Лесные племена Приуралья | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Лесные племена Приуралья

Лесные племена Приуралья

Лесные племена Приуралья

Об образе жизни обитателей этой территории и период раннего железного века мы можем судить по материалам ананьиской культуры и сменившей ее гляденовской культуры. Ананьинская общность занимала территорию от современной Республики Башкортостан до Республики Коми.

Ее памятники представлены городищами-поселениями, укрепленными системой рвов и валов, а также неукрепленными поселками-селищами и могильниками. Городища Южного Приуралья были предназначены для обороны в случае нападения конницы степных племен.

При  исследовании была обнаружена каменная плита с изображением мужчины-воина, одетого в узкий короткий кафтан с поясом, штаны и остроконечный головной убор. В других ананьинских мужских погребениях найдено много оружия, бронзовых бляшек, которыми были расшиты одежда и пояс. По-видимому, война в этот период становится важным занятием в жизни приуральцев, особенно в южных районах. Ананьинское войско — пешее, было вооружено бронзовыми топорами- кельтами, луками и копьями. Выделение военных вождей происходило в случае опасности нападения и в ходе сражении.

В мирное время их роль была невелика, поэтому и богатых погребений с оружием мало. В женских погребениях найдены, кроме бронзовых бляшек, металлические и стеклянные бусы, подвески, ожерелья из раковин, браслеты, перстни. На городищах встречены многочисленные следы обработки металла и изготовления бытовых предметов и вооружения.

По мнению специалистов, ананьинцы получали металл от своих восточных соседей (из иткульского металлургического центра), а готовые вещи поставляли степным кочевым племенам.

Подсечно-огневое земледелие — система земледелий, при котором на освобожденных от леса (вырубка, выжигание) землях 2—3 года выращивали сельскохозяйственные растения, используя естественное плодородие почвы.

Хозяйство лесного населения Приуралья было комплексным и включало подсечно-огневое земледелие, скотоводство, охоту и рыболовство. В южных районах преобладали скотоводство и земледелие, в северных — охота. Разводили лошадей (чаще всего низкорослых), свиней, крупный рогатый скот. На поселениях найдены зернотерки из камня, металлические серпы, остатки обгоревших зерен, рыбьи позвонки, чешуя, костяные гарпуны и медные крючки. Важное значение в жизни населения имела охота на лося, косулю, северного оленя, но главным образом на пушных животных (лису, зайца, бобра, куницу). Пушнина была объектом обмена между ананьинскими и скифо-сарматскими племенами. На городище обычно жил один род численностью 50— 60 человек, во главе которого стояли старейшины. Дома ананьинцев были длинные бревенчатые, наземные (или углубленны на 10-30 см) с двускатной крышей и одним входом. Окон не было (видимо, в целях экономии тепла).

Очагами служили простые костры, обложенные камнем. Главная роль в семье принадлежала мужчинам, выполнявшим военные и хозяйственные обязанности. Охота, скотоводство, подсечное земледелие (в частности, вырубка леса) требовали мужской силы и сноровки.

Амамьинская культура— культура Прикамья эпохи железного века. Название дано по могильнику у с. Ананьина близ г. Елабуги.

Гляденовская культура - культура второй половины раннего железного века (III в. до н. э. — V-VI вв. н.э.) лесного Прикамья и европейского Северо- Востока.

Возможно, роль женщины была выше в духовной и домашней сферах. Найденные у очагов глиняные женские статуэтки отражают существование культа женщины-прародительницы, хранительницы очага, покровительницы животных. Существовали и другие культы: животных, солнца. В памятниках ананьинской культуры встречены костяные скульптурные головки медведей, лосей, амулеты из клыков, металлические фигурки животных часто — птице распахнутыми крыльями и с человеческой личиной.

В раннем железном веке в Прикамье зарождается пермский звериный стиль. С почитанием солнца связаны металлические бляшки округлой формы, глиняные и костяные пряслица-диски. Гляденовская культура знаменита своеобразными памятниками-костищам к. выполнявшими скорее всего роль культовых мест-святилищ. В жертву приносили диких (медведя, лося) и домашних (лошадь, крупный рогатый скот) животных.

В центре располагался участок, где были выложены черепа животных, меж- ду которыми находились кости передних конечностей, после чего порядок нарушался. На костищах встречено много мелких металлических изображений животных и человека, продолжающих художественные традиции ананышского населения (пермский звериный стиль).

Так, на Гляденовском костище найдены фигурки хищной птицы, похожей на филина, с одной или двумя головами и человеческим лицом на ее груди и 19 фигурок медведя в жертвенной позе (голова между параллельно лежащими лапами).


Комментировать


восемь × = 48

Яндекс.Метрика