Ментальность и национальный характер: коммуникативные проблемы и возможности

1

Ментальность и национальный характер относятся к числу наиболее дискуссионных проблем широкого спектра гуманитарных наук. Дискуссии относительно исторического образа народа, стиля отношений с другими народами, почитания уникальных памятников и событий, использования языка как средства межкультурного взаимодействия и другие проблемы находятся в центре внимания специалистов по социологии, этнологии, культурной антропологии, культурологии. Научное обоснование соотношения понятий «этнос», «народ», «национальность» содержит немало противоречий и требует согласования.

Глобализация культуры, опасения утраты самобытных черт и достоинств этнического и национального облика усиливают интерес к реконструкции национального характера и ментальности. К числу традиционных проблем прибавились новые: необходимость анализа взаимоотношений в коллективах транснациональных производственных и торговых предприятий; особого внимания требует международная трудовая миграция в российских мегаполисах; студенческие обмены в системе высшего образования; организация международного туризма; виртуальные сети массовой коммуникации; международные спортивные состязания и фестивали искусств. Рассматривая эти проблемы в культурологическом измерении, можно назвать ряд вопросов для обсуждения: — как соотносятся понятия «ментальность» и «национальный характер»; — какие черты сознания и поведения являются базовыми, составляют кристаллическое ядро национального характера и ментальности; — какие исторические события ведут к коренному изменению и даже утрате национального характера;

— какие черты ментальности подвержены переменам и в чем заключается «матрица ментальности»; — создает ли глобализация тип человека «всемирной ментальности» и в чем его достоинства и утраты. Ряд вопросов можно продолжить и задать другие вопросы, относящиеся к постановке и поиску решения сложной социальной и культурной проблемы. Национальный характер выражает наиболее устойчивые черты сознания и поведения народа в различных исторически сложившихся обстоятельствах. Именно поэтому национальный характер используется для описания портрета конкретного народа: русских или испанцев, французов или англичан. Но подобное описание дает представление о наиболее общих свойствах и привычках человека, типичных чертах антропологического внешнего облика, способах и формах поведения в различных ситуациях общения. Особенности национального характера закреплены в распространенных привычках, типичных формах поведения, отношениях между поколениями, мужчиной и женщиной, начальником и подчиненным и в других формах.

Они проявляются в процессе повседневного поведения и влияют на формирование стереотипа о характере народа, создают ситуацию ожидания от встречи с представителем иного этноса. В определенном смысле знание национального характера формирует установку на предстоящие контакты: радость встречи или настороженность, тревогу и опасения. Именно поэтому важно достоверное описание черт национального характера, влияющее на отношения между народами. Это тем более важно, что в национальном характере закрепляются черты далекого прошлого, но они в силу инертности повторяются в этнических особенностях сознания и поведения. Именно эти черты создают мифы о национальных привычках и склонностях поведения народа в современных условиях2 . Образы нации нередко не совпадают с индивидуальным обликом конкретного человека, так же как общие черты городской жизни отличаются от облика конкретного горожанина. Национальный характер имеет различные грани сочетания общего, особенного и единичного. Возникшие стереотипы представлений о национальном характере содержат немало предрассудков, предубеждений, мифов и легенд, которые влияют на отношения между народами, вызывают иронию, недоверие, иногда презрение и вражду. Стереотипы суждений о национальном характере передаются от поколения к поколению, распространяются в массовом сознании, вызывают негативные эмоции, столкновения, конфликты, состояние группового безумия и слепоты. Именно поэтому важно проводить исследования и уметь предотвращать подобные ситуации, содействовать формированию взаимного уважения и понимания в отношениях между народами.

Национальный характер выражает исторически сложившиеся психологические и культурные черты сознания и поведения народа, интеллектуальные и эмоциональные особенности: любовь к природе и своему краю, распорядок семейных обязанностей и особенности отношений между родными и близкими, детством и старостью; почитание мужчин и женщин; ценность труда и различных профессий; отношение к религии и светской власти; нормы повседневного распорядка жизни и ритуалы религиозных и светских праздников. Национальный характер воплощается и проявляется в мифологии и фольклоре, пословицах и поговорках, загадках и анекдотах, символах и образах, сказаниях и легендах, песнях и танцах, прикладном народном творчестве, национальной художественной литературе и искусстве, религиозных заповедях и нормах. В описании национального характера все его проявления наделены определенным историческим и культурным смыслом.

Особого внимания заслуживает антропологический облик человека, принадлежность к определенному этносу. Эти особенности отражаются в таком жанре искусства, как портрет, в узнаваемости родословных черт родных и дальних членов семейного клана. В последние годы стали популярными обращение к семейной родословной, составление генеалогического древа с упоминанием родных мест, основных занятий и достоинств его представителей, сохранение фотографий. Антропологический тип и внешний облик личности, символика жестов и интонаций, мимическое выражение радости и печали, дистанции общения и ритмы беседы, формы гостеприимства и кулинарные особенности повседневного и праздничного застолья, особенности обычной и праздничной одежды, убранство дома и всего места обитания — все это находит отражение в национальном характере, содержит модели сходства и различия. Национальный характер — своеобразный эскиз к портрету этнической общности, в котором органично сочетаются индивидуальные черты и массовые формы образа мысли и поведения человека.

Российская культура и цивилизация имеют тысячелетнюю историю, на протяжении которой произошло немало перемен. Русский народ располагает огромным историческим опытом социальной и культурной устойчивости, успешного освоения новых экономических, политических и культурных факторов создания новой системы. Динамика социального развития России характеризуется национальной устойчивостью, сохранением основных ценностей национального характера и русской идентичности, ментальности и самосознания. Известный философ Николай Бердяев писал: «В истории мы видим пять разных Россий: Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую, императорскую и, наконец, новую советскую Россию»1 . Несмотря на исторические перемены и социальные трансформации, Россия остается страной старой культуры, сохраняющей общий облик и национальный тип, духовные ценности православия, любви к природе, открытости и сочувствия другим народам, богатство русского языка. Для русского народа характерно совмещение язычества и православия, многообразия восточных и западных культурных ценностей, природной стихийности, христианского аскетизма, послушания и бунтарства, трудолюбия и лени, сострадания и соборности.

Однако устойчивость российской культуры сопровождается исторической изменчивостью, возникновением новых форм и отношений, ценностей и символов. Идею трансформации российского национального характера под влиянием Октябрьской революции высказал русский философ Г. П. Федотов: «Каждая нация, проходя через революционные катастрофы, меняет свое лицо, создавая новый культурный тип, непохожий на своих предков. Но означает ли это “новое лицо”, что навсегда утрачены черты национального характера, что исчезла “русскость”, отличающая данный народ от других народов»2 . Размышляя о национальном характере русского народа, Г. П. Федотов предлагал проникнуть в таинственную глубину истории славянства, попытаться обнаружить основное ядро русской души. Эти древние пласты «русскости» он называл «подземной галереей славянской Психеи», состоящей из трех уровней. Первый пласт связан с почитанием природной стихии матери-земли, без которой человек утрачивает жизненные силы. Второй слой образуют православная вера, стремление к общинности и соборности.

Третий слой связан с «удельно-вечевым периодом» бунтарства и непокорности, склонности к кутежам и разгулу, веселью и безалаберному артистизму русской души. Исторический подход к проблеме описания черт национального характера позволяет увидеть немало новых культурных пластов. Сохраняя основное ядро в национальном характере, возникают временные отклонения. Революция устранила авторитет и преимущества прежних культурных слоев — аристократии, дворянства, чиновничества, духовенства. Возникает новый тип национального характера, который Г. П. Федотов называет «европоамериканским». В нем преобладают прагматические установки, стремление овладеть техникой, деловитость, образованность, интерес к спорту (в частности, к парашютному), популярность воинской службы. Г. П. Федотов называет эти изменения в национальном характере «рационализацией русского сознания», романтической верой в политические идеалы и перспективы новой жизни.

Современная Россия переживает переходный период. Изменились общественный строй, политические структуры власти, экономические основы общества. Прошлое называют «советскими временами». Современное общество именуют по-разному: информационное, сетевое, открытое, предпринимательское, рыночных отношений. Социальные процессы определяются глобализацией, модернизацией, трансформацией. Эпоха перемен — особое состояние социальной и духовной жизни общества, характеризующееся как позитивными, так и негативными чертами и особенностями, надеждами и разочарованиями, предчувствием катастроф и ностальгией по прежним временам. Постепенно или стремительно отмирают старые социальные институты и структуры, создается фундамент для нового строя, конструируется новый порядок.

Распространение новых технологий, средств массовой информации, свобода слова и творчества, потребительское изобилие и приватизация, развитие туризма свидетельствуют о позитивных переменах. Однако неравенство уровня жизни, социальное расслоение, распространение коррупции и преступности, снижение уровня образования, примитивность культурных интересов, вандализм вызывают всеобщее недовольство, обусловливают «социальную травму» в национальном характере и типе ментальности. Современную культуру часто называют «другой». Мир культуры представляют как «открытое произведение»: пространство неограниченных возможностей и стилей, когда нет центра и периферии, много дорог и перекрестков, когда элитарное становится массовым, общее — индивидуальным, бесплатное — коммерческим, трагическое переходит в комическое. Современная культура стремительно впитывает разные стили и ценности, соединяя Восток и Запад, сближая Север и Юг.

Пространственное поле культуры постоянно меняет свои очертания. На поверхности культурного ландшафта различают мозаику событий, когда правое становится левым, трагическое переходит в комическое, праздничное — в повседневное. Современная культура стремительно впитывает разные стили и направления, архаичные ценности и практики, смешивая восточные мотивы и западные традиции. Все эти перемены отражаются в ментальности и национальном характере современного человека. Ментальность и национальный характер связаны, но имеют различия. Ментальность характеризует образ мысли, мировосприятие, отношение к окружающей жизни. В ней содержатся символические образы и смыслы культуры, которые отражаются в самосознании и оценке действительности.

Ментальность как способ самопознания выражает определенное умонастроение в отношении к исторической и современной жизни, прошлому, настоящему и будущему; оптимизм или пессимизм; надежды и опасения; предчувствия и прогнозы. Ментальность образует менталитет социальной группы — этноса, семьи, профессии, поколения и иных общностей. Это форма индивидуального и группового сознания, представления о сущности жизни, культурном пространстве и времени, отношениях между поколениями, ценностями труда и досуга, смысла жизни и радости общения. В ментальности отражаются представления об истории народа, его достоинствах и недостатках, религиозных верованиях и культурных символах.

С. Н. Иконникова


Комментировать


три − 2 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru