Критическое мышление как инструмент создания профессиональной команды в российском бизнесе | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Критическое мышление как инструмент создания профессиональной команды в российском бизнесе

В 2015 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе был назван список самых нужных умений, которые будут необходимы человеку через 5 лет. На втором месте стоит критическое мышление, которое понимают скорее, как способ решения проблем и устранения ошибок, нежели чем общепринятое понятие критического мышления.

Также в 2009 году по данным рекрутингового сайта Indeed.com работодатели стали вдвое чаще требовать от сотрудников критического мышления [1]. Всегда говорили, что «Критическое мышление — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам» [2].

Это мышление более высокого уровня, позволяющее ставить под сомнение поступающую информацию. Именно такая система суждений способна принести выгоду пользователю в том случае, если его внешняя среда особенно изменчива. В современной России, как и во многих других странах, изменчивость систем имеет цикличный характер. Особенности российского бизнеса, прямо отражающие способы и методы создания профессиональной команды, зависят как от менталитета, так и от экономических составляющих. Высокая турбулентность среды ведения бизнеса, непростая политическая обстановка, отсутствие определенности, дефицит финансовых ресурсов, спад инвестиционной активности во многих отраслях национального хозяйства – все это лишь малая часть, описывающая российский бизнес сегодня.

Однако на сегодняшний день решающим фактором, отражающим возможности применения критического мышления, является явное доминирование коллективных форм деятельности. Это связано с желанием российского бизнеса продолжать работу в команде, но такая команда должна отвечать требованиям высокой компетенции и профессиональности. Большинство руководителей российских организаций понимают, что в настоящее время необходимым условием выживания и роста организации является проведение изменений. В организации процесс управления изменениями представляет собой последовательность действий по подготовке и осуществлению преобразований в организационной культуре и организационной структуре, определении тех функции и процессов управления, которые направлены на повышение эффективности деятельности организации. В настоящее время одна из главных проблем заключается в невозможности побудить организацию меняться.

В практике существуют множество методов, способных повысить результативность организационных преобразований, качество принимаемых решений и адаптивность к изменениям. Один из них — построение команд, отвечающим высшим критериям профессиональности. Широкий спектр развития организации, а также специфические черты предопределяют ключевую роль команд в процессе проведения изменений или поиска возможных решений. Именно это, по мнению большинства менеджеров, обуславливает необходимость способности критически мыслить. Поиск наилучшего способа реализации внедрения критического мышления требует тщательного изучения структуры организации, ее возможностей и дальнейших перспектив. Один из таких методов – внедрение креативного менеджмента, которое включает в себя управление людьми в организациях, направленное на максимальное раскрытие и использование их творческих способностей.

Так креативный менеджмент, как результат внедрения критического мышления, переориентированного на творческий потенциал команды, будет хорошо развиваться в организации с широким функциональным делением в соответствии с основными направлениями ее работы. Это позволит повысить результативность сложных специализированных работ, а также обеспечить коммуникации внутри организации получения высокого совокупного результата [3]. В свое время крупнейшая французская автомобильная компания «Renault» переняла опыт креативного мышления. Ее главной целью стала генерация новых идей дизайна для автомобилей, что позволило компании выйти на новый уровень.

Были организованы регулярные внутренние соревнования между дизайнерами, что придало новый импульс развитию «автомобильной индивидуальности» [4]. Следующий метод, отражающий в своей основе традиции критического мышления, связан с постоянными улучшениями производственной деятельности. Впервые философия Кайдзен была реализована в ряде японских компаний, включая «Toyota». Отличительная особенность данного метода отражается в его применении в производственных компаниях, где идея непрерывного совершенствования вовлекает всю организационную структуру. Актуальность Кайзден отражается в постоянном изменении всех условий ведения бизнеса. И именно эта модель внедрения изменений способна наилучшим образом «подстроиться» под новые обстоятельства.

В российском бизнесе производитель дизельных грузовых автомобилей и дизелей «КАМАЗ» с 2006 года начал активно внедрять методологию Кайдзен в виде развития производственной системы (PSK). По данным сайта «Rostec.ru» экономический эффект от PSK в компании конвертируется в 22,5 млрд. рублей (за период 2006-2013 года). Условия применения Кайдзена ориентированы, как правило, на крупные предприятия, где каждое подразделение несет ответственность за свой участок. Также это дает возможность контролировать уже имеющееся качества и поддерживать дисциплину [5].

Для эффективного внедрения необходимо понимать, что данный метод ориентирован на долгие годы. На сегодняшний день креативный менеджмент постепенно внедряется на российский рынок, эффективность его применения в России подтверждена практикой таких компаний как Сбербанк, КАМАЗ, Группа ГАЗ, Росатом и т.д. и связана с производством «новых идей», технологий, принципов организации производства и труда. Еще одним примером успешного использования критического мышления в командообразовании стало внедрение управления предприятием с помощью бизнес-единиц (Business Unit Management, BUM). Процесс создания команды обязывает менеджеров найти подходящую мотивацию для работников, которая будет совпадать с общей целью организации.

BUM соединила в себе такие понятия как: мотивация, увязывающая личные интересы сотрудников (и/или структурного подразделения) и мотивация, связанная с интересами собственника предприятия. Создаваемая финансовая структура делит организацию по центрам ответственности, где устанавливаются рамки экономической свободы, позволяющие руководителям подразделений принимать соответствующие их компетенциям решения [6]. Это дает возможность контролировать источники возникновения доходов, расходов, а также максимально объективно диагностировать состояние организации.

В итоге организация получает внутрифирменные рыночные отношения, развитие которых происходит на базе конкурентной бизнес-среды [7]. Именно конкурентная среда мотивирует подразделения повышать свою рентабельность, совершенствовать продукты, организацию ведения бизнеса.

Все это приводит к повышению конкурентоспособности корпорации в целом и увеличению ее стоимости. В свое время продукт был успешно внедрен в ЗАО "МИАН", АКБ "МДМ-Банк", ЗАО "Группа МДМ" и ряде других российских компаний и банков. Применение BUM заключает в себе множество преимуществ (структурные подразделения имеют большую свободу, благодаря чему они могут быстрее приспосабливаться к динамике рынка и т.п.), но также имеет и недостатки (например, разобщенность структурных подразделений), которые необходимо учитывать через формирование единого координирующего центра.

Следует отметить, что реализация всех вышеупомянутых подходов требует использования в компаниях системы рефлексивного мониторинга [8]. Именно сейчас, в период нестабильности, изменчивости всех сфер общества необходимо обращать внимание на новые способы и методы ведения бизнеса. В связи с этим критическое мышление, как инструмент создания профессиональной команды в российском бизнесе, может дать новые импульсы в развитии компании на любой стадии ее жизненного цикла .

Библиографический список

1. Ведомости [Электронный ресурс]: Мелисса Корн. Работодатели все чаще требуют от подчиненных критического мышления. URL: http://www.vedomosti.ru/management/articles/2014/10/28/dumat-o-tom-chto-dumaesh (дата обращения: 09.10.2016).

2. Дайана Халперн. Психология критического мышления. 4-е международное издание./ ПИТЕР 2000 г. 496 С.

3. Ванюрихин Г.И. Креативный менеджмент: направления и методы поиска решений//Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. Выпуск № 106 / 2012.

4. Eyeka.net [Электронный ресурс]: Creativity management: Best practices and the case of open innovation. URL: http://news.eyeka.net/2011/02/creativity-management-open-innovation/ (дата обращения: 30.03.2017).

5. Rostec [Электронный ресурс]:Кайдзен на КАМАЗе – эффект почти 6 млрд рублей. URL: http://rostec.ru/news/1347/ (дата обращения: 27.03.2017).

6. «КОРПСИС" [Электронный ресурс]: BUM Управление с помощью бизнес единиц. URL: http://corpsys.ru/Encyclopedia/Consulting/OrgStructure/BUM.aspx (дата обращения: 01.04.2017).

7. Гавель О.Ю. Перспективы использования контроллинговых систем в стратегическом управлении. Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т. 10. № 1 (331). С. 4-19.

8. Гавель О.Ю. Стратегический анализ данных в условиях реализации адаптивной бизнес- модели. Экономика. Бизнес. Банки. 2015. № 4 (13). С. 29-46.

Шпак С.В.


Комментировать


− 5 = три

Яндекс.Метрика