Конфликт поколений

Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее. Джордж Оруэлл

Конфликт поколений – это процесс возникновения, проявления, столкновения и разрешения противоречий как между представите лями одного поколения (внутрипоколенный конфликт), так и меж ду представителями разных поколений (межпоколенный конфликт). Конфликтные взаимодействия внутри и между поколениями высту пают фактором разрушения или укрепления социальных связей [1]. Одной из главных причин конфликта является то, что с течением времени в обществе происходит переоценка ценностей.

Рано или поздно, но настает время переоценки как материальных, так и духовных ценностей. Такая необходимость определяется тем, что между насту плением прогресса, требующим новых или обновленных ценностей, и существующими традиционными, в той или иной степени изживши ми себя ценностями и нормами, составляющими их, возникают кри зисные моменты, которые включают в себя множество проблемных си туаций [2].

Например, еще 20–25 лет назад в большинстве своем люди стремились как можно скорее построить семью, создать семейный очаг, трудиться на благо страны, а не удовлетворять личные потреб ности. Сейчас же можно наблюдать совершенно иную ситуацию: для людей на первом месте стоит получение высшего образования и фи нансовое благополучие или, как многие говорят, «образование почвы» для создания семьи.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Такие перемены связаны со многими факторами, в том числе нововведениями в политике, искусстве, культуре, системе образования и др. В наши дни, как и на протяжении всей жизни человечества, очень актуальна проблема взаимоотношений и взаимопонимания между подростками и старшим поколением. Начнем с того, что мы все раз ные, у каждого свои взгляды на жизнь, мечты, привычки. Зачастую бывает так, что, чем больше возрастная разница между людьми, тем сильнее разрозненность во мнениях.

Родители всегда стремятся навя зать ребенку определенную линию поведения, которая наиболее соот ветствует их принципам и идеалам, но такая политика далеко не всегда приводит к желаемому результату. Дети не могут во всем потакать ро дителям, так как каждый человек индивидуален и имеет право на свою точку зрения [3].

Не стоит забывать также о том, что прошлое поколение, которое ощутило на себе все тяготы войны, менее требовательно к жизненным условиям. Если для этих людей главное – иметь крышу над головой и хлеб на столе, то в данное время потребности людей возросли в разы и продолжают увеличиваться. Это является одной из основных причин недопонимания.

Мы часто смотрим с недоумением на то, как люди «того времени» противятся изменениям и смотрят на жизнь кон сервативно. Проблема понимания людей «старой закалки» еще и в том, что они нередко забывают, что когда-то сами были молодыми и тоже, как и современная, да и любая другая молодежь, совершали необдуманные поступки, на которые теперь, с высоты своего возраста и жизненного опыта, смотрят с сожалением и даже возмущением.

Поэтому старые люди могут, опираясь на свой опыт, оберегать от подобных поступков молодежь, чтобы те могли избежать плохих последствий, поощрять и направлять их энергию и инициативу, поддерживать их благород ные начинания, одобрять их стремления и гордиться успехами. За частую бывает так, что не только у молодого поколения возникают конфликты с пожилыми людьми, но и у людей зрелого возраста. Для того чтобы объяснить возможную причину конфронтации, мы можем обратиться к экономической ситуации 1970–1980-х годов. В стране наблюдался кризис, в связи с чем для того, чтобы прокормить семью и удовлетворить потребности детей, приходилось большую часть своего времени отдавать работе, а не их воспитанию. Недостаток внимания «от печатался» в памяти у детей, многие до сих пор носят в себе эту обиду и это мешает им на протяжении всей жизни иметь хорошие отношения с родителями.

Похожая проблема встречается и в наши дни. У современ ного ребенка потребности в разы увеличиваются с каждым днем. В пого не за удовлетворением их «мнимых» потребностей, родители забывают ся и повторяют ошибки своих родителей, а ведь дети больше нуждаются во внимании и заботе, чем в новых дорогостоящих игрушках и гаджетах.

Определенное влияние на молодежь, на наш взгляд, также имеет современная система образования. Со времен СССР она претерпела множество изменений и преобразований. Во времена СССР в шко ле, помимо образования, занимались воспитанием, а в российской школе не оказывается должного внимания этому вопросу.

В школе времен СССР учебники писались на доступном для учеников языке, а в России, мы считаем, не все учебники и учебные программы являют ся понятными для школьников. Также в России ежегодно вносятся из менения в требования к результатам освоения школьной программы: так, если раньше у обучающихся главной целью являлось получение новых знаний, то на сегодняшний день детей уже с начальных классов готовят к Единому государственному экзамену. Обучение детей и молодежи по современным программам пред полагает использование различных Интернет-ресурсов. Несмотря на то, что правительство борется с небезопасной информацией в сети Интернет, каждый может столкнуться с опасными для детей сайта ми.

Примером тому может служить известная всем игра «Синий кит». Невидимый убийца, который под видом игры незаметно проникает в сознание ребенка, заставляя уйти от реальности и совершать ужас ные поступки, что приводит к необратимым последствиям. Таких при меров очень много, и для того чтобы обезопасить жизнь своего ребен ка, родителям и учителям стоит больше внимания обращать на детей, их поведение и поступки. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что возникно вение серьезных конфликтных ситуаций можно предотвратить или, по крайней мере, бороться с ними и их последствиями. Для того что бы избежать данный конфликт, родителям стоит прислушиваться к детям, быть иногда более лояльными, а иногда, наоборот, проявлять строгость в отношении ребенка. Адекватно воспринимать то, что дети не всегда будут следовать указам родителей, так как они растут и при обретают собственные взгляды на жизнь. Детям же, в свою очередь, стоит быть сдержаннее в высказываниях протеста, ведь родители всег да хотят нам только лучшего.

Понимать, что родители не всегда будут «шагать в ногу со временем», у них не было того, что сейчас есть у нас, и им бывает трудно адаптироваться. Если же конфликт уже возник, всегда можно найти выход из него. Обеим сторонам нужно найти в себе силы попросить прощения, сесть за «стол переговоров» и попытаться найти компромисс, который смо жет удовлетворить обе стороны. Не стоит забывать, что у конфликта поколений существуют небла гоприятные последствия. Недопонимания между родителями и деть ми отрицательно сказываются на отношениях в семье и на каждом из его членов в частности.

Изменение эмоционального состояния чело века ведет не только к ухудшению его настроения, но и к возникнове нию стресса, который, в свою очередь, может перерасти в более глубо кие формы, в результате чего могут произойти сбои в здоровье людей. В случаях, когда конфликт долго не может быть урегулирован или хотя бы сглажен по причине нежелания противоборствующих сто рон идти на уступки в отношении друг друга, происходит нарастание социальной напряженности, которая может вылиться в новый более серьезный и масштабный конфликт, нежели уже существующий. Хо рошо, если нарастание напряженности происходит, открыто, тогда существует вероятность, пусть и небольшая, разрешить ее мирным путем, возможно, даже так, что обе стороны останутся довольны ре зультатами.

Если же нарастание напряжения происходит в скрытой форме, то есть представители разных поколений держат свое недо вольство внутри, то с таким конфликтом достаточно сложно спра виться, потому что он приобретает свойства «бомбы замедленного действия», которая в любой момент может взорваться, и последствия «взрыва» будут негативны не только для участников данного стол кновения, но и для общества в целом. В случае благоприятного завершения конфликта, если всем его участникам удалось найти компромиссное решение и они остались довольны результатами, то возможна переоценка своей ценностной системы каждым участником.

Они, осмыслив все, что произошло, на чинают адекватно смотреть на те идеи, которые выдвигала сторона-оппонент, находят плюсы в ее предложениях и минусы в своих убежде ниях, в результате чего происходит переоценка своих нормативной и ценностных систем, в которые иногда вносятся какие-либо коррек тировки, а иногда они (системы) могут меняться кардинально. Урегулирование конфликта ведет не только к изменению мнений и взглядов участников конфликта на его причину или самих себя, но и позволяет решить целый ряд проблем.

Во-первых, завершение кон фликта уже само собой предполагает решение проблемы, которая ле жала в основе этого столкновения. Во-вторых, в ходе конфликта оп поненты (представители разных поколений), сами того не замечая, помимо основной проблемы, явившейся причиной возникновения конфликта, решают целый ряд более мелких проблем. Подводя итог вышеизложенному, нужно отметить, что конфликт поколений проявляется в разных аспектах жизни людей, то есть опре деляет положение поколений в обществе, отражает различные жиз ненные условия различных поколений, показывает отношения между поколениями в процессе общения, повседневной жизни и пр.

В его основе лежит множество различных причин (в том числе на него ока зывают влияния и процессы, происходящие в обществе), а, следова тельно, и последствий, которые наиболее четко проявляются после его урегулирования [2]. Проблема поколений была, есть и будет. Каждое общество, каждая эпоха вырабатывает определенный тип взаимосвязи поколений и опре деленные механизмы передачи культуры во времени. Современное ди намичное общество ставит перед каждым новым поколением проблемы, цели, пути развития. И опыт предыдущих поколений не может полно стью соответствовать задачам будущего. Формируется образ каждо го поколения. Поэтому неизбежна проблема, связанная с отношением каждого поколения к прошлому, настоящему и будущему [9].

Список литературы:

1. Афанасьева А.Н. Исторический процесс и смена поколений // Преем ственность поколений как социологическая проблема. М. 1973.

2. Вдовина М.В. Межпоколенный конфликт в современной российской се мье // Социологические исследования. 2005. № 1.

3. Молевич Е.Ф. К анализу сущности и формы социальной старости // Со циологические исследования. 2001. № 4.

4. Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни // Соци ально-политический журнал. 1995. № 4.

5. Саралиева З.Н., Балабанова С.С. Пожилой человек в центральной Рос сии // Социологические исследования. 1999. № 12.

6. Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.: 1983.

7. Гущина З.А. Конфликт поколений // Энциклопедия домашнего психо лога. М.: НИИ психологии МЗ РФ, 2007. 200 с.

8. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.

9. Афанасьева А.Н. Исторический процесс и смена поколений // Преем ственность поколений как социологическая проблема. М., 1973.

10. Вдовина М.В. Межпоколенный конфликт в современной российской семье // Социологические исследования. 2005. №1.

11. Ильин В.А. Конфликт поколений: деструктивное противостояние или движущая сила развития общества? // Ответственное отцовство: актуальные проблемы и пути их решения: сб. науч. статей / под ред. Е.А. Петровой. М., 2015. С. 103–107.

Градовцева С.А., Рогожнева М.Д.


Комментировать


+ пять = 11

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru