К использованию на занятиях учебного телевидения

К использованию на занятиях учебного телевидения

К использованию на занятиях учебного телевидения

Один из преподавателей, много лет проработавший в военных учебных заведениях, в период создания телевизионной системы на курсах «Выстрел» прямо заявил, что телевидение в учебном процессе — это дань моде, погоня за эффектом «в угоду требованиям начальства», что он много лет успешно учил слушателей своему предмету без напрасной затраты средств на дорогостоящие новшества, и так и будет учить. Действительно, многие преподаватели достигли хороших результатов в обучении с использованием традиционных средств, без применения технических новинок. Но является ли это достаточным основанием для отрицания эффективности применения в процессе обучения новых технических средств и, в частности, телевидения? Оправдываются ли затраты значительных сил и средств на создание в учебных заведениях телевизионной системы?

Ответим на эти вопросы рассказом о некотором опыте применения телевидения на курсах «Выстрел». На курсах система учебного телевидения существует более 10 лет. Она позволяет, во-первых, изготавливать видеозаписи необходимых для занятий материалов и, во-вторых, демонстрировать эти материалы на экранах телевизоров на уроках в классах в соответствии с расписанием занятий и заявками преподавателей. Как и упомянутый выше офицер, на первом этапе многие преподаватели относились к возможностям телевидения недоверчиво.

Только после того, как были созданы действительно полезные для занятий видеозаписи — на что потребовалось значительное время— телевидение получило признание большинства преподавателей.

Как и упомянутый выше офицер, на первом этапе многие преподаватели относились к возможностям телевидения недоверчиво. Только после того, как были созданы действительно полезные для занятий видеозаписи — на что потребовалось значительное время— телевидение получило признание большинства преподавателей.

Приведем примеры успешного применения теледемонстраций на занятиях.

Для слушателей читалась лекция по видам перевозок войск. В ней излагались основные требования к организации перевозок воинских подразделений железнодорожным, водным и воздушным транспортом; порядок их осуществления. В течение двух учебных часов руководитель объяснял эти вопросы, слушатели делали записи в тетрадях. Однако представить себе погрузку боевой техники на самолеты, морские транспорты, перегрузку на пограничных станциях с узкой железнодорожной колеи на широкую, если их не видеть, обучаемым очень трудно. Лекция носила описательный характер, проходила малоинтересно.

С участием автора лекции полковника В. М. Романовского инженерами-методистами по использованию технических средств обучения к ней была изготовлена видеозапись из материалов учебных кинофильмов. Перевозка воинских подразделений железнодорожным транспортом показывалась, начиная с прибытия личного состава и боевой техники на станцию, приемов погрузки и крепления техники, осмотра эшелона, его отправки, организации охраны и обороны в пути, работы по перегрузке с одной колеи на другую и т. д. Подобным образом показаны были погрузка, перевозка и разгрузка на рейде при следовании подразделений морским транспортом, а затем и воздушным. Видеофрагменты занимали около 18 минут демонстрации и давали полное представление об этих трех видах перевозок войск. В лекции же устное изложение этих вопросов занимало более одного часа. По единодушной оценке преподавателей и слушателей занятие по этой теме стало проходить значительно эффективнее.

Сделаем к этому одно пояснение. Можно было показать обучаемым полностью учебный кинофильм по способам перевозки войск; причем известно, что демонстрация на киноэкране нагляднее, чем на телеэкране. Но фильм имеет 6 частей, длится 60 минут, значит его надо было бы показать дополнительно во внеучебное время. А главное, далеко не все в этом фильме представляет интерес по теме данной лекции для офицеров. При изготовлении же видеофрагментов из фильма были взяты только нужные эпизоды (видеоряд), к ним наложен дикторский текст, соответствующий учебным вопросам лекции. Таким образом, видеофрагменты из кинофильма стали органической частью учебного содержания замятия, сэкономив время преподавателю на описание видов перевозок и добавив его на необходимые расчеты. Отметим еще, что видеодемонстрации не требуют затемнения аудитории, позволяя обучаемым делать записи в тетради, а руководителю — наблюдать за ними.

Расскажем еще об одном направлении применения учебного телевидения. По предложению старшего преподавателя курсов полковника А. А. Зубанова, телевидение используется во время выездов учебных групп на полевые занятия. В автобусах, оборудованных в качестве подвижных пунктов обучения, на специальные кронштейны-подвески установлены по два телевизора «Юность» и на них с видеомагнитофона преподаватель во время движения к месту занятия выдает учебный материал. Так, к занятию по управлению подразделениями в наступлении во время движения демонстрируется, например, видеозапись, показывающая работу командира в исходном районе для наступления (куда обучаемые не имеют возможности выехать).

В результате, по прибытии на учебное место — командный пункт — обучаемые сразу вступают в работу командира, как бы прибывшего из исходного района. Видеозаписи для использования в автобусах сделаны ко многим темам полевых занятий. Во всех случаях учебное телевидение особенно эффективно для демонстрации таких действий, которые нельзя показать в статике— на схеме, плакате, слайде и трудно понимаемы при устном изложении. Широко и полезно применяются на занятиях по темам общественных дисциплин видеодемонстрации фрагментов материалов XXVII съезда КПСС и последующих Пленумов Центрального Комитета нашей партии, записанных на видеомагнитофон из передач Центрального телевидения, а также текущих передач программ «Служу Советскому Союзу» об опыте боевой подготовки передовых частей Советской Армии и других, посвященных Вооруженным Силам. Эти видеофрагменты помимо интересной и полезной информации оказывают еще и положительное эмоциональное воздействие на обучаемых.

Часть видеоматериалов подготовлена из записей учений и показных занятий, проводимых на учебном центре курсов «Выстрел»; по всем учебным предметам сделаны и используются видеозаписи примеров из опыта Великой Отечественной войны, подготовленные из хроникально-документальных кинофильмов.

Продолжительность видеодемонстрации в ходе занятий, как показала практика, может быть различной — от десятков секунд по некоторым учебным вопросам (например, для показа работы по отрывке окопа для танка взрывным способом; общего вида некоторых образцов боевой техники и вооружения и т. п.) до десятков минут (например, для показа работы командира по организации взаимодействия, системы огня и др.).

В большинстве случаев, демонстрации видеофрагментов не превышают 8—10 минут, так как при более продолжительных показах внимание обучаемых к телеэкрану ослабевает. В ходе двухчасового занятия обычно применяется не более 2—3-х видеодемонстраций.

Таким образом, учебное телевидение — не дань моде, а реальное средство интенсификации занятий наряду с другими техническими средствами — учебным кино, различными кадропроекторами.

Задача преподавателя — овладеть методикой наиболее эффективного использования всех этих технических средств.


Комментировать


+ 7 = пятнадцать

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru