Культура винопития в античной Греции

Аннотация: В статье проведено исследование культуры винопития в античной Греции. Проанализировано отношение древних греков к алкоголю, причины разного рода отношения и т.д. Статья указывает, что на развитие культуры винопития большое влияние оказала важность досуга в античном обществе. Пиры в Древней Греции стали не просто застольем, но и формой общения. Ключевые слова: культура, Греция, вино, алкоголь, досуг, пир, философия.

В разных культурах формируется свое отношение к алкоголю, распитию спиртных напитков. В большинстве своем оно окрашено в негативные тона. С этим связано большое количество религиозных, социальных, правовых табу относительно алкоголя: от ограничения в его употреблении до полного запрета в некоторых культурных традициях. Негативное отношение к алкоголю связано в первую очередь с тем, что последствия чрезмерного винопития могут быть крайне неприятными (неадекватное поведение, агрессия, неконтролируемые поступки и т.д.). Неслучайно с древних времен алкоголь называют «похитителем рассудка».

С другой стороны, потребление алкоголя в умеренных дозах может помочь расслабиться, погасить усталость, возбудить процесс пищеварения и т.д. Если обратить свой взгляд на историю, то можно отметить, что процесс знакомства человека с хмельными напитками начинается с глубокой древности. Опьяняющие напитки начали готовить уже как минимум в VIII тысячелетии до нашей эры. Это были напитки, приготовленные из меда, винограда, соков различных плодов. Одной из стран, где алкоголь получил большое распространение стала античная Греция. Тема вина была настолько важной в данной традиции, что привела к формированию развитой культуры винопития. Без вина в Греции не обходился ни один пир или празднество. Не случайно именно в Древней Греции одним из наиболее почитаемых богов был Дионис – бог плодородия и виноделия. Во время посвященных ему священных праздников – Великих Дионисий – вино текло рекой. При этом вино – этот дар бога Диониса – пьют только в праздники или же вечером с друзьями, при этом его всегда разбавляют водой. Приведем несколько поэтических отрывков посвященных вину: Зимняя пирушка.

Будем пить! И елей Время зажечь: Зимний недолог день. Расписные на стол, Милый, поставь Чаши глубокие! Хмель в них лей–не жалей! Дал нам вино Добрый Семелин сын – Думы в кубках топить… По два налей Полные каждому! Благо было б начать: Выпит один, – И за другим черед.[1, XV, С. 55]

Вино воспринималось как лекарство от печали и уныния: К чему раздумьем сердце мрачить, друзья? Предотвратим ли думой грядущее? Вино – из всех лекарств лекарство Против унынья. Напьемся ж пьяны! [1, XVII, С. 58]

Довольно рано греками было осознано, что вино является отражением правды. «Вино–души людской зерцало» [1, XXI, С. 62]. В Греции виноград был одной из основных сельскохозяйственных культур, наряду с оливой, из которой производили масло. «На террасах, насыпанных по склонам гор, по всей Греции растет лоза, расправленная на шпалерах. В долинах ее сажают между плодовыми деревьями, и она тянется с одного на другое» [3, С. 25]. Во времена расцвета древнегреческой культуры, ее классического периода все большее значение в жизни греков начинает обретать досуг. Со временем досуг начинает восприниматься как не менее важное времяпрепровождение, чем война или политические дела.

Столь важная роль досуга заложена в самой основе древнегреческой культуры. К досугу относился и греческий театр, и философские школы с их деятельностью, и посещения гимназия для физических упражнений. Важной формой досуга древних греков был пир. Непременным атрибутом любого пира было винопитие. Это отражает и греческий термин для слова «пир» – симпосий – συμπόσιον – «совместное питье». Однако, эти «пиры» представляли собой не просто собрание пирующих людей, на них приглашались философы, поэты, политические деятели. То есть пиры не были простыми застольями с винопитием, их сопровождали выступления поэтов, танцоров и музыкантов. Зачастую именно на таких пирах решались многие важные вопросы. На пирах эллины как бы моделировали времяпрепровождение своих богов, которые, как известно из греческих мифов, все время проводили на пиру, где пили божественный нектар и вкушали амброзию.

Главным же было то, что во время пира свободные греки предавались беседе. Эти беседы не были пустой светской болтовней ни о чем, а, напротив, высоко ценились умные речи о важных вещах. На пирах греческие философы предавались спорам и выяснению истины, что нашло отражение в появлении трактатов с названием, говорящим само за себя – «Пир». Такого рода произведения есть у таких мыслителей как: Платон, Ксенофонт, Плутарх, Лукиан, Петроний, Эпикур и др. По этим трактатам древнегреческих философов можно судить и о развитии темы винопития. Как отмечал А.М. Арзамасцев: «Пиры» представляют собой не только удобный литературный прием, дающий читателю возможность сравнить пирушки со своими друзьями с тем или иным прочитанным «Пиром», почувствовать между ними различие и почерпнуть что-либо важное для себя. Общее назначение этих работ – привить более или менее образованной части афинского полиса высокую культуру винопития и культуру проведения застольных бесед» [2, С. 5-6]. Таким образом, можно сказать, что пир и философия мыслились древними греками как понятия одного порядка. Они не видели в них между ними особенных различий, воспринимая как нечто целостное. Поэтому можно рассматривать греческую культуру винопития как неотъемлемую часть досуга свободных эллинов. Пир совмещал в себе как чувственное наслаждение, так и духовное. В идеале пир – это застолье с участием политиков, философов и с ведением умной беседы.

При этом сложно поверить, что все пиры отвечали таким высоким критериям (по свидетельству многие современников они часто превращались в обычную попойку, с драками, ссорами и т.д.). Поэтому многие греческие мыслители создавали свои сочинения под названием «Пир», чтобы показать образец таких застолий. Поскольку вино – было даром бога Диониса, к нему относились с уважением и благоговением, а возлияния считались прославлением бога и принесением ему благодарности. Поэтому культура винопития была для греков сакральным действием, тесно связанным с религией. Винопитие представляло собой жертвовозлияние в честь Диониса. Как правило, пиры устраивались представителями свободных граждан греческого полиса, людьми одного социального положения, достатка, воспитания и образования. В этом кругу пить до беспамятства было не просто не принято, но и недопустимо. Легкое расслабляющее опьянение – было возможно для свободных греков, пьянство же – только для рабов и черни. Как отмечал Плутарх: «Пить и пьянствовать – не одно и то же» [5, С. 219]. Свободные греки воспринимали вино – как дар бога, и все, что было связано с ним внушало уважение. Что касается низов общества, среди которых было и много рабов, чужестранцев, для них вино не было окутано сакральными покровами, оно просто было средством забыть на некоторое время тяготы их жизни.

Поскольку у них нет должного уровня образования и воспитания именно в этом социальном слое возможны негативные последствия чрезмерных возлияний. Что касается свободных эллинов, то они менее подвержены вспышкам агрессии под действием алкоголя. Так Плутарх в трактате «Застольные беседы» указывал на то, что: «Дурные страсти оно (вино) возбуждает только у дурных людей, суждения которых никогда не были трезвыми» [5, С. 219]. В своем сочинении древнегреческий философ много рассуждает о поведении на симпосии, об уместности там пения, танцев, винопития и философских бесед. На основании данного трактата можно выделить несколько основных советов, которые дает мыслитель для поведения на пиру. Он отмечал, что философские беседы должны являться неотъемлемой частью любого пира. Эллины не должны уподобляться персам, пирующим в обществе наложниц и предающихся чрезмерными возлияниям.

Поскольку пиры для греков были не просто трапезой, а в гораздо большей степени досугом, то здесь большое значение имели речи и беседы, которые велись участниками пиров. Тот же Плутарх писал: «На симпосиях воспитанные и образованные люди сразу же после обеда обращаются к речам, как бы ко второй трапезе, радуя друг друга этими речами, в которых тело не принимает почти никакого участия и тем свидетельствует, что существует собственный клад душевных наслаждений: только это и есть подлинные наслаждения души, а те другие чужды ей и запятнаны телом» [5, С. 146]. Эти беседы обязательно велись при распитии вина.

При этом следует помнить, что греки никогда не пили вино в неразбавленном виде. Они всегда разбавляли его в разных пропорциях: 1:1, 1:2, 1:3.Плутарх в третьей книге своих «Застольных бесед» приводит правило «Пять кубков – да, три кубка – да, четыре – нет». Он пишет: «Пять кубков, то есть два кубка вина в смешении с тремя кубками воды, находясь в полуторном соотношении, составляют квинту; три, то есть один кубок вина с двумя кубками воды, – имеют отношение одного к двум и составляют октаву; и наконец, четыре, то есть один кубок вина, разбавленный тремя кубками воды, своего рода эпитрит, – трезвенное и безвкусное смешение, приличествующее архонтам, погруженным помыслами в государственные дела, или диалектикам, которые, насупив брови, разбираются в построении речей. А из двух других смешение двух к одному создает то настроение возбужденности и умеренного подпития, которое души колеблет струны сокровенные, – оно уводит от трезвости, но и не погружает человека полностью в винное обаяние. Смешение же двух к трем – самое музыкальное, приносящее сон и забвение всех забот, подобное Гесиодовой «обороне от сглаза младенцев», усмиряющее необузданные страсти, исполненное ясности и покоя» [5, С. 103].

Пить же неразбавленное вино считалось варварским обычаем и презиралось свободными эллинами. Лучшими сортами вин считались «фасосское, лесбосское, наксосское; прамнейское вино было слишком терпким на вкус афинян; южно-италийские вина вошли в употребление только со II в. н.э.; были белые, желтые и темные вина; использовались различные ароматизаторы – пряности, мед, благовонные масла» [4]. Именно с застолий древних греков берет свое начало обычай произносить тосты с пожеланиями здоровья, благополучия и т.д. При этом греческий пир никогда не начинали с вина, его подавали в конце, когда гости переходили к беседе. Регламентировалось и количество гостей на пирах. Так их должно было быть не менее трех и не более девяти. Хозяин не должен приглашать на свой пир незнакомых людей, слишком болтливых и любящих позлословить. Не любили греки и тех, кто демонстрировал свое чрезмерное пристрастие к винопитию. Несмотря на чрезвычайно благосклонное отношение к вину, злоупотребление они допускали лишь во время празднования Великих Дионисий. Во все остальное время греки были весьма сдержанны в возлияниях. Культура винопития в античной Греции включала в себя и признание безусловно положительного воздействия вина на человеческий организм.

Так многие мыслители отмечали, что вино возбуждает мыслительную деятельность, рождение ярких образов, оригинальных идей и концепций, подстегивает воображение и фантазии. Вероятно, с таким положительным воздействием вина и было связано в Древней Греции представление о его божественности.

Еще Платон отмечал, что рождение мысли – чудесный, божественный акт, способствующий проникновению в таинственный мир идей. Идеи (эйдосы) Платоны первичны, они находятся в основе мироздания. То же можно сказать и об эйдосе вина – он первичен, а само материальное вино вторично. Плутарх, следуя Платону, никогда не сомневался в божественности вина, воспринимая ее как данность. И хотя он не настаивал на прямой связи винопития и рождения новых концепций, идей и т.д., можно отметить, что вино мыслилось как создание мирового логоса. Подводя итог, можно отметить, что культура досуга в античной Греции включала в себя и культуру винопития, получившую у греков большое развитие. При этом чрезмерные возлияния осуждались и порицались, тогда как умеренное винопитие считалось служением богу Дионису и формой его почитания.

Пиры в Древней Греции были не просто трапезой, а культурным времяпрепровождением с обязательными беседами за чашей вина. Поэтому важным было привить культуру винопития молодому поколению. Во многом этому служили сочинения античных философов, создавших труды с названиями «Пир» или «Застольные беседы», которые могли служить руководством к поведению во время пира, а также размеру возлияний. Пиры и философия были для античных греков неразделимы, здесь достигался один из культурных идеалов греков – калокагатия – гармония внутреннего и внешнего, духовного и чувственного, рационального и иррационального. Именно на пирах, сопровождающихся явствами, винопитием и философскими беседами греки достигали полноты бытия, того к чему они стремились во всех видах своей деятельности.

Литература

1. Алкей и Сафо: Собрание песен и лирических отрывков в переводе размерами подлинников Вячеслава Иванова. – М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1914. – 255 с. 2. Арзамасцев, А.М. Вино как ценность / А.М. Арзамасцев // Ценности интеллигибельного мира. – Магнитогорск, ГОУ ВПО «МГТУ», 2008. – С. 4-13. 3. Боннар, А. Греческая цивилизация. Т. I. От Илиады до Парфенона / А. Боннар / Пер. с франц. О.В. Волкова; Предисл. проф. В.И. Авдиева. – М.: Искусство, 1992.– 269 с. 4. Никитюк, Е.В. Быт античного общества [Электронный ресурс] / Е.В. Никитюк. – СПб., 2005. URL: http://centant.spbu.ru/centrum/publik/nikituk/byt/010.htm (Дата обращения: 18.07.2016). 5. Плутарх. Морали. Застольные беседы / Плутарх. – М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1999. – 1117 с

Куксгаузен Анна Александровна, кандидат культурологии, доцент кафедры «Гуманитарных дисциплин» НОУ ВПО «РЕАВИЗ», г. Саратов


Комментировать


7 × два =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru