Краткая история ислама в Российской Федерации

1_1

Русь столкнулась с народами, исповедую щими ислам, вскоре после его выхода за пределы Аравийского полуострова. Более близкие к онтакты были установлены в эпо ху зависимости Руси от Золотой Орды , после принятия этим государством ислама, а за тем в войнах с Турцией и Ираном . Роль ислама учитывалась при присоединении Поволжья и Сибири к Московскому государ ству, Кавказа и Средней Азии к Российской империи. К настоящему времени в России ислам — религия значи тельной части населения (по разным данным от 12 до 20 млн. чел.).

Основные регионы распространения ислама в России — Среднее и Нижнее Поволжье, Приуралье, Сибирь, Северный Кавказ, крупные города: Москва, Санкт — Петербург и др. Зна чительные мусульманские общины есть во многих регионах Российской Федерации. Мусульмане составляют в РФ более 8% населения, по большей части это не мигранты, а коренные жи тели. Традиционно ислам исповедуют татары, башкиры, авар цы, чеченцы, лезгины, кабардинцы, даргинцы, карачаевцы, балкарцы, черкесы, кумыки, ингуши и часть осетин. Значи тельная часть этих народов проживает в национально — государ ственных образованиях — субъектах РФ: Адыгея, Башкортос тан, Д агестан, Ингушетия, Кабардино — Балкария, Северная Осетия, Татарстан, Чечня.

Формально на территории современной Российской Федерации впервые мусульмане появились в 651 г., когда в ходе арабо — хазарских войн впервые арабами был захвачен г. Дербент . Но п рочно закрепиться в Дербенте арабы смогли только в 733 – 734 г г. , во времена правления Маслама ибн Абд аль — Малика. Процесс исламизации Северного Кавказа за вершился в конце XIX в. Временем официального принятия ислама народами По волжья и Приуралья — Волжской Бу лгарии — считается 922 г. — дата прибытия делегации Багдадского халифата , секретарем которого был арабский путешественник и писатель Ибн Фадланом. Но исторические источники указывайте на наличие мусульман в Волжской Булгарии и до 922 г. Первые контакты сл авян с мусульманами относятся к VII — IX в. и принимают форму политических и культурно — экономических отношений с булгарами, жителями Хорезма и т.д. Соседями Руси всегда были мусульманские государства: Волж ская Булгари я , позже Золот ая Орд а , распавшаяся на Ка занско е , Крымско е , Астраханско е , Сибирско е ханства, Ногайск ую Орд у . Период X — XVI вв. характеризовался как в начале торгово — экономическим партнерством, так в последствии военно — политическим противоборством, закончившимся включением при Иване IV Грозном в с остав Московского госу дарства мусульманского Поволжья и части Сибири. Новый этап истории ислама в России охватывает период с XVIII до начала XX вв.. Безуспешность попыток обратить в пра вославие мусульманских подданных и постепенное превраще ние страны в полиэтническую и многоконфессиональную дер жаву побуждает российских государей, начиная с Екатерины II, к поиску форм более конструктивного диалога с исламом. В 1773 г. Екатерина II издала указ «О терпимости всех вероисповеданий», в соответствии с которы м ислам стал религией, официально признанной в Российской империи. В 1783 г., после присоединения к России ещё одного мусульманского региона — Крымского ханства, Екатерина II специальным манифестом подтвердила право российских мусульман исповедовать свою в еру.

Мусульманам было разрешено строить новые мечети. В 1782 г. в Уфе был основан муфтият. Мусульманские с вященнослужители, таким образом, были выделены в особое духовное сословие. А в 1784 г. татарская и
башкирская знать получила права российского дворянс тва. Указом Екате рины II от 22 сентября 1788 г. было создано Оренбургское Магометанское Духовное Со брание. Все мусульманские общины, за исключением Тавричес кой губернии (Крым), в тот период были подчинены этому Духовному Собранию. В 1831 г. Указом импе ратора Николая I было уч реждено Таврическое Духовное Управление. В XVIII — XIX вв. государственная власть поддерживала ло яльное мусульманское духовенство, в России был издан полный арабский текст Корана, открылись типографии для издания ис ламской литерат уры. И хотя ислам продолжал оставаться неуравнеиным в правах с Православием, общность ис торической судьбы осознавалась как с русской, так и с мусуль манской стороны. В качестве подтверждения приведем активное участие мусульман в войне с Наполеоном в соста ве Российской армии и в других войнах Российской империи в более позднее время В конце XIX — начале XX вв. в Российской империи набирает силу просветительское движение джадидизма, происходит реформа исламского образования, появляются новые медре се, сочетаю щие в себе религиозные и светские науки, в ходе выборов в Государственную Думу возникает мусульманская фракция. На территории Поволжья, Приуралья и Кавказа ислам, с од ной стороны, вытеснял местные традиционные верования и обы чаи, создавал новую социаль но — культурную общность из различ ных этнических групп, а с др угой — приспосабливался к местным усло виям. В советский период положение ислама, как и др угих конфессий, усложнилось. На смену сближению с «революционными бедней шими слоями Востока» начала 19 20 — х гг. пришло усиление поли тического и идеологического д авления, что привело к неожидан ному результату.

Поразительно прочное и устойчивое к воздействиям извне мусульманское общество «переварило» навязывае мые новшества, внешне приняв советские и социали стические формы, но, по сути, сохранив традиционные уклады хозяйство вания, организации семейно — родственных связей, нравственно — правовых и социально — политических отношений. Так, выжив шие в исламских регионах привилегированные сословия соста вили ядро мес тной интеллигенции и государственно — партийной номенклатуры. Колхозы и совхозы во многих случаях скрывали существование традиционной общинной собственности, в рам ках которой бригады совпадали с родственными кланами — ав л одами, звенья — с отдельными семьями . Именно этими причина ми можно объяснить, с одной стороны, относительную легкость и безболезненность принятия исламскими народами социалис тических реформ, а с др угой , сохранение у ряда из них в постсоветс кий период прежних правящих режимов. Оживление р елигиозной жизни в мусульманских районах СССР в преддверии распада страны сопровождалось процессом реисламизации, который затронул и мусульманские народы Рос сии. Характер процесса реисламизации определялся степенью приобщенности к исламу тех народов, кото рые его исповедова ли. Те, кто принял ислам давно, например татары, обладали раз витой религиозной культурой и знанием шариата. Для них реисламизаиия сводилась, прежде всего, к попыткам восстано вить утраченные позиции ислама. Другие народы, приверженные в прошлом, по большей части, к обычному праву, нежели к ша риату, обладали ограниченными знаниями о религии; третьи сохраняли приверженность исламу по традиции. При этом об рядовая сторона ислама доминирует над проблемами догмати ки, усвоение которых предст авляет сложный и долговремен ный процесс. В этих условиях лидеры мусульманских общин уделяют преимущественное внимание исламскому просвеще нию. Ислам в определенном смысле противостоит конфликтам в их местных проявлениях. Однако не удается преодолеть дезин тегрирующие тенденции в общинах. Одновременно ислам используется в целях этнической консолидации. В РФ действуют более 80 образованных по территориально му и национально -

территориальному принципу духовных уп равлений мусульман, и процесс образования новых мусульман ских организаций не завершен. В середине 1990 — х гг. в Центральной России, Поволжье, Приуралье, Сибири и на Дальнем Востоке сложилось 3 крупней ших мусульманских религиозных центра , к которым примкнуло подавляющее число муфтиятов: Центральное Ду ховное Управле ние мусульман России (ЦДУМ, председа тель Т. Таджуддин ); Совет муфтиев России (во главе с Р. Гайнутдином) и Координационный центр мусульман Северного Кавказа (во главе с И. А. Бердиевым). Большинство российских мусульман принадлежит к тюрк с ким народам, проявляющим определенное желание к сближе нию друг с другом, с некоторыми народами СНГ и «дальнего» зарубежья.

Основная часть мусульманского населения России — татары, 2 место среди мусульман занимают башкиры. Однако в 2000 — 2010 — е гг. этниче ское лицо российского ислама существенно изменилось вследствие интенсивных миграционных процессов: в России стали постоянно находиться сотни тысяч выходцев из республик Средней Азии и Азербайджана. Значительную роль в жизни исламских народов России, особ енно Северного Кавказа, продолжают играть суфийские ордена, которые представляют мощную не только религиоз ную, но и социально — политическую силу.

На Северном Кавказе в XIX в. распространилось учение двух суфийских орденов (братств) — Накшбандийскогои Кадир ийского. События в мусульманском «ближнем» (6 мусульманских го сударств с общей численностью населения более 55 млн. чел.) и «дальнем» (более 60 стран мира, в том числе находящихся в не посредственной близости от границ РФ, где исламские общины составляют большинство или влиятельное меньшинство насе ления) оказывают непосредственное воздействие на ситуацию в исламских регионах России. В целом исламский фундаментализм не получил широкого рас пространения в России, однако тенденция к политизации ис лама сохр аняется, имеются случаи религиозного экстремизма и терроризма под исламистскими лозунгами , осуждаемого мусульманским духовенством и российскими властями.

" ИГИЛ " — это не ислам! (сборник материалов в помощь имамам и государственным служащ им ) /Сост. Старостин А. , отв. ред. А. Ашарин. — Екатеринбург: ЦРО "Духовное упра вление мусульман Свердловской области (Центральный м уфтият)", 2015 — 7 4 с.


Комментировать


четыре × = 36

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru