К вопросу о проблематике современной литературы для подростков (тема семьи и семейных ценностей в контексте повестей Б. Минаева, В. Крапивина, Е. Габовой) | Знания, мысли, новости — radnews.ru


К вопросу о проблематике современной литературы для подростков (тема семьи и семейных ценностей в контексте повестей Б. Минаева, В. Крапивина, Е. Габовой)

Правила искусного чтения

Семья, семейные отношения, семейные ценности, являются предметом изучения психологии, философии, социологии, демографии, истории и других гуманитарных дисциплин. Но именно языком художественной литературы можно доступно и интересно рассказать о семье.

Начиная с первых памятников письменности, на заре развития литературы мастера слова предпринимали попытки описать семью и обобщить ее традиции. Внутрисемейные взаимоотношения можно назвать одним из важнейших сюжетообразующих моментов творчества писателей следующих поколений. В российской классической литературе нет такого прозаика, в произведениях которого не отражалась бы тема отцов и детей, внутрисемейных отношений, поисков себя в новой

реальности. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, A.M. Горький, М.А. Шолохов и многие другие мастера художественного слова рассматривали проблемы общества и человека сквозь призму социальнобытовой сферы жизни, ведь семья – бесценный микромир личности. Предмет нашего сегодняшнего разговора – современная литература для подростков, которая выделяется как составная часть детской литературы. Ее специфика определяется возрастом, интересами, ценностными представлениями её читателей.

В современную литературу для детей вошли приметы сегодняшнего дня: реальность катастроф, криминала, рыночных отношений, в основе многих произведений лежит нарочитая остросюжетность. Тем важнее отметить по-настоящему талантливые произведения, в которых художественные и нравственные ценности находятся в достойном равновесии.

Это особенно заметно в традиционных для детской литературы темах семьи, школы, где подросток предстаёт в естественном для него социуме. Заметное место в современной литературе занимают книги о детстве Б. Минаева [6,7]. Автор этих книг – известный журналист и писатель, лауреат Национальной детской литературной премии «Заветная мечта» сезона 2005–2006 гг. Обе книги, как определил сам автор, – «из фрагментов, из осколков существования мальчика, который рос в 70-е годы». По жанру эти книги можно определить как автобиографическую дилогию лиричных и психологически точных рассказов о детстве и отрочестве обыкновенного московского мальчика из обыкновенной интеллигентной семьи.

Автор как-то проговорился, что «Гений дзюдо» – книга о родителях, о любви родителей к ребёнку, что вообщето она для взрослых, для родителей. Впрочем, все хорошие детские книги о подростках – и для взрослых, потому что учат их понимать своих детей. Лёва растёт в семье, которые принято называть благополучными. Первая глава «Детства Лёвы» начинается тёплой волной воспоминания о маме: «В детстве меня называли Мамин Хвостик. «…Я действительно мог ходить с мамой куда угодно, стоять в любой очереди, скучать в парикмахерской и химчистке, лишь бы быть рядом с ней.

Очень мне нравилась моя мама». А кончается эта вводная глава формулой семейного рая: «Тут приходил папа. …Вот так мы и жили» [6, с. 7]. Мир детства показан в восприятии самого ребёнка с подчёркнутым простодушием его понимания. Б. Минаев точно выстраивает систему героев, потому что важен не только взгляд Лёвы на мир, но и реакция других на события или поступки главного героя. Эмоциональный центр семьи – именно мама. Она смешлива и обидчива, иногда в

разговоре с сыном вдруг может смутиться или покраснеть (это очень часто происходит при общении «вдруг», как знак душевной тонкости, при каких-то очень личностных воспоминаниях, и тема этих воспоминаний дальше не развивается). Марина обаятельна, молода, чувствуется, что любима и любит сама, поэтому так тепло в доме, где любят принимать гостей. Многие детали проявляют в характере Марины глубинные качества сильной, благородной и самоотверженной натуры, хотя обнаруживается это в ситуациях, лишенных сюжетной остроты.

«Гения дзюдо» Б. Минаев написал как продолжение рассказов о Леве. Мальчик взрослеет, становится неуклюжим и колючим подростком, лечится от заикания, начинает писать, влюбляется… Милый и уютный домашний мир сюжетно не соотносится с назревающими историческими изменениями в жизни Левы, но постепенно меняется сам герой, и здесь более сложными становятся отношения с самыми близкими людьми. В жизни подростка всё большую роль играет отец.

Хоть писатель и признавался, что эту книгу он посвятил матери, но очень заметно, как старается он понять своего отца, который был человеком другой эпохи (война, коммуналки, тяжелая жизнь), ему трудно было разделить взгляды своего растущего в стабильном, надёжном мире бунтующего сына. Отец у Б. Минаева внешне неяркий, подчеркнуто «негероический», немифологизированный по способу художественного изображения, он неотделим от истории, социально типичен. Он немногословен, его внутренним стержнем является мужская преданность работе. Общение с сыном довольно ограниченное. Тем сильнее впечатление от «воспитательных вспышек», которые проявляются в конфликтных ситуациях, причём не только в отношениях с сыновьями, но и с другими взрослыми.

Популярны в детском чтении повести Владислава Крапивина. Почти все главные герои его произведений: «Мальчик со шпагой», «Журавлёнок молнии», «Трое с площади Карронад», «Застава на Якорном поле» и др. – мальчики. Писатель не боится ставить перед своими героями недетские проблемы, в том числе и проблемы семейных отношений. В «Мальчике со шпагой» показан контраст между разными семьями: слишком непохожие, благополучные Лесниковы, соседи Грачевы, где дебошир отец ремнём воспитывает Стасика при общем равнодушии окружающих (и матери ребёнка, и учительницы, которая «деликатного папашу» хочет рекомендовать в родительский комитет). Непростая семья главного героя Серёжи, где мачеха, хоть и хорошая, но всё равно не мама.

Семьи в повестях Крапивина заставляют задуматься о том, как важно родителям и воспитателям ребёнка быть неравнодушными, видеть в детях прежде всего людей, а не объект для воспитания, уметь понимать правоту ребёнка и доверять ей. Семья, родители в книгах Крапивина – всегда вопрос первостепенной важности, об этом говорит и название повести «Бабушкин внук и его братья» [5]. Написанная в 1996 г., книга очень современна.

Её герой – шестиклассник Алька Иволгин живет вроде бы в очень уютном и защищенном мире: это прежде всего уют старого столетнего деревянного дома («родового гнезда»), в котором бабушка хранит как семейные реликвии старинные часы, фамильный сервиз, рисунок в рамочке, рассказы о прадедах. В каком-то смысле, бабушка – хранительница исторической памяти в семье, и в этом чувстве ей ближе всего внук. Как и семейное предание о домовёнке Квасе, бабушка связывает три разных поколения в семье.

Роль бабушки трудно переоценить, именно в ней заключен и сконцентрирован дух достоинства семьи, дух сопротивления конкретному и бытовому злу. Старый дом сожгли те, кому он мешал для современной застройки, славное мохнатое существо Квася исчез неизвестно куда, вплотную приблизились проблемы современного мира, где есть школьная «дедовщина», где воруют и обманывают, где убивают и ненавидят. Этот мир Алька называет словом «ОЗМ» – озверелый мир. «Господа взрослые, что же вы творите на нашей земле! Может, мы, дети, лишние на ней?» Алька так формулирует определение бандитов: «Бандиты – они те, кого с самого рожденья никто не любил!» [5, с. 21]. Способность любить, отвечать за друзей и маленьких, стыдиться, размышлять, а не рассуждать, способность на поступок, на собственное мнение у Альки формируется в семье. Основной конфликт произведений писателя – противостояние мечты и обыденности, мещанской «житейской мудрости».

Поэтому так много острых углов в отношениях с отцом: это и политика, и отношение к бабушке, к школе, к одежде и многому другому. Но на самом деле – потребность в чуткости к своему рефлексирующему самосознанию. Размышления о природе человеческого равнодушия, о разнообразных проявлениях зла переплетаются с проблемами собственного выбора, самооценки. В конце повести обиженный герой, бескомпромиссно ушедший от родных по Дороге (философско-аллегорический образ, характерный для более поздних произведений писателя), бегом возвращается назад, потому что «понял и ощутил отцовский страх, который был спрятан за этакой «мужской» сухостью и насмешливым тоном». В произведениях Крапивина, как правило, в конце есть ключевая фраза – символ. Здесь – это слова Альки: «…может быть, вместе мы найдем нужное слово». Нельзя не заметить, что последние книги

В. Крапивина тяготеют к философскому осмыслению жизни людей самого уязвимого, подросткового возраста. Елена Габова –автор цикла повестей «Тайкина тайна», «Беличья шкурка», «Только часочек у моря синего».

Эти сочинения – умные и тактичные книги о взрослении девочки, о первой любви с её очень взрослыми проблемами, как, например, в отношениях восемнадцатилетней Тани и тридцатилетнего Кирилла, так и не доросшего до семьи. Но ведь и Таня изображена, по сути, вне семьи, такова сдержанная культура семейных отношений. Главными советчиками в девичьей любви, которая перерождается в женскую, с традиционной готовностью винить себя, прощать невнимание и холодность к себе, смиренно терпеть даже отсутствие надежды, становятся книжные героини – Татьяна Ларина, госпожа Бовари.

Елена Габова показывает конфликты семьи глазами взрослеющих девочек. Генотип женского восприятия мира, семьи, осознание себя в них выражен очень явно. Писательница намеренно ничего не сглаживает и показывает семьи такими, как их не очень-то и принято предъявлять юным читателям. Внутренняя речь героинь отражает процесс одновременного познания себя и мира, духовного роста личности. Природа конфликта в произведениях И. Габовой нравственная, где стремление к идеалу входит в противоречие с настоящим положением вещей. Писательница, по человеческой и художественной честности, боится счастливых концов, но свет надежды всегда остаётся. Он, этот свет, в нравственной чистоте её героинь, в их способности понимать близких людей и брать ответственность на себя. Есть и немало в современной литературе честных и талантливых книг о проблемах подростков в наше время. Но есть и проблема рецептивного характера: работы читателя, требующей сопереживания, сегодняшние подростки стараются избегать [8, с. 25]. Поэтому актуальными остаются вопросы не столько о проблематике детской подростковой литературы, сколько о тех её героях, с которыми читателю захочется идентифицировать себя, о эффективности коммуникативных возможностей языка и жанров художественной детской литературы.

Литература

1. Арзамасцева И. Мы не знаем, что имеем // Литературная газета. 2006. № 4.

2. Венедиктова Т. К апологии «наивного читателя» // Иностранная литература. 2008. № 9.

3. Габова Е. И отец мой, и мама моя // Путеводная звезда. 2007. № 11.

4. Елькина М. Не бедствие, а катастрофа // Литературная газета. 2006. № 15.

5. Крапивин В. Бабушкин внук и его братья // Путеводная звезда. 2001. № 4.

6. Минаев Б.Д. Детство Лёвы: повесть в рассказах. М., 2008.

7. Минаев Б.Д. Гений дзюдо. М., 2006. 8. Мурашова Е.В. Современный подросток: читать или не читать? // Молодёжь. Чтение. Успех: сборник материалов научно-практической конференции. М., 2008.

Ирина Сергеевна Назарова


Комментировать


5 + три =

Яндекс.Метрика