К вопросу об интересах России и Китая в развитии сотрудничества в нефтяной сфере | Знания, мысли, новости — radnews.ru


К вопросу об интересах России и Китая в развитии сотрудничества в нефтяной сфере

К вопросу об интересах России и Китая в развитии сотрудничества в нефтяной сфере

В условиях снижения спроса на российский нефтяной экспорт, вызванного перенасыщением атлантического рынка энергоносителей, укрепление торговых связей на тихоокеанском рынке становится приоритетным направлением национальной экономической политики для Российской Федерации. Расширение сотрудничества с КНР является необходимым условием выполнения стратегических задач по повышению политической и экономической роли Российской Федерации в АТР, поэтому на сегодняшний день особое значение приобретает организация эффективного вхождения отечественных компаний на потенциально крупнейший в мире – китайский – рынок нефти и газа. Для Российской Федерации масштабное вхождение на китайский рынок нефтересурсов началось сравнительно недавно.

С целью обеспечения транспортировки нефти на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в 2006 году было запущено строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). К моменту завершения строительства первой очереди трубопровода ВСТО-1, соединившей месторождения Восточной Сибири с нефтеперекачивающей станцией «Сковородино» в Амурской области, в 2009 г. было подписано соглашение между правительствами России и КНР, согласно которому крупнейшая российская нефтяная компания «Роснефть» взяла на себя обязательство поставлять Китайской национальной нефтегазовой корпорации 300 млн тонн нефти в течение 23 лет в обмен на кредиты в размере 25 млрд долларов [1].

В первую очередь эти кредиты пошли на строительство ответвления нефтепровода через российскую границу в Китай «Сковородино-Мохэ», которое завершилось в 2011 году. Это позволило Российской Федерации значительно упростить транспортировку сырой нефти в КНР, а также сформировало основу для дальнейшего расширения сотрудничества. В июне 2013 года «Роснефть» подписала новый долгосрочный договор купли-продажи нефти с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией, предусматривающий
поставку 325 млн тонн нефти в течение 25 лет. В октябре того же года был заключен контракт между «Роснефтью» и китайской корпорацией Sinopec о поставках 100 млн тонн нефти в течение 10 лет, начиная с 2014 года [2]. В целях реализации данных соглашений уже в 2015 г. планируется расширить пропускную способность трансграничного нефтепровода «Сковородино-Мохэ» до 20 млн тонн в год, а к 2018 г. – до 30 млн тонн нефти ежегодно. Помимо прямых поставок нефти и нефтепродуктов на китайский рынок, крупнейшие китайские нефтяные компании участвуют в разработке месторождений на территории Российской Федерации.

В 2006 г. компания Sinopec приобрела 49% акций компании «Удмуртнефть», работавшей под управлением «Роснефти». В том же году было основано совместное предприятие «Роснефти» (51%) и CNPC (49%) «Восток Энержди», ведущее добычу в Иркутской области. Также в партнерстве с компанией Sinopec в рамках проекта Сахалин-3 «Роснефть» завершила геологическое изучение Венинского участка, расположенного на сахалинском шельфе. На данный момент оператором месторождений Венинского блока является ООО «Венинефть», совместное предприятие, в доле добычи которого китайская корпорация Sinopec имеет 25,1%. В июне 2013 г. начались обсуждения о возможности вхождения китайской CNPC в разработку Ванкорского месторождения, которое уже на тот момент являлось самым перспективным и крупным нефтяным проектом России.

В ноябре того же года страны договорились о 10%-ной доле китайских партнеров. Около 70% добываемой на Ванкоре нефти поставляется в КНР по системе ВСТО и «Сковородино-Мохэ» в рамках многомиллиардных контрактов, рассчитанных на период до 2038 года [3]. Стоит отметить, что участие китайских национальных компаний в разработке месторождений различных ресурсов по всему миру является многолетней практикой, что позволяет Китаю эффективнее контролировать поставки минерального сырья. Для российских компаний привлечение Китая к нефтедобыче открывает новые пути получения дополнительных инвестиции для ускоренной реализации вышеназванных проектов. С начала исполнения контрактных обязательств, поставки сырой нефти в КНР за 5 лет увеличились на 216% с 15,3 млн тонн по итогам 2009 г. до 33,11 млн тонн по итогам 2014 г. Стремительный рост поставок сырой нефти произошел благодаря заключению ряда договоренностей в 2013 году. К началу

2015 года поставки сырой нефти выросли на 36% по сравнению с 2013 годом. На данный момент на поставки сырой нефти приходится 60,09% российского экспорта в КНР в стоимостном выражении, и, несмотря на падение мировых цен на энергоресурсы, в 2014 г. доля поставок российской сырой нефти в КНР прибавила 26,7% в стоимостном выражении, именно в связи с планомерным наращиванием объемов поставок [4]. Всего же с момента начала реализации межгосударственных контрактов доля России в структуре китайского нефтяного импорта увеличилась с 7,51% до 10,75% в период с 2009 по 2014 гг., и продолжит расти в ближайшие десятилетия. Благодаря исполнению межправительственных контрактов, в 2014 г. России удалось потеснить своих главных конкурентов в АТР, в том числе и Саудовскую Аравию, которая сегодня является крупнейшим экспортёром нефти в КНР. Доля Саудовской Аравии сократилась на 8%, и на данный момент занимает 16% китайского импорта против прежних 19%. Также поставки сократили Катар, Кувейт и Венесуэла [5]. Китай заинтересован в углублении сотрудничества с Россией, в первую очередь из-за растущего внутреннего потребления, которое не может быть покрыто собственным производством. На настоящий момент, Китай занимает второе место по потреблению нефти после США.

По прогнозам аналитиков, к 2020 году КНР продолжит наращивать импорт, одновременно увеличивая мощности собственных перерабатывающих предприятий. Конкретно Россия представляется важным стратегическим партнером по ряду причин, первой из которых является территориальная приближенность. Расстояния поставок из стран Ближнего Востока и Латинской Америки в среднем в 2-5 раз превышают протяженность маршрутов из РФ. К тому же, торговля со странами Ближнего Востока, являющимися основными конкурентами России на Тихоокеанском рынке, сопряжена с дополнительными транспортными рисками, включая прохождение через заливы и проливы Индийского океана [6]. Помимо этого, в условиях стагнации нефтедобывающих мощностей Дацинского бассейна, КНР требуется прежний объем нефтяных ресурсов для обеспечения нефтеперерабатывающих заводов северо-восточных провинций [7].

Говоря о причинах, обуславливающих заинтересованность КНР в российской нефти не стоит забывать и о политических факторах. Россия в условиях последовательного ухудшения отношений с традиционными импортерами нефти готова более охотно сотрудничать с Китаем и идти навстречу его интересам. Таким образом, России удалось реализовать масштабные проекты по строительству нефтяной инфраструктуры, что позволило выйти на тихоокеанские рынки и занять на них прочные позиции. Как уже отмечалось выше, атлантический рынок энергоресурсов на данный момент перенасыщен, а скорое возвращение Ирана на нефтяные рынки Евросоюза и США, только усугубит ситуацию для России.

По этой причине российские компании вынуждены перенаправлять поток энергоносителей на тихоокеанские рубежи и обеспечивать себе гарантированный – азиатский – рынок сбыта, особенно в условиях углубления противоречий с западными странами. Однако следует помнить, что, направляя основной объем поставок в Китай, Россия оказывается прочно привязана к его рынку, практически ограничивая возможности углубления сотрудничества с такими привлекательными партнерами в АТР, как Япония и Южная Корея.

Помимо этого, масштабное вхождение китайских компаний в российскую нефтедобычу с одной стороны является грамотным решением для привлечения инвестиций, но в тоже время может означать, что инициатива по диверсификации товарооборота РФ и КНР будет окончательно забыта. Тем не менее, реализация подписанных договорённостей с КНР уже сейчас демонстрирует экономическую эффективность и является прочным базисом для дальнейшего развития двустороннего сотрудничества в условиях обоюдной заинтересованности.

Литература

1. «Транснефть» приступает к расширению нефтепровода ВСТО // РИА Новости, 07.10.2014. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ria.ru/economy/20141007/1027195884.html.

2. Спецтариф для китайской нефти // Ведомости, 14.10.2013. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/ newspaper/articles/2013/10/14/spectarif-dlya-kitajskoj-nefti.

3. «Роснефть» и CNPC подписали рамочное соглашение о покупке 10% «Ванкорнефти» // Роснефть, 09.11.2014. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rosneft.ru/news/pressrelease/09112014. html.

4. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // Министерство экономического развития РФ. Портал внешнеэкономической информации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade.

5. Россия потеснила страны ОПЕК на рынке поставок нефти в Китай // РБК, 23.01.15. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/23/01/2015/54c20ecd9a7947820890ab 3b.

6. Коржубаев А.Г., Эдер Л.В., Мамахатов Т.М. Россия на мировых рынках нефти и нефтепродуктов // Бурение и нефть. – 2011. – №5 – С. 16-20. 7. Баодон Ван, Чанвэй Пан, Рубан Л.С. Развитие нефтегазовой отрасли Китайской Народной Республики // Бурение и нефть. – 2015. – №1 – С. 18-23.

Старицын Д.С.


Комментировать


один + = 3

Яндекс.Метрика