К вопросу о психологических критериях оценки здорового образа жизни | Знания, мысли, новости — radnews.ru


К вопросу о психологических критериях оценки здорового образа жизни

Одно из основных направлении нрофаммы развития экономики здравоохранения Российской Федерации до 2030 года связано с формированием здорового образа жизни россиян. Здоровый образ жизни — понятие комплексное, включающее в себя не только совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого ортанизма. при которых все его системы работают долговечно, но также и совокупнос ть рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, гармоничному развитию личности, методов труда и отдыха. Если оценка выраженности здорового образа жизни на уровне организма находттт в современной медицине достаточно удовлетворительное решение, то, соответственно, на уровне психического и социального здоровья си туация не выглядит столь определенно.

Понятно, ч то такое положение дел обусловлено прежде всего необычайно сложной организацией психического мттра человека. Разработка психологических кри териев оценки здорового образа жизни открывает перспективы к качественной тт количественной интерпретации вопросов здорового образа жизни; к созданию и реализации профилактических нротрамм, а также к проведению экспертной оценки эффективности их внедрения.

На наш взгляд к числу таких критериев можно отнести следующие:

1. Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Ценностное отношение личности к здоровью проявляется в ее ориентации на достижение значимых показателей здоровья, в ее гедонистической направленности в отношении здоровья, что в конечном счете предопределяет ее выбор в пользу здоровых форм поведения. Выраженнос ть этого критерия находится в зависимости от таких факторов как: пол, возраст, профессиональная принадлежность, социальное окружение. Непосредственное отношение к этому критерию имеет еще только начинающаяся разработка понятия «осознанный долгожитель».

2. Установка на здоровый образ жизни. Установка на здоровый образ жизни формируется на основе системы ценностей человека. Она определяет психическую активность и выступает как состояние психологической готовности к оздоровительной деятельности. На процесс развития психологической готовности влияет, как уже было сказано выше, сформнро-ванность ценностного отношения к здоровью, а также представление о здоровье и здоровом образе жизни. Именно установка, как направленность личности, регулирует ее поведение и определяет активность в отношении здорового образа жизни. 3. Компетентность в отношении здорового образа жизни.

Это не только специальные знания по вопросам поддержания здоровья (например, осведомленность о правилах рационального питания), но и способность применять их на практике (например, умение определять собственный индекс массы тела, составлять индивидуальный рацион питания и др.). Этот критерий предусматривает понимание личной ответственности за свой образ жизни. Иными словами, это то, чего достигла личность в понимании вопросов собственного здоровьесбсреження, как она способна практически решать эту задачу в повседневной жизни. Итак, компетентность отражает меру овладения личностью нс только необходимыми познаниями, но и практическим опытом их реализации в ко1гтекстс собственного здорового образа жизни.

4. Самооценка здоровья. Этот критерий органично связан с приверженностью к здоровому образу жизни. В современных системах воспитания и обучения нс отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека, умению оценивать состояние своего здоровья. Нас нс учат «прислушиваться» к состоянию собственного организма, понимать посылаемые от органов чувств сигналы тревоги (например, через ощущение первых признаков боли, ухудшение самочувствия), посредством которых он призывает наш раум нс только обратить на них внимание, но и своевременно предпринять необходимые действия по устранению вызвавших их причин, внести соответствующие коррекции в свой образ жизни.

Никифоров Г.С., Дудченко З.Ф.


Комментировать


шесть − 1 =

Яндекс.Метрика