Кризис алгоритмов

Теория и практика методического мастерства профессорско-преподавательского состава развиваются в процессе возникновения и разрешения диалектических противоречий. В настоящее время одним из основных является, с одной стороны, объективная необходимость интенсификации учебного процесса, а с другой — невозможность добиться этого по причине отсутствия рационального сочетания и применения технических средств, прогрессивных методик и информационных технологий.

В аудитории совершенствования педагогического мастерства полковник Валерий Киселев проводит межкафедральное методическое совещание

В аудитории совершенствования педагогического мастерства полковник Валерий Киселев
проводит межкафедральное методическое совещание

Чтобы разрешить данное противоречие, прежде всего необходимо интенсифицировать учебный процесс за счет создания и применения активных методов обучения с широким использованием информационных технологий.

Сегодня одним из ключевых элементов в системе обучения в вузе является методический кабинет, роли которого в совершенствовании образовательного процесса придается чуть ли не первостепенное значение. Например, в приказе министра обороны РФ № 80 от 12 марта 2003 года определено, что «…для изучения, обобщения и распространения передового опыта обучения и воспитания слушателей и курсантов, оказания помощи преподавателям в повышении их педагогической квалификации в высшем военно-учебном заведении создается методический кабинет». В этом приказе кратко обозначены и его задачи.

Однако время не стоит на месте. В наши дни многие нормативные акты, регламентирующие развитие обучения в вузе, устарели. Не случаен и тот факт, что теперь требования министра обороны и Главнокомандующих видами Вооруженных Сил, предъявляемые к внедрению активных методов обучения с использованием новейших технических средств и информационных технологий, стали иными. К тому же, каким бы подробным ни был руководящий документ, он не может определить полностью, каким должно быть оснащение современного методического кабинета.

Учитывая данные обстоятельства, в Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации выстроили не дискретно-предметную модель методической работы, где каждая кафедра имеет только свою частную методику обучения, а целостную. Такая модель позволяет достаточно эффективно решать задачи всесторонней профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава. Например, наш методический кабинет включает следующие основные элементы: аудиторию совершенствования педагогического мастерства, информационно-консультационный пункт и класс повышения лекторского мастерства. Рассмотрим их предназначение более подробно.

Оборудованное подобным образом помещение позволяет воспроизводить, описывать и разыгрывать фрагменты используемых в вузе учебных мероприятий, отрабатывать все учебные вопросы, использовать обширный арсенал методов обучения. Именно в аудитории совершенствования педагогического мастерства проходят апробацию активные методы обучения с использованием информационных технологий.

Взять, к примеру, розыгрыш проблемных ситуаций. Для этого в группе, состоя- щей из нескольких преподавателей, один выступает в роли преподавателя, а остальные — в роли слушателей. Методист организует разыгрывание проблемной ситуации, управляет им. В конце делает разбор. Затем преподаватели меняются ролями.

Напомню, что проблемная ситуация включает в себя подготовку обучающихся педагогов к решению учебной проблемы (к возникновению проблемной ситуации); постановку (получение) задания, мотивацию поиска решения; рассмотрение, формулирование и принятие проблемы обучающимися; изучение противоречий, формирующих проблемную ситуацию, определение круга недостающих знаний и их поиск; выдвижение гипотез решения учебной проблемы, их проверку, доказательство или опровержение; выбор приемлемого решения.

В том случае, если предстоит «игра» по той или иной теме лекции, опытные методисты рекомендуют создавать ситуацию с использованием элементов «псевдодиалога». Обучаемые получают задание. Лектор задает проблемные вопросы, и он же выдвигает гипотезы разрешения, анализирует, выбирает приемлемый вариант ее решения. «Слушатели» же под воздействием эффекта «психологического заражения» переживают эти ситуации как свои собственные и вместе с лектором приходят к их разрешению.

Совершенствование педагогического мастерства преподавателей осуществляется также и через воспроизведение игровых фрагментов учебных занятий. Для этого также создается группа из нескольких педагогов. Один из них выступает в роли преподавателя и воспроизводит факторы тактической (оперативной) обстановки в конкретном боевом эпизоде. Остальные участники игры выступают в роли слушателей. Им приходится принимать решения по разным боевым эпизодам, а это вырабатывает у них необходимые навыки, которые потребуются во время проведения занятий со слушателями.

В академии поощряется применение игрового метода и при проведении семинаров. Он может быть в виде «круглого стола» или «малых групп», с разыгрыванием слушателями определенных ролей, или «мозговым штурмом», или же семинаром-конференцией.

Особый интерес у педагогов академии вызывает класс лекторского мастерства. Ведь он предназначен для завершения формирования лекторских навыков педагогов, шлифовки их жестов и речи во время проведения лекции или самим лектором); трибуна лектора с дисплеем, с помощью которого можно показывать для аудитории графические материалы; два видеопроектора: за спиной лектора — для показа названия лекции и учебных вопросов, а перед ним — видеопроектор для воспроизведения слушательской аудитории и себя. Есть здесь и IP-камера — для наблюдения за поведением преподавателя во время чтения учебного материала.

Кроме вышеперечисленных основных элементов, в кабинете есть плакаты, на которых показана методическая последовательность проведения учебных и методических занятий. К услугам посетителей методическая, педагогическая литература и материалы научно-методических конференций, сборники, в которых обобщен опыт лучших педагогов. И, конечно же, видеотека с материалами по всем видам методических и учебных занятий.

Как видим, проводимые на базе кабинета методические занятия по плану академии обеспечивают в короткие сроки и без больших материальных затрат организацию спланированных учебных занятий. Также на базе методического кабинета по плану вуза проводятся инструкторско-методические занятия по наиболее важным и сложным темам учебной программы.

Например, при подготовке к военным играм и учениям, групповым упражнениям, групповым и практическим (лабораторным) занятиям, при подготовке к экзаменам, а также перед итоговой аттестацией.

В методическом кабинете по заявкам кафедр или по плану руководства академии проводятся пробные занятия с начинающими педагогическую деятельность преподавателями или адъюнктами (в период прохождения ими педагогической практики).

Проводимые на базе методического кабинета заседания предметно-методических комиссий также способствуют повышению качества обучения педагогов. Ведь здесь дается путевка в жизнь лучшим методикам и техническим новинкам.

И межкафедральные методические совещания по оперативно-тактическим задачам, разрабатываемым и проводимым с участием нескольких кафедр также решают задачи повышения интенсификации обучения педагогов. Ведь здесь сверяется соответствие замысла и содержания всех занятий кафедр, участвующих в комплексной учебной задаче. Окончательно устанавливается посленые барьеры, возникшие в результате индивидуальной работы разработчиков занятий разных кафедр.

Однако, несмотря на все «плюсы» работы методического кабинета, есть и проблемы в деле интенсификации обучения в высшем военно-учебном заведении, которые сегодня руководству военной академии своими силами не решить. Речь идет о дефиците современных методов обучения. К сожалению, в этом направлении мало делается как в масштабах всей военной школы (не имеющей для этого соответствующих учреждений), так и в вузах, продолжающих использовать устаревшие традиционные репродуктивные системы обучения. Не ведется она и на их кафедрах, объявленных центрами методической работы, на которые вышестоящие инстанции с легким сердцем переложили те функции, с которыми сами не могут справиться.

Другой казус высшей военной школы — отсталость технического обеспечения учебного процесса. Отечественная высшая военная школа нуждается в современных обучающих прикладных компьютерных программах, которые должны целевым способом поставляться в вузы. Это избавит нас от необходимости разрабатывать их кустарным способом. К тому же создание такой «индустрии» по производству обучающих прикладных программ положило бы конец порочной практике, когда старые информационные технологии мы вынуждены выдавать за нечто новое.

 Полковник в отставке Валерий ХРИПКО, кандидат военных наук, доцент

 


Комментировать


8 − = ноль

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru