К вопросу о создании портфолио обучающегося

Письмо от московской школьницы

Более половины обучающихся по специальностям среднего профессионального образования (СПО) планируют в дальнейшем получать высшее образование по заочной форме обучения, совмещая обучение с работой.

При этом требования к образовательной среде СПО и бакалавриата существенно отличаются. Одним из общесистемных требований к реализации программ бакалавриата, прописанных в ФГОС ВО является следующее: «Электронная информационно-образовательная среда образовательной организации должна обеспечивать формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса» [1].

Цель создания портфолио — представить документированные результаты учебной и внеучебной деятельности обучающегося, проследить его индивидуальный прогресс, достигнутый в процессе обучения, оценить его образовательные достижения и дополнить результаты традиционных форм контроля качества образования. Портфолио является одним из средств накопления индивидуальных результатов образования (особенно компетентностных составляющих этих результатов) и отражает все достижения студента / выпускника (учебные, внеучебные, профессиональные), удостоверяет фактические достижения и выступает как доказательное средство достигнутых результатов.

Обучающиеся по специальностям СПО, планирующие продолжить обучение и дальше, уже начинают задумываться о построении своего личного портфолио, которое поможет им при выборе места работы и при поступлении на направления подготовки ВО. В свете современного развития информационных технологий, технического обеспечения образовательного процесса и специфики подготовки обучающихся СПО, возможность создания портфолио представляется весьма актуальным. Среди подходов по созданию электронного портфолио обучающегося, формирование которого должна обеспечить электронная информационно-образовательная среда образовательной организации.

Наиболее современная форма электронного портфолио — онлайн-портфолио, портфолио размещенное в сети Интернет или в информационно-образовательной среде образовательной организации. Ведение электронного портфолио в сети Интернет обеспечивает доступ к персональным результатам вне зависимости от места учебы, что позволит избежать ненужных трат времени и усилий для неоднократного сбора и представления одной и той же информации для различных целей.

Создание портфолио в информационно-образовательной среде образовательной организации имеет ряд существенных ограничений на доступ извне. Электронное портфолио размещенное в сети Интернет зачастую называют Интернет- портфолио. Ресурсы, с помощью которых может быть организовано такое портфолио, могут быть различными: информационные порталы, блог-платформы для ведения онлайн-дневников, диск Yandex, облако Mail, образовательные порталы и социальные сети и др. Интернет-портфолио обучающегося предполагает: — удобное размещение и представление пользователями своих достижений в цифровом формате, в виде текстовых, графических и звуковых файлов, видео и анимационных роликов и пр.; — наличие индивидуальных настроек безопасности (обучающийся, ведущий портфолио, имеет возможность открыть доступ к портфолио другим пользователям); — ведение истории учебных и внеучебных достижений, приобретения профессионального опыта.

Возможны два подхода к созданию и наполнению Интернет-портфолио обучающегося: — по хронологии (например, блог и онлайн-дневник); — по курсам обучения; — по изучаемым дисциплинам; — по видам деятельности (учебной и внеучебной). При наполнении Интернет-портфолио очень важно выделять учебную и внеучебную деятельность. В учебную деятельность в Интернет-портфолио можно включать информацию о результатах сданных зачетов, экзаменов, результаты выполнения тестовых заданий, творческие, проектные, исследовательские работы обучающегося, аннотацию курсовых работ, прохождения различного рода практик и др.

Во внеучебную деятельность в Интернет-портфолио можно включать информацию об участии обучающегося в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах, студенческом самоуправлении, творческих кружках, культурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых в институте, в университете, городе, области и т.д.

В этом разделе пожно представить грамоты, сертификаты, благодарственные письма, значки, медали, фотографии, видеоролики и др. Кроме всего перечисленного Интернет-портфолио может нести в себе одну из важных функций самообразования – функцию планирования. Например, обучающийся может анонсировать выполнение какой либо работы к определенному сроку в своем Интернет- портфолио. Это существенно стимулирует повышение эффективности выполнения работы.

Интернет-портфолио является не только способом фиксации и публичного представления достижений обучающихся, но и существенным стимулом для образовательных достижений и саморазвития. Не менее существенным будет и повышение конкурентоспособности будущего специалиста при устройстве на работу. Особенно это актуально для обучающиеся по специальностям СПО, планирующих в будущем получать высшее образование, совмещая работу с учебой.

К началу обучения по программам высшего образования обучающийся будет имеет уже Интернет-портфолио и сможет продолжить его формирование в течении всего срока обучения. И, наконец, Интернет-портфолио поможет выполнить функцию самоанализа профессионально развития обучающегося. На основе достижений представленных в Интернет- портфолио обучающийся сможет проанализировать всю свою учебную и внеучебную деятельность и выбрать направление, по которому ему следует двигаться дальше в своей профессиональной деятельности.

Литература

1. ФГОС ВО по направлениям бакалавриата. [Электронный ресурс]: URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4

Злобин А.Ю.


Комментировать


девять − = 7

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru