Кредо государственного управления

Государственное управление часто описывают в терминах систем или технологий. Применяемые при этом упрощения и абстракции имеют, разумеется, определенную ценность, так как позволяют свести дискуссию к некой ограниченной сфере. Вместе с тем, такое описание рискует создать впечатление, что государственные институты оторваны от политической, социальной и исторической среды, в которой должны действовать. По своей задаче — предоставлять товары и услуги, решение о которых принято демократически выбранными представителями граждан — деятельность органов государственного и муниципального управления коренным образом отличается от деятельности, осуществляемой в частном секторе, хотя в некоторых областях и наблюдается определенное сходство.

Частное предпринимательство основывается, упрощенно говоря, на стремлении к максимизации прибыли для отдельно взятого предприятия и его владельцев, а также на стремлении индивидов-потребителей, обеспечивающих спрос на продукты или услуги предприятия, максимизировать свою пользу. От предприятия это требует оценки спроса и цены, общих производственных затрат и альтернативной прибыли от использования имеющихся ресурсов. Что касается государственных организаций, то решения об их деятельности исходят из оценки совокупной общественной выгоды, заявляемой в качестве цели деятельности правительства.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Это влечет за собой как явные конфликты различных целей, так и практические трудности в оценке альтернатив использования государственных ресурсов. Хотя намерения состоят в том, чтобы ограниченные ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных и муниципальных структур, направлялись на повышение благосостояния общества в целом, разные группы граждан неизбежно будут получать блага в разном объеме в зависимости от того, как организуется деятельность государственных институтов. Оценка важности целей и расстановка приоритетов между ними является одной из основ формирования политических идеологий.

К этим различиям в оценках добавляется сложность определения выгоды, получаемой от осуществления различных государственных мероприятий. Если в частном секторе производство товаров и услуг можно однозначно и непротиворечиво оценить в терминах полученной прибыли, то в государственном секторе часто бывает трудно договориться о желаемых конечных результатах и ценностях, например, обязательного школьного образования, изменения возраста выхода на пенсию или численности полицейских.

Поэтому для государственных институтов важнее уметь воплощать политические приоритеты в практические меры, чтобы с наименьшими затратами реализовать желаемые результаты, нежели лишь определенным способом использовать ресурсы. Это требует, как четко сформулированных государственных заданий относительно того, что должно быть исполнено, так и определенной свободы действий в оперативной деятельности государственных институтов.

Таким образом, государственные институты должны определить методы сравнения затрат и результатов альтернативных способов использования общественных ресурсов. Эту информацию необходимо доводить до сведения лиц, принимающих решения, и отвечающих за максимизацию общественной выгоды. В открытом обществе необходимо также, чтобы средства массовой информации, общественные организации и отдельные граждане имели доступ к этой информации и могли ее понять.

Управление общественными финансами: международный опыт реализации принципов лучшей практики [сборник методических материалов] — М.: , 2017 г. — 600 с.


Комментировать


пять − 2 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru