и два плинтусных изразца. Сохранившиеся фрагменты отличают внушительные размеры. При этом высота румпы небольшая: от 1,6 до 6,5 см. На поверхности изразцов можно проследить три разновременных слоя красочного покрытия. Изначально все изразцы набора были терракотовыми, неглазурованными, затем они были покрыты побелкой, остатки которой сохранились под последующими слоями краски. Позднее лицевая поверхность покрашена светло-зеленой эмалевой краской. Третий, верхний, самый поздний слой – темно-зеленая эмалевая краска. Изразцы могут быть датированы второй половиной XIX в.

Небольшое количество изразцов в печном наборе не позволяет точно воссоздать форму печи и их расположение на ней. Наиболее вероятно, что под потолочным карнизом располагался «грифон», ниже него – «женская голова», в верхней половине печи по центру – «розетка» и «сатир», по полу – плинтус. Печь была нагружена скульптурными формами и выглядела внушительно и богато. Подобные изыски мог позволить только весьма состоятельный человек, наиболее вероятно купец.

Малое количество нагара на внутренней стороне румп отдельных изразцов свидетельствует о хорошей сохранности, качественной кладке печи и должном своевременном уходе за ней. Третий печной набор состоит из шести белых глазурованных безрельефных изразцов. Эти изразцы происходят из дома с ул. Володарского (г. Киров). На оборотной стороне изразцов присутствует заводское клеймо «ВГКЗ» – Вятский городской кирпичный завод.

Мы можем установить достаточно точные рамки появления этого набора: 1908–1922 гг. Согласно архивным данным, именно в этот период Вятский городской кирпичный завод выпускал «белые изразцы и терракоту» [4]. Изразцы этого набора очень схожи между собой. Основную часть составляют лицевые безрельефные гладкие изразцы, различающиеся только размерами. В качестве декора используются карнизные изразцы с низким рельефом в виде растительного орнамента (в коллекции музея такие рельефные изразцы отсутствуют). Анализ небольшой по объему коллекции изразцов из собрания музея позволяет говорить о появлении первых изразцов в Вятке (Хлынове) в начале XVII в. (терракотовый неглазурованный изразец (плитка) с геометрическим орнаментом-порезками).

В XVII в. развиваются торговые связи с Москвой, в Хлынове (Вятке) появляются узкорамочные терракотовые неглазурованные изразцы с сюжетами Александрии. Такие изразцы исследователи называют «московскими». Для XVIII в. на основе рельефов и цветовой гаммы дошедших до нас фрагментов изразцов можно говорить о появлении в Хлынове устюжской изразцовой школы. Кроме Великого Устюга изразцы в Вятской губернии закупали в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Москве, привозили из Финляндия (Рига) [5]. Материалы коллекций дают исследователям информацию о культуре и быте горожан, о ремеслах и торговых связях не только на территории Вятской губернии, но и в целом в России XVII – первой четверти XX в.

Примечания

1. Филиппов А. В. Древнерусские изразцы [Электронный ресурс] // Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры URL: http://www. rusarch.ru/filippov1.htm.

2. Кошелева Е. А. Некоторые аспекты охранных археологических исследований в городе Кирове // Музей на рубеже веков: история, состояние, перспективы: мат-лы Международной науч. конф., посв. 140-летию Кировского областного краеведческого музея. Киров, 2006. С. 78–84.

3. Труды Вятской ученой архивной комиссии. Вятка, 1917. Вып. 3–4. Отд. III. С. 109.

4. ГАКО. Ф. Р-3922. Оп. 1. Д. 2813. Л. 5.

5. Роденков А. И. Ракколаниокская печь в бывшей Вятской губернии [Электронный ресурс] // Группа компаний «Паллада»: реставрация, строительство, производство. URL: http://pallada-afina.ru/press-czentr/publikaczii/1575-rakkolaniokskaya-pechv-b-vyatskoy-gubernii.html.

А. Д. Слотина, Л. А. Сенникова, г. Киров


Комментировать


× три = 3

Яндекс.Метрика