Медиа-коммуникативный аспект крауд-технологий и проблемы их применения при вовлечении граждан в публичное управление в муниципальных образованиях | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Медиа-коммуникативный аспект крауд-технологий и проблемы их применения при вовлечении граждан в публичное управление в муниципальных образованиях

Языки, киберпространство и миграция

Слово «crowd» 1 в переводе с английского языка означает «толпа, толпиться, людный» и применяется к описанию большого количества людей, находящихся в одном месте в одно и то же время. Это не обязательно физическое присутствие, под этим понятием также подразумеваем и пересечение их коммуникативных линий по отношению к объекту или событию в условленный интервал времени. Поскольку данное понятие относится к людям, то количество участников толпы всегда дискретно и может поддаваться подсчёту.

Тем не менее, в случае создания, обмена и переработки информации говорить о статичности толпы невозможно и учёт её численного количества не имеет смысла в отрыве от изучения динамики развития коммуникативных отношений. В этом случае имеет смысл говорить не столько о численности людей в толпе, сколько о степени влияния производимой ими информации на развитие и достижение цели создания коммуникации в целом. Не смотря на различие с этимологией словосочетания «fuzzy set» 2 — «нечёткое множество», здесь можно говорить о схожести этих понятий. Мы имеем дело со множеством элементов, которые можно описать лишь примерно, категориями «чуть больше» или «чуть меньше». Благодаря этому теория нечётких множеств расширяет классическую теорию множеств и даёт возможность оперировать элементами даже в том случае, когда однозначно говорить об их полной принадлежности к какому-либо множеству не приходится.3 Применительно к нашему случаю человек, являющийся элементом множества или толпы, может действовать как в период всего времени существования множества, так и в меньший временной отрезок или с другой степенью участия.

Тем не менее, усилия, затраченные им для осуществления общей цели, ради которой собрано множество, тоже будут иметь вес и влиять на конечный результат работы множества или сообщества. И хотя мы не можем заранее спрогнозировать эффект этих усилий, их учёт необходим для понимания способа, которым достигается поставленная цель, и эффективности работы сообщества в целом. Крауд-технологии – это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, работающих на принципе внесения множеством людей посильного вклада в какое-то общее дело. Фактически это привлечение и использование личных ресурсов людей для производства какого-либо продукта, разработки и внедрения услуги или решения разных социальных задач. Спектр применения крауд-технологий крайне широк – поиск информации или людей, генерация потока отзывов, сбор мнений, отбор кадров, создание контента, услуг или продуктов, сбор средств на конкретные проекты.

Наиболее известны и применимы в практической плоскости две крауд-технологии. Это «краудсорсинг» — анализ информации, поиск идей или реализация проекта силами добровольных участников, и «краудфандинг» — привлечение финансирования для реализации проекта. Развиваются и другие крауд-технологии, направленные на осуществление деятельности с помощью не профессиональных добровольных участников, это краудинвестинг, крауд-лендинг, крауд-маркетинг, крауд-хантинг. К крауд-технологиям можно относиться по-разному, но они есть и уверенно занимают своё место в мировой экономике. Так, на основе краудсорсинга работает множество медиаресурсов, маркетинговых и консультационных компаний. В объёме мировой экономики краудфандинг в 2012 году составил $2,7 млрд., в 2015 году — $34,4 млрд., в 2020 году по данным исследования, проведённого Всемирным банком, эта сумма может составить $96 млрд. В качестве примера развития краудсорсинга в России можно привести компанию «Witology» 1 , которая реализовала проекты по оптимизации работы и создания банка идей для ПАО «Сбербанк», аналитические проекты для Агентства стратегических инициатив, кадровые проекты для корпорации «РОСАТОМ». Аналогичные задачи выполняет компания «VikiVote!». В социальном краудсорсинге известны проекты «Карта помощи», «Виртуальная рында». Отдельно стоит отметить проект «Liza Alert», который помогает в поиске пропавших детей. Креативный краудсорсинг, ориентированный на создание контента в любой форме, представлен интернет-ресурсами «Citycelebrity.ru», «Godesigner.ru» и «Workdone.ru».

Мобильное приложение и сайт «Millionagents.com» помогает организовывать полевые маркетинговые исследования по сбору данных для проведения товарного аудита и контроля размещения рекламных материалов. Опрос мнений жителей города Москвы организуется с помощью мобильного приложения «Активный гражданин» и интернетресурса «Crowd.mos.ru». Популяризацию краудфандинга в России проводят две коммерческие площадки – «Бумстартер»2 и «Планета.ру»3 . За время своего существования первая площадка привлекла более 310 млн. руб. под 1,5 тыс. проектов, вторая — более 645 млн. руб. Эти компании копируют схемы работы аналогичных зарубежных краудфандинговых площадок. Модель работы «Бумстартер» основана на опыте американской компании «Kickstarter.com», где собранные денежные средства передаются организатору проекта только в случае достижения заявленной в проекте суммы, необходимой для его реализации. В свою очередь, «Планета.ру», по аналогии с также американской краудфандинговой компанией «Indiegogo.com», разрешает организатору проекта забирать деньги как в случае полного сбора заявленной суммы, так и в случае сбора более 50% от заявленной суммы.

Из некоммерческих проектов по сбору денег известны «Добро@mail.ru», «WorldVita», «Фонд Предание», свои краудфандинговые сервисы запустили также «Яндекс.Деньги» — площадка «Вместе», «WebMoney» — площадка "Funding". Одновременно с образованием краудфандинговых площадок активно развивается рынок посреднических услуг. Для помощи в организации и продвижении проектов предлагают свои услуги краудфандинговые PR-агентства. Одно из самых авторитетных в мире — компания «Buzztilt». В России такие услуги предлагает компания «Краудконсалтинг», есть и другие аналогичные агентства. Частично рынок посреднических услуг осваивают сами краудфандинговые платформы. Например, «Агентство стратегических инициатив» при поддержке платформы «Планета.ру» проводит пилотную программу акселерации для краудпроектов в социальной сфере. Сейчас там 9 таких проектов. Для крауд-технологий в России характерно заимствование англоязычной терминологии – «краудсорсинг», «краудфандинг», «фасилитатор», «бэкер» или «донор», хотя этим словам вполне можно подобрать русскоязычные аналоги, например, ведущий, организатор, участник, пожертвователь. Несомненно, терминология также играет свою роль в затруднении проникновения технологий в широкую общественную жизнь. Такое заимствование терминологии можно объяснить следующим. Всплеск распространения крауд-технологий совпадает с пиковым ростом развития интернета и доткомовским бумом начала 2000-х годов, связанным с массовой регистрацией доменных имён и актуализацией доступных и недорогих медиа-коммуникативных средств нового формата. На этот же период приходится пик публикаций материалов о методике и практике технологий совместной деятельности множества людей, в первую очередь, в США. Таким образом, изначально терминология, применяемая в крауд-технологиях, имела англоязычное происхождение.

Следующий виток популярности крауд-технологий наступает после выхода в 2008 году книги американского журналиста Джеффа Хау «Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса»1 , которая, собственно, и сформировала в общественном сознании само понятие «крауд-технологии». На русский язык книга переведена и опубликована в 2012 году, этот же год можно считать отправной точкой развития коммерческого применения крауд-технологий в нашей стране. Поскольку устоявшегося понятийного аппарата в русском языке крауд-технологии не имели, то «краудпервопроходцы» взяли за основу терминологию на базе английских слов, а именно, американский вариант, где и копировали коммерческие проекты. К слову, крауд-технологии широко развиваются по всему миру, не только в США и Западной Европе, но и в Индии, странах Юго-Восточной Азии. Учитывая численность населения в этих регионах и бурный рост экономики и инфраструктуры можно представить количество охваченных ею в той или иной мере людей.

И региональная специфика, включая терминологию, тоже имеет место. Созданные в период с 2012 по 2014 года отечественные крауд-проекты, будь то медиа ресурсы, краудсорсинговые или краудфандинговые платформы, полностью копировали уже работающие зарубежные площадки, включая структуру, терминологию, систему бонусов и вознаграждений, а также способы коммерческого развития. Кажется, что после 2014 года мода на новые и необычные крауд-технологии прошла, в связи с чем резко снизилось их распространение и присутствие в медиа пространстве. На самом деле, это не так. Просто тот круг людей, которые присутствуют в сфере технических новинок и стараются быть в курсе всего, что происходит в информационном плане развития интернет-технологий, был охвачен. Говоря простым языком, идеи крауд-технологий распространялись в среде креативной молодёжи, этой же средой и ограничивались. Наибольший охват данной аудитории и наступил в 2014 году. Организаторами крауд-площадок были сделаны определённые выводы и в настоящее время распространение крауд-технологий выходит на качественно новый уровень. Во-первых, при продвижении проектов стараются избегать незнакомой и малопонятной приставки «крауд-». Во-вторых, расширяется круг вовлечения потенциальных организаторов и участников проектов.

Если изначально основными категориями были творчество и технические новинки, то в настоящее время становится всё больше социальноориентированных проектов, в том числе, связанных с образованием или обеспечением занятости малоимущих граждан. В-третьих, в качестве партнёров и спонсоров проектов всё чаще выступают организации с государственным финансированием2 и крупный бизнес. Отдельного рассмотрения заслуживает и применение крауд-технологий в политических целях. Организацию и выполнение любого крауд-проекта можно представить следующим образом. Действующие лица – организатор проекта и добровольные участники-исполнители, которых организатору удалось привлечь. Проект представляет собой чётко сформулированную конкретную проблему, для решения которой необходимо выполнить ряд элементарных заданий, обозначенных организатором. Ресурсы, предоставляемые для проекта каждым участником, будь то личное время, физическая активность или денежные средства, ограничены. Поэтому для решения задачи в целом её и необходимо разделить на составляющие задания, выполнение которых доступно участникам проекта в соответствии с их возможностями. Совокупность их выполнения приводит к решению проблемы с конечным результатом.

Для коммуникации с участниками проекта организатор: выбирает коммуникационную среду (формат и способы общения, интернетплатформу, сайт, социальные сети и т.д.); формулирует проблему в целом и делит её на составляющие, требующие отдельного решения, элементарные задания; формирует стратегию привлечения участников; формулирует алгоритм получения конечного результата; определяет критерии "информационного сита" (т.е. вводит правила общения по проекту и оценки информации). Выполнение проекта представляет собой цикл, в ходе которого путём итераций находится решение элементарных заданий, а затем в их совокупности решение основной задачи. В случае необходимости организатором могут корректироваться условия выполнения задания или сама проблема. Таким образом, медиа-коммуникативный аспект крауд-технологий можно сформулировать следующим образом — это комплекс мероприятий, направленных на всестороннее медиа-информационное сопровождение проекта и создание системы коммуникативных отношений, необходимых для его реализации. Почему медиа? Дело в том, что крауд-технологии подразумевают привлечение для участия в проекте максимально большее число людей, причём не входящих в социальный круг организатора проекта.

Для того, чтобы их элементарно оповестить о факте существования проекта и убедить принять в нём участие, необходимы те каналы передачи информации, которые им доступны и понятны. Это, в первую очередь, как раз медиа-каналы — СМИ, интернет-ресурсы, социальные сети. Медиа-каналы позволяют получить доступ к той аудитории, с которой организатор проекта лично не знаком, но которая потенциально могла бы принять участие в проекте. Как бы крауд-технологии не назывались, идея соборного решения задач применялась в обществе давно — это и сбор денег на храм, и коллективная постройка дома деревней, и народное вече. Вспомним поговорку — с миру по нитке, нищему рубаха. Да и в сказках тоже — когда штатными силами не могли решить задачу, обращались к народу, т.е. толпе и всегда находился умелец, который задачу решал или богатырь, побеждавший злодея. Кстати, на ресурсе crouwdsoursing.ru приводится статистика1 , что в любом проекте из 100% охваченной аудитории 1% создаёт что-то действительно стоящее, 10% оценивают и голосуют за предложения других людей (так называемое «деятельное сообщество»), а 89% потребляют полученный результат. Профессор Пенсильванского университета Итан Моллик провёл исследование2 краудфандинговых проектов с сайта kickstarter.com (всего 46 902 проекта) и выяснил следующее. Чем меньше была обозначена собираемая сумма и указаны сроки сбора денежных средств проектом, тем выше оказались шансы на успех проекта. Ещё на успех проекта оказывало значительное влияние качество представленного видеоролика презентации идеи, а также социальные связи автора проекта.

Если у автора было меньше 10 друзей в социальной сети Facebook, то при прочих равных условиях шансы на успех были у 9% проектов. Наличие 100 друзей давали 20%, а 1000 – 40% успешных проектов. Имеют значение и социальные связи автора проекта в офлайне – чем больше город и, соответственно, коммуникация, тем шансы на успех выше. Кстати, автор исследования обнаружил определённые закономерности в успешности проектов даже по их местонахождению. Например, в одном городе были более успешны музыкальные проекты, а в другом – связанные с видео-контентом. Данное исследование наглядно показывает значимость, во-первых, коммуникативных способностей автора проекта вообще, во-вторых, простой и увлекательной демонстрации идеи проекта и разъяснения, что будет сделано. Выделим составляющие медиа-коммуникативного аспекта: коммуникационная среда; стратегия привлечения участников; правила коммуникации.

Коммуникационная среда – совокупность условий, обеспечивающих взаимодействие участников работы над проектом. Включает в себя множество субъектов информационного взаимодействия и связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, обработки и передачи информации, организационные и юридические аспекты поддержки взаимодействия1 . Причём коммуникационная среда может быть организована как посредством интернета – специализированной площадки, сайта, социальных сетей или электронной почты, так и с помощью общения по телефону, смс-сообщений, бумажной почты и других каналов обмена информацией. Стратегия привлечения участников – общий план мероприятий по информационному сопровождению проекта в целях привлечения потенциальных участников к работе над ним и взаимодействию с медиа-ресурсами, а также способы его реализации.

Задача стратегии – наиболее эффективное использование наличных и потенциально доступных ресурсов для достижения основной цели – успешного выполнения проекта. Стратегия должна предусматривать: чёткую формулировку задачи с разбивкой по этапам и описанием, что будет делаться дальше после её выполнения; определение срока реализации проекта; определение целевой аудитории потенциальных участников проекта; создание сообществ в социальных сетях (если их ещё нет); подготовку медиа плана с фиксацией параметров отправки медиа-сообщений по проекту – что, когда, кому и посредством чего планируется отправить; подготовку медиа-кита (или пресс-кит) – комплекта нескольких текстовых и аудиовизуальных документов с подробной информацией о проекте; написание пресс-релиза; подготовку текстов информационных сообщений; работу со СМИ и лидерами мнений; создание базы контактов для продвижения проекта; общение с журналистами и блогерами; продвижение в социальных сетях; коммуникацию с участниками по результатам завершения проекта.

В качестве примера для первого пункта можно привести инфографику, размещённую в проекте «Киби – протезы для маленьких героев»2 на площадке «Планета.ру». Была обозначена цель проекта – собрать 250 000 рублей на расширение линейки производимых насадок и разработки нескольких дизайнерских протезов. А далее указывалось, что, если будет собрано 500 000 рублей, дополнительно будут изготовлены протезы двум детям, которые не могут их получить по государственной программе. Если же будет собран 1 000 000 рублей, то будет разработана самая маленькая бионическая рука в России для детей с 6-ти лет. Всё это было преподнесено кратко и наглядно, а главное, речь шла не об увеличении численности изделий с количеством привлечённых денег, а о качественном изменении результата в зависимости от собранной суммы. При этом предыдущие пункты проекта тоже не отменялись и были обязательны к исполнению, то есть «не вместо», а «вместе с тем». Естественно, проект был успешен. Правила коммуникации – это установленные и принятые всеми лицами, работающими над проектом, нормы поведения и взаимодействия, а также выбранный алгоритм получения конечного результата. Зависят от характера стоящей перед организаторами проекта задачи, целевой аудитории и имеющихся ресурсов.

Медиа-коммуникативная составляющая крауд-проекта играет не только соединительную, обеспечивающую функцию между его элементами. Фактически она определяет идеологию и формат всего проекта, задаёт динамику и направление его развития. Качественно проведённая подготовка и активное проведение информационной политики проекта обеспечивают наибольший интерес к нему и повышают шансы на успех. В результате анализа выявлены наиболее распространённые проблемы в медиакоммуникативном аспекте крауд-технологий, с которыми сталкиваются организаторы. Условно их можно разделить на две группы: внутренние (заложенные организаторами проекта); внешние (связанные с взаимодействием с органами власти, предубеждением к краудтехнологиям и незнанием их населением). Перечислим их: Первая и главная причина — приставка "крауд", в основном, является тёмным лесом для людей.

Это слово, как и термины "биг дата", "блокчейн" входят в повседневное употребление достаточно небольшого круга лиц, которые общаются в своих сообществах. Собственно, этими сообществами чаще всего эти технологии и ограничиваются. Отсутствие чёткого позиционирования крауд-проекта для целевой аудитории, недостаточность коммуникации и отсутствие личной вовлечённости организаторов. Эта причина является продолжением первой – организаторы проекта ориентируются на вовлечение людей своего круга общения и не умеют донести свою мысль до людей, не входящих в него и не знакомых с сутью вопроса. Отсутствие организационных навыков выстраивания коммуникации с участниками крауд-проекта, а также взаимодействия с медиа-ресурсами. Организаторы проекта зачастую ошибочно воспринимают участников как волонтёров, готовых пожертвовать относительно значительным количеством личных ресурсов, в первую очередь, временем и свободой территориального перемещения. Однако для крауд-проектов это не характерно. Здесь ресурсы каждого участника привлекаются в достаточно ограниченном количестве и это надо учитывать при постановке задачи и её разбивке на составляющие элементы для их выполнения.

Недостаточное доверие к самим организаторам крауд-проекта. Люди, вкладывающие своё время и личные ресурсы в проект, хотят видеть конкретный результат своих трудов. Эти проблемы косвенно подтверждаются приведёнными выше данными исследования профессора Итана Моллика – наиболее успешные проекты у организаторов, стремящихся к широкому кругу социальных контактов и умеющих просто, понятно и убедительно изложить суть идеи незнакомым с проблемой людям. Причины внутренних проблем связаны с недостаточной подготовкой организаторов к проведению крауд-проекта. Здесь необходимо понимать, что организатор обращается за помощью к людям, которые, зачастую, не очень разбираются в сути проблемы. Как следствие, возникают ошибки в формулировании задачи и её составляющих, а также позиционировании проекта и подготовки контента для проведения медиа-кампании по его продвижению. Причины внешних проблем связаны с инертностью людей, их неготовностью что-то менять в своём образе жизни, безвозмездно делиться ресурсами, неверием в возможность изменить ситуацию своими силами, действуя сообща. Следствием являются низкие активность потенциальных участников проекта и эффективность совместной работы. Особенно явно эти проблемы проявляются при запуске крауд-проектов в рамках муниципальных образований, где можно отметить также следующие особенности: — меньшие возможности привлечь финансирование; — отсутствие доступа к СМИ федерального и регионального уровня, охватывающих наибольшую аудиторию; — затрагиваемые проблемы носят локальный характер и интересуют только относительно немногочисленное местное население.

Вместе с тем, в муниципальных образованиях есть и характерные положительные стороны: — всегда есть местные СМИ, локальные медиа-ресурсы, группы в социальных сетях, местные лидеры и активисты, с которыми проще взаимодействовать; — население в муниципальных образованиях менее инертно и более эмоционально и энергично реагирует на местные проблемы; — необходимо комбинировать работу с интернет ресурсами и больше уделять внимание офлайну, использованию «сарафанного радио»; — в муниципальных образованиях более-менее все друг друга знают, поэтому целесообразно привлекать в качестве со-организаторов наиболее популярных и активных местных жителей. Для учёта и преодоления указанных проблем необходимо провести тщательную подготовку к реализации крауд-проекта, особенно в части, касающейся медиакоммуникативной составляющей.

Можно сказать, что создатель крауд-проекта подобен уличному художнику, который рисует картину. Здесь важен не только продукт, то есть картина, но и работа с прохожими, случайными зрителями. От того, как выстроена эта работа, зависит и успех произведения. Необходимо понимать качественную разницу между крауд-технологиями и просьбой общественности о помощи. Крауд-технологии – это, в первую очередь, работа. Начинается она с формулировки проблемы и определения конкретных шагов, которые необходимо сделать для её решения. Продолжается путём увлечения и вовлечения сторонних людей в процесс решения проблемы, причём с использованием их личных ресурсов, а завершается получением конечного результата, приносящего определённое благо и участникам процесса, и тем, для кого это всё было задумано.

Список использованной литературы 1. Агентство стратегических инициатив: [сайт]. URL: http://asi.ru/news/67327/ (дата обращения: 16.05.2017). 2. Википедия – свободная энциклопедия: [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 16.05.2017). 3. Конышева Л.К., Назаров Д.М. Основы теории нечётких множеств: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011. – 192 с. 4. Полный англо-русский русско-английский словарь. 300 000 слов и выражений / В.К. Мюллер. – М.: Эксмо, 2013. – 1328 с. 5. Словарь по технологиям обучения: [Электронный ресурс]. URL: http://didacts.ru/slovari/slovar-po-tehnologijam-obuchenija-proekt-www-ndce-edu-ru.html (дата обращения: 16.05.2017). 6. Хау Дж. Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2012. – 288 с. – ISBN 978-5-9614-1889-7. 7. Boomstarter – краудфандинговая платформа: [сайт]. URL: https://boomstarter.ru (дата обращения: 17.05.2017). 8. Crowdsourcing.ru – портал крауд-сервисов: [сайт]. URL: http://crowdsourcing.ru/ (дата обращения: 16.05.2017). 9. Mollick, Ethan R. The Dynamics of Crowdfunding: An Exploratory Study // Journal of Business Venturing. 2014. V. 29. N 1. P. 1–16. 10. Planeta – Российская краудфандинговая платформа: [сайт]. URL: https://planeta.ru (дата обращения: 17.05.2017). 11. Witology – решение задач с использованием технологии краудсорсинга: [сайт]. URL: http://witology.com (дата обращения: 17.05.2017).

Ступников Сергей Александрович


Комментировать


× два = 12

Яндекс.Метрика