Конкурентоспособность: сущность и возникновение понятия

Рассматриваются содержание и источники происхождения понятия конкурентоспособности. Описаны понятия конкуренции и конкурентоспособности и приведены наиболее убедительные версии их происхождения. Ключевые слова: конкуренция, конкуренты, конкурентоспособность, прибыль, прибавочная стоимость, эффективность использования ресурсов. Весь мир, в котором мы живем, во многом строится на конкуренции или является ее результатом. Конкуренцией пронизаны и биологические и социальные системы.

В сегодняшней России, являющейся неотъемлемой частью современного мира и находящейся в рыночных условиях хозяйствования, к тому же отягощенных кризисными и санкционными проявлениями, такая экономическая категория как конкурентоспособность приобретает особенное значение и актуальность. Прогресс рыночных отношений в нашей стране происходит достаточно динамично. Развиваются такие научные направления, как экономика фирмы, управление ее эффективностью. Зачастую простому человеку бывает нелегко разобраться с большим количеством информации, содержащейся в научной литературе по этой проблематике.

Именно поэтому, чтобы успешно начинать заниматься научными исследованиями в этом направлении, необходимо не только быть сведущим в самих этих понятиях и их практическом применении, но и понимать их сущность и источники возникновения. Долгое время слово «конкуренция» обозначало только независимое соперничество двух и более лиц для получения выгоды и было привнесено в экономическую теорию из бытового языка. Латинское Слово «конкуренция», буквально означает «выбор способа участия в той же гонке» или «совместный поиск» [1, С. 202]. Определение «конкуренция» (competition) дается в Новом Оксфордском словаре как деятельность (или состояние), предполагающую старание, приложение усилия (или борьбы за получение …), чтобы получить (прибыль, выигрыш) или выиграть что-либо путем нанесения поражения или разрушения планов или утверждения превосходства над другими, вовлеченными в тот же процесс. Термин образовался в английском языке от позднелатинского существительного competitio – соперничество, а глагол «конкурировать» (to compete) – от глагола competere, в позднем толковании – бороться или соперничать, состязаться за что-либо, от “com” – «вместе» + “petere” –стремиться к, добиваться чего-либо. «Конкурировать» – to compete – добиваться, стараться, бороться, чтобы что-либо получить или выиграть путем нанесения поражения или установления превосходства над другими, которые пытаются делать то же самое.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Производное от прилагательного «конкурентный» слово “конкурентоспособность" – competitiveness – в экологин означает неизбежную ликвидацию/уничтожение в месте распространения одного или двух разных видов с одинаковыми потребностями в ресурсах. Слово «конкурировать»: 1) бороться за превосходство или верховенство; 2) принимать участие; 3) бороться, соперничать, драться, сражаться, фехтовать. В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренцией является «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Рыночная конкуренция или конкуренция в самоорганизующейся экономической системе – это борьба предприятия (организации) за ограниченный объем платежеспособного спроса со стороны потребителей, которая ведется фирмами на доступном им сегменте рынка. Теория конкуренции была обобщена Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776 г.). Новизна его теории заключается в том, что он впервые сформулировал понятие конкуренции как соперничества повышающего и уменьшающего цены и сформулировал главный принцип конкуренции – принцип «невидимой руки». Значительный вклад в развитие теории конкуренции Адама Смита внесли Д. Рикардо, Дж. Робинсон, Дж. Кейнс, Й. Шумпетер, П. Хейне, ФА. Хайек, Ф. Найт, К.Р. Макконнелл, СЛ. Брю, М. Портер, А.Ю. Юданов и др. Исследование эволюции взглядов экономистов на конкуренцию позволило установить, что ученые по-разному трактуют данную категорию, исходя из поведенческого, функционального и структурного подходов в отдельности [2. С. 229]. Американский экономист П. Хейне понимает конкуренцию как стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам. Ф. Найт определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы. К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю полагают, что конкуренция – это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и пропан нов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его. Й. Шумпетер подразумевал под конкуренцией динамический процесс, ведущий к открытию нового товара (технологии), через механизм «созидательного разрушения», очищающего экономику от всего старого, ненужного. Нобелевский лауреат по экономике австрийский ученый Фридрих А. фон Хайек указывает на то, что конкуренция – процесс, посредством которого люди получают и передают знания. Только благодаря конкуренции, на его взгляд, на рынке скрытое становится явным. Конкуренция стимулирует рациональность. Конкуренция не может функционировать среди людей, лишенных предпринимательского духа. Один из ведущих мировых специалистов в области конкурентной стратегии и международной конкурентоспособности, профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер в своей книге «Международная конкуренция» говорит, что конкуренция является динамичным и развивающимся процессом, непрерывно меняющийся ландшафтом, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты. При рассмотрении конкурентоспособности также имеются различия в подходах экономистов поскольку зачастую сущность этой категории не имеет своего объективного выражения. Конкурентоспособность (competitiveness) [competit – причастие прошедшего времени от латинской основы competere – compete]. С.И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» термин конкурентоспособность трактует как способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам. Исследователи Т.Ю. Адаева и Р.А. Фатхутдинов понимают конкурентоспособность как способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами. При этом М. Портер считает, конкурентоспособностью свойство субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там конкурирующими субъектами рыночных отношений.

При системном изучении понятия конкурентоспособности Г. Азоев и А. Челенков выделяют иерархическую структуру, последовательно включающую оценку товара, предприятия, отрасли и экономики с точки зрения с точки зрения их превосходства над аналогичными конкурирующими объектами. Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, М. Гельвановский с определенной долей условности предлагает разделить на три уровня: микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предприятия), мезоуровень (отрасли промышленности и их комплексы) и макроуровень (страна и международные организации) [3. С. 20]. Реализация продукции и заложенной в ней прибавочной стоимости является главным источником получения прибыли в условиях рыночной экономики. Наряду с этим, влияние на такое получение прибыли безусловно оказывает эффективность использования предприятием ограниченных экономических ресурсов. Таким образом, сущность и истинный смысл рыночной конкуренции может заключается в максимально эффективном использовании экономических ресурсов с целью получения максимальной прибыли.

Уровень эффективности использования экономических ресурсов как самой фирмой так и ее конкурентами не может быть оторван от степени развития производительных сил, производственных и прочих отношений, достигнутых общественным производством. Вследствие этого, в рыночных условиях хозяйствования конкурентоспособностью предприятия предлагается считать обобщающий набор признаков деятельности предприятия, показывающий степень эффективности использования им экономических ресурсов по отношению к эффективности использования экономических ресурсов конкурентами.

Список литературы

1.Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М. : Прогресс, 1978.

2. Гуляев Г.Ю. Конкуренция: сущность и структура взаимосвязанных категорий // Научное обозрение. – 2014. – №12. 3. Мазилкина, Е. И. Управление конкурентоспособностью / Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина. – М. : Омега-Л, 2009.

Кузьмин С.А., аспирант Волкова Е.А., профессор


Комментировать


× один = 4

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru