Мемориальный музей и культурное пространство города

По мнению автора, определение культурного пространства города, преКаждый город обладает своим культурным пространством, самобытным, уникальным культурным климатом, историко-культурной основой, за которой просматривается городская среда, формирующаяся благодаря деятельности многих поколений городских жителей, запечатлевшая в себе опыт жизни обычных горожан, разнообразных общин, организаций, объединений, социальных групп. Необходимо отметить, что усилиями отечественной и зарубежной науки понятие «культурное пространство» рассматривалось достаточно широко. Исследованием культурного пространства занимались историки, искусствоведы, философы, представители других наук.

Однако до сих пор словосочетание «культурное пространство», «культурное пространство города» принадлежит к числу недостаточно изученных. В этой связи заслуживают внимания, например, работы Л. В. Кошман, А. Н. Быстровой и других российских и зарубежных авторов. Так, в исследовании доктора исторических наук Л. В. Кошман культурное пространство города определяется как «совокупность архитектурного облика, инфраструктуры муниципального хозяйства, общественно-культурной среды – социального пространства функционирования культуры». Подчеркивается, что «культурное пространство города определяет общественно-культурная среда, поскольку она характеризует наполненность и многообразие духовно-интеллектуальной жизни, функционирование культуры в обществе, объективные и субъективные возможности бытования ее в различных социальных слоях» [1].

дложенное доктором философских наук А. Н. Быстровой, раскрывает сущность, содержание, структуру и функциональные связи данной категории. Исследователем под культурным пространством города понимается «системная целостность четырех уровней: культурное пространство окружающей среды, культурное пространство социума, культурное пространство коммуникации и культурное пространство интеллекта» [2]. Его составляющие взаимодействуют между собой и отличаются качественным своеобразием. В своем исследовании А. Н. Быстрова дает следующие определения элементов культурного пространства города: – природные условия, с одной стороны, и возможности развертывания человеческого присутствия – с другой, составляют определенную «пульсацию» культурного пространства природы; – культурное пространство социума – это пространство возможностей каждого социального слоя и каждого человека; культура труда и хозяйственная деятельность; культура межличностных отношений; взаимодействие официальной и народной культуры; место и роль в обществе системы образования; – культурное пространство коммуникации – диалог, осуществляемый каждым человеком с природой, с социумом, с любым Другим; – культурное пространство интеллекта – это, в конечном смысле, некий уровень диалога с природой, обществом и любым Другим [3].

Рассматривая понятие «культурное пространство города», следует отметить, что оно включает в себя субъекты и объекты культуры города, а также события культурной жизни, возникающие в процессе отношений между субъектами. Культурное пространство города как многослойное явление включает в себя культурные пространства социальных институтов, социальных групп, жителей в пределах городского сообщества. Оно взаимодействует с экономическим, политическим, информационным, рекреационным и иными пространствами и реально является интегрирующим фактором, способствующим функционированию и развитию города.

При исследовании культурного пространства города полезно пользоваться следующей классификацией видов социального пространства города: информационное, нормативное, поведенческое, коммуникативное и ментальное пространство [4]. Учитывая названные подходы к пониманию культурного пространства города, автор счел возможным дать его определение как среды, состоящей из культурных пространств социальных институтов, социальных групп, жителей городского (местного) сообщества, социального, экономического, политического, информационного, рекреационного и других пространств города, формируемой и развиваемой в процессе осуществления разнообразных отношений между субъектами культуры. Возможно использование определения культурного пространства города как среды, оказывающей влияние на формирование отношений между субъектами культуры.

На примере Мемориального музея И. М. Поддубного рассмотрим место мемориала в культурном пространстве города Ейска. Мемориальный музей И. М. Поддубного – один из филиалов Ейского историко-краеведческого музея им. В. В. Самсонова. Мемориал занимается сбором, хранением, систематизацией и пропагандой материалов о жизни и деятельности шестикратного чемпиона мира по французской (ныне – грекоримской) борьбе Ивана Максимовича Поддубного, становлении и развитии отдельных видов спорта в Ейске. Как следует из этого, мемориалом великого борца Ивана Поддубного реализуются основные социальные функции, в первую очередь документирования, хранения, исследования, образования и воспитания, рекреационная, коммуникативная и другие функции.

Торжественное открытие Мемориального музея И. М. Поддубного было приурочено к 100-летию со дня рождения чемпиона и состоялось в октябре 1971 г. Мемориал был построен в парке, носящем имя борца, недалеко от его могилы. Уникальность здания и его функциональность заключается в том, что наряду с музеем в нем размещен зал борьбы. В экспозиции Мемориала размещено значительное число экспонатов – личные вещи, фотографии, афиши соревнований борцов, документы, книги, журналы, газеты, рассказывающие о спортивных победах борца, о его жизни, спортивные снаряды… Следует подчеркнуть, что сотрудниками музея была проделана значительная работа по сбору материалов о И. М. Поддубном. С этой целью в более чем 70 музеев и архивов рассылались запросы о спортивной и артистической деятельности борца. Полезным оказалось взаимодействие с известными борцами А. И. Грековым, А. И. Кречетом, А. Г. Мазуром и др. Интереснейшие экспонаты были переданы в дар Мемориальному музею воронежским коллекционером, историком борьбы П. Н. Потокиным в 1988 г. Экспозиция Мемориального музея неоднократно обновлялась, активно реагируя на возрастающие запросы посетителей. Четыре года назад мемориал открыл свои двери после очередной реэкспозиции. В экспозиции впервые были размещены материалы об учениках И. М. Поддубного, о борцахсовременниках, стихотворение, собственноручно написанное «чемпионом чемпионов» и другие уникальные предметы. В настоящее время в фондах музея насчитывается около 3000 уникальных экспонатов.

По многим видам спорта в Ейске проходят спортивные соревнования, в том числе турниры памяти И. М. Поддубного. Наиболее яркими событиями в спортивной жизни города являются Всероссийские турниры памяти И. М. Поддубного по греко-римской борьбе. Замечательной традицией турниров стало построение участников соревнований и торжественное открытие турнира у Мемориального музея с обязательным посещением могилы великого борца. К образу великого богатыря постоянно обращаются кинематографисты, писатели, художники, скульпторы. Так, о нем сняты художественные фильмы «Борец и клоун», «Поддубный», поставлен спектакль «Под черной маской». Писателями Я. П. Гринвальдом, Д. А. Жуковым, В. И. Меркурьевым, В. И. Ворониным, Е. А. Котенко, М. В. Прилипко, Ю. П. Коротковым, В. Ф. Цапко, Е. В. Белоусовым написаны книги. Образ борца запечатлели художники Н. И. Струнников, А. Панов, П. К. Лихин, скульпторы Е. В. Вучетич, М. М. Плохоцкий, В. П. Поляков, А. В. Коноз, А. А. Мурзин. Этот список можно продолжить. В этом году, в преддверии 145-летнего юбилея со дня рождения И. М. Поддубного, учитывая возросший интерес горожан и гостей города к личности шестикратного чемпиона мира, к его спортивному подвигу, к его честности в спорте, в мемориальном музее открывается выставка, которая позволит ищущему, пытливому посетителю музея реализовать свой запрос на новые знания, на новые впечатления. Надо отметить, что новая выставка открывается в преддверии нового курортного сезона. В последние два года значительно возросло число посещающих мемориал. Повышенный интерес к личности великого борца связан с тем, что ранее отдыхающие за пределами нашей страны сделали выбор в пользу нашего курортного города, с усилиями местных властей по благоустройству города и развитию территории, а также с выходом на экраны отечественных кинотеатров фильма «Поддубный».

Посетителями нашего мемориала являются жители практически всех регионов нашей страны, за исключением Республики Тува, Чукотского и Ненецкого автономных округов. Большое внимание к фигуре шестикратного чемпиона мира по французской борьбе проявляют гости музея из Украины, Беларуси, Казахстана, других стран ближнего и дальнего зарубежья. Рост посещаемости мемориала свидетельствует о возрастающем интересе граждан к спорту, к здоровому образу жизни. Многие посетители знакомятся с техникой и правилами французской (сейчас – греко-римской) борьбы, этапами жизненного пути борца. Посетители в мемориале имеют возможность прикоснуться к спортивным снарядам И. М. Поддубного, поупражняться с ними, стать сопричастными к ежедневным тренировкам Ивана Максимовича, благодаря которым он смог стать непобедимым шестикратным чемпионом мира. Имя Поддубного ассоциируется с Ейском. Когда гости нашего города прибывают к нам, после купания в Азовском море на первом месте в их планах посещение Мемориального музея И. М. Поддубного. Факторами, сделавшими мемориал привлекательным и посещаемым, являются: удобное местоположение в парке культуры и отдыха им. И. М. Поддубного; красивая архитектура музея и знаменитая скульптура Поддубного у

входа в музей; ценовая доступность; многочисленные спортивные турниры в городе, в том числе турниры памяти «чемпиона чемпионов». Мемориальный музей И. М. Поддубного занимает достойное место в культурном пространстве г. Ейска. Исторический потенциал мемориала, являющегося одним из элементов культурного пространства города, способствующий повышению интереса посетителей, заключается в том, что жизнь борца – это спортивный подвиг. Востребованность мемориала всеми поколениями горожан и гостей города свидетельствует о том, что музеем в полной мере реализуются его научные, воспитательные и культурные возможности и им осуществляется связь между прошлым, настоящим и будущим.

Примечания

1. Кошман Л. В. Культурное пространство русского города XIX – начала XX в. К вопросу о креативности исторической памяти // Человек и культура. 2013. № 2. С. 42–115. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_639.html (дата обращения: 10.02.2016).

2. Быстрова А. Н. Структура культурного пространства: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Томск, 2004. – 38 с.

3. Там же. 4. Радионова Л. А. Город как социальная система. Курс лекций для студентов 1 курса всех форм обучения. Харьков, 2008. – 99 с.

В. В. Фостийчук, г. Ейск, Краснодарский край


Комментировать


− два = 2

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru