Меры государственной поддержки предпринимательства в период COVID-кризиса: социально-экономические и политические проблемы реализации

_112052569_c13d8e3e-0974-470c-907c-fd10aab821b5

В России введение ограничительных мер происходило по «мягкому» сценарию. Анонсирование и внедрение мер государственной поддержки бизнеса оказалось значительно растянутым по времени. Так, например, в период с 25 марта по 11 мая 2020 г. Президент РФ шесть раз обращался к жителям страны. Однако первые два из этих выступлений, состоявшихся 25 марта и 2 апреля 2020 г., в большей степени были посвящены социальной сфере, усилению эпидемиологической безопасности, расширению чрезвычайных полномочий глав регионов, а также, сначала введению, а затем продлению каникулярных дней для большинства предприятий. Изначально нерабочие дни должны были продлится 7 дней, с 30 марта по 5 апреля 2020 года.

Далее эту меру предупреждения распространения COVID-19 было решено увеличить по продолжительности до 1 мая 2020 г., а затем до 9 июня 2020 года. В самом начале проведения программы противокоронавирусных мероприятий учитывались негативные последствия для экономики страны. Однако на данном этапе в этой части Правительство РФ приняло решение о избирательном подходе к формированию перечня мер господдержки. Ключевой негативный фактор, выявленный в следствие вынужденного простоя, был отмечен для представителей малого, среднего предпринимательства и микропредприятий.

Это направление стало пятым пунктом первого обращения главы государства, совершенного 25 марта 2020 года. В первую очередь предложенные инструменты оказания помощи были посвящены страховым взносам – их было предложено сократить с 30% до 15%, кредитованию реального сектора экономики – предоставление госгарантий и государственных субсидий в рамках формирования устойчивой системы выделения займов, предоставление компаниям малого и среднего предпринимательства отсрочек по налогам (за исключением НДС), стабилизации на рынке труда, а также установлению моратория на банкротство – запрет на взыскание долгов и штрафов был установлен на срок шесть месяцев.

Итогом этого обращения стало четыре постановления Правительства РФ о формировании и дополнении перечня «Отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». Первый и основной документ был представлен 3 апреля 2020 года. В нем, в частности, устанавливалось девять направлений деятельности. В эту первую редакцию стратегии оказания помощи попало 19 из более 1600 существующих в России кодов ОКВЭД. Эти виды деятельности были изложены в приложении к Постановлению Правительства РФ №434 от 03.04.2020. В последствие этот перечень был расширен до 33 кодов ОКВЭД.

Получение обратной связи в части взаимодействия бизнеса и власти стало одним из проблемных явлений применения инструментов государственной поддержки. После публикации первой редакции списка особо пострадавших отраслей в следствие коронавирусной инфекции, 7 апреля 2020 года руководители, так называемой «большой четверки», крупнейших бизнес-объединений страны, куда входят такие организации, как «Опора России», Торгово-промышленная палата, «Деловая Россия», а также «Российский союз промышленников и предпринимателей», написали коллективное письмо на имя главы правительства М.В. Мишустина с просьбой признать все отрасли пострадавшими от COVID-19. По мнению руководителей предпринимательских сообществ, в господдержке нуждаются без исключения все отрасли экономики. В вышеупомянутом обращении была озвучена просьба рассмотреть возможность применения в России следующих инструментов поддержки: освободить компании от уплаты налогов; субсидировать платежи за аренду, лизинг и кредиты; индивидуальным предпринимателям без наемных работников выплачивать ежемесячное пособие не ниже МРОТ и освободить их от уплаты фиксированных взносов; режим самозанятых применить во всех регионах и установить размер налога в 1%; вернуть до 30% расходов на санитарно-эпидемиологические мероприятия в виде страховых взносов.

Авторы обращения заявили, что необходимость применения таких мер, в первую очередь, будет способствовать сохранению рабочих мест, а также повышению спроса на рынке, в том числе тех товаров и услуг, которые проходят через процедуру государственных закупок. Отдельно в обращении были сформулированы предложения о заработных платах. Так, компаниям, которые прекратили свою деятельность в нерабочие дни было рекомендовано субсидировать две трети расходов на оплату среднемесячного заработка сотрудника. Одновременно с этим возможное увольнение сотрудников было названо вынужденной мерой. Бизнес-объединения попросили сократить период уведомления работника об освобождении от должности, а также период выплаты средней зарплаты работникам, которые не устроились на новое место.

Стоит подчеркнуть, что на практике данные предложения Правительством РФ были утверждены лишь частично. Однако после неоднократных обращений представителей предпринимательского сообщества, связанных с критикой мер господдержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также крупного бизнеса, вектор посланий в Кремле и кабинете министров был скорректирован в сторону мониторинга и оперативной реакции властей на проблемы предпринимательства. Этому предшествовало распространение ряда открытых писем и аналитических отчетов, свидетельствовавших о существенной дестабилизации ситуации в этой сфере. По данным социологического опроса Службы исследований HeadHunter, в целом в апреле 2020 года 36% российских работодателей оценили положение их компании на рынке в ближайшей перспективе как «стабильное»46. Треть представителей организаций заявили о негативном состоянии дел (33%).

Только 18% работодателей сказали о том, что в их компании отмечаются позитивные тенденции. Затруднились ответить 12% респондентов. Почти половина работодателей предприятий с численностью штата менее 100 сотрудников негативно оценили положение на рынке (48%). Чаще всего негативные тенденции отмечали представители бизнеса в Москве (48%), Санкт-Петербурге и Северо-Западном ФО (48%). Согласно результатам апрельского исследования, большинство компаний не изменили численность своих коллективов (75%). Пятая часть работодателей уже сократили штат сотрудников (20%). Дальнейшего уменьшения численности сотрудников в ближайшие 6 месяцев ожидают еще 37% работодателей, из них 12% точно планируют сокращение штата. Изменения в численности сотрудников не предполагают в ближайшем будущем 22% представителей бизнеса. Расширение штата в планах у 21% работодателей. Затруднились ответить 20% респондентов. Отметим, что с большей вероятностью сокращения штатов сотрудников компаний будут проведены в Москве (55%), Санкт-Петербурге и Северо-Западном ФО (54%). COVID-кризис негативно повлиял на уровень заработной платы граждан.

По данным опроса, с начала кризиса большинство организаций оставили прежним уровень дохода сотрудников (62%). Почти четверть работодателей уже уменьшили зарплаты своим сотрудникам (23%). В ближайшие 6 месяцев 27% представителей бизнеса планируют сокращение заработной платы членам трудового коллектива, из них 9% точно это сделают. По мнению 30% работодателей, уровень заработной платы не изменится в их компании. Увеличения ожидают только 5% опрошенных представителей руководства организаций. Наибольший уровень снижения заработной платы уже зафиксирован в компаниях Москвы (29%), Санкт-Петербурга и Северо-Западного ФО (26%). В данных регионах в перспективе планируются дальнейшее сокращение доходов сотрудников. Значительные трудности возникли при предоставлении такой меры поддержки, как кредитные каникулы, выдача льготных кредитов на заработную плату и проверок со стороны контролирующих органов. В итоге Президент РФ В.В. Путин был вынужден признать, в частности, не эффективным первоначальное предложение о выдаче займов предприятиям на погашение долгов по заработной плате. Его очередное, уже третье по счету за период эпидемии, обращение к гражданам состоялось 15 апреля 2020 года. Оно прошло в форме вступительного слова в рамках открытой видеоконференции с членами Правительства РФ. Данное выступление было посвящено мерам поддержки предпринимательства.

Глава государства отметил необходимость гарантии ВЭБ, которые позволят снизить риски невозврата для коммерческих банков, а значит, повысят доступность таких кредитов. Президент РФ также рекомендовал правительству дать возможность пользоваться этими кредитами средним и крупным предприятиям в пострадавших секторах экономики. Акцент был сделан на сохранении штатной численности сотрудников. После критики главы государства процедура выдачи займов была упрощена. Однако этого оказалось недостаточно для того, чтобы полностью снять проблему нехватки средств предпринимателей на погашение долгов по заработной плате.

Причиной этому послужили встречные мнения заинтересованных сторон. С одной стороны, представители бизнеса до последнего момента не хотели увеличения своей долговой нагрузки, а, с другой, банки, даже несмотря на наличие государственного субсидирования таких займов, максимально требовательно относились к подобного рода заявкам от предпринимателей. В апреле 2020 года Минэкономразвития подписало соглашения с 14 российскими банками о выдаче беспроцентных кредитов малому и среднему бизнесу. Беспроцентные кредиты будут выдаваться в том числе для выплаты заработных плат сотрудникам в условиях пандемии коронавируса. На эти цели ЦБ РФ направил финансовым организациям 150 млрд рублей. В топ-30 банков отмечали, что заявки на отсрочки по кредитам поступают десятками тысяч, но требованиям госпрограммы не соответствуют48. Совокупность этих факторов даже привела к тому, что предприниматели, готовые к оформлению кредита, вынуждены были обратиться в Государственную Думу ФС РФ с просьбой корректировки механизмов оказания помощи.

Непростая ситуация в предпринимательской среде, а также чересчур затянутая процедура оформления необходимых банковских документов на получение займов потребовали очередной корректировки государственной программы поддержки бизнеса. Спустя месяц в шестом по счету обращении Президента РФ к россиянам были озвучены дополнения к программам. В числе прочего право на льготы получили представители социально-ориентированных НКО. С 1 июня 2020 г. будет запущена кредитная линия поддержки занятости в размере 1 МРОТ на сотрудника. Конечная ставка по кредиту – 2%, остальное субсидирует государство, проценты не надо платить ежемесячно. Срок погашения — 1 апреля 2021 года. Кредит можно будет использовать как на выплату сотрудникам зарплаты, так и на рефинансирование ранее взятого зарплатного кредита под 0%. Если предприятие сохранит не менее 80% персонала, будет списана половина кредита и проценты. Если предприятие сохранит 90% персонала, кредит и проценты будут полностью списаны. Сохранившие не менее 90% штата от уровня апреля 2020 г. компании получат прямую субсидию на выплаты зарплат сотрудникам за апрель и май 2020 года. Будут полностью списаны налоги и страховые взносы индивидуальным предпринимателям, а также малому и среднему бизнесу и социально-ориентированных НКО за второй квартал 2020 года. Помимо кредитов, предприятия должны будут софинансировать выплату зарплат.

Зарплата на предприятиях, деятельность которых приостановлена, должна сохраняться. В качестве помощи самозанятым гражданам государством предлагаются следующие меры. Налог на доход за 2019 г. вернутся в полном объеме. Налоговый капитал в размере одного МРОТ будет осуществляться для проведения налоговых платежей без привлечения собственных средств. Предоставят налоговый вычет для индивидуальных предпринимателей 49. Еще одно обновление списка отраслей, особо пострадавших в результате негативного влияния коронавирусной инфекции, произошло еще раз в конце мая 2020 года.

Перечень был дополнен такими видами деятельности, как торговля книгами, издательская деятельности и деятельности всех видов СМИ. В рамках работы по предоставлению льгот в мае 2020 г., по данным Федеральной налоговой службы, только на получение субсидии на оплату фонда заработной платы сотрудникам в размере минимального размера оплаты труда (12130 рублей) было получено свыше 874 тысячи обращений от организаций и индивидуальных предпринимателей. Ведомство распространило информацию о том, что из них одобрено было 712456 заявок на общую сумму 24692,9 млн рублей50. Вследствие бюрократических процедур в ряде регионов сложилась ситуация, из-за которой индивидуальные предприниматели и организации не смогли оперативно воспользоваться данной мерой государственной поддержки. Вполне допустимо, что в том числе из-за данного обстоятельства на данный момент сохраняется негативный прогноз по росту безработицы в стране. По мнению министра труда и социальной защиты А.О. Котякова, количество безработных в России может достигнуть 5-6 млн человек, однако, это только один из возможных сценариев.

Более того, по оценкам Высшей школы экономики, существует предположение о сокращении штатов корпоративного сектора на 700 тысяч человек, против 1,5 млн человек в некорпоративном. При базовом сценарии развития событий восстановление рынка труда будет происходить быстрее именно у некорпоративного сектора.

В случае если этот сценарий окажется реальным в среднесрочной перспективе, можно будет с уверенностью утверждать не эффективность ранее анонсированной меры поддержки бизнесу, согласно которой невозвратные субсидии должны были предоставляться только предприятиям, которые по состоянию на 1 апреля 2020 г. смогут сохранить не менее 90% своей штатной численности, а также предоставление займов на создание оборотных средств для представителей бизнеса. По данным исследования Центра стратегических разработок, число российских компаний, рискующих стать банкротами, за время действия карантинных мероприятий возросла до 33% к концу апреля 2020 года53. Большинство российских организаций наблюдают процесс не только своего банкротства (78%), но и банкротство контрагентов. Более того, не защищены мораторием на банкротство 58% предприятий в высоким риском банкротства54. При этом аналитики предсказали возможный «эффект домино» в российской экономике: банкротство крупных организаций на рынке может повлечь за собой закрытие целых цепочек контрагентов, частных компаний.

Российское общество и государство в условиях пандемии: социально-политическое положение и демографическое развитие Российской Федерации в 2020 году: [Коллективная монография] / Осипов Г.В. и др.; под ред. Г.В. Осипова, С.В. Рязанцева, В.К. Левашова, Т.К. Ростовской; отв. ред. В.К. Левашов. – М.: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2020. – 532 с.


Комментировать


× семь = 49

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru