«Метафизика» неоэкономики: потенциал философии хозяйства

1. Если исходить из представляющегося интересным и перспективным положения, что неоэкономика — не надуманная характеристика современной экономики, а ее новое, переходно-кризисное качество с присущим ему господством стоимости (Ю. М. Осипов), то чисто экономический дискурс его проблем перспектив не имеет. Поскольку сущность нынешнего экономического бытия состоит в доминировании виртуально-финансовой экономики над реальной, с необходимостью встает вопрос о философском осмыслении ситуации, ибо мы, по сути, имеем проблему отношения материального и идеального, «спроецированную» на экономическую сферу. 2. «Балансировка» этого соотношения предполагает гуманизацию экономической жизни, ее «внешнюю» мотивацию.

Поэтому в качестве гипотезы полагаю — пришло время серьезного рассмотрения в интересующем нас аспекте опередившей свое время теории — «философии хозяйства» С. Н. Булгакова [1]. Он строил ее как разрешение проблемы нового понимания экономики, акцентирующего ее субъектность как «человечность». Интерпретируя идеи Булгакова, можно сказать — его философия хозяйства дает основу для построения такой теории, в которой экономика существует для человека, а не для стоимости и человек является не ее «капиталом», а «хозяином», который руководствуется и надэкономическими смыслами своего «хозяйствования».



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

3. Эта философская установка на социокультурную гуманитарную нормативность баланса материального и идеального в «хозяйственноэкономическом» человеке, ориентация на внеэкономический смысл модернизации его экономической деятельности в принципе и составляют ее метафизику (в единстве ее онтологического и антропологических аспектов) как мировоззренческую основу понимания проблем наличной экономики, неоэкономики в их постэкономической перспективности [2].

4. Постиндустриализм, постмодернизм, кризис и антикризис создают предпосылки для такой модернизации; нужна специальная теоретическая работа по замене идеологии экономики метафизикой неоэкономического хозяйствования; неоэкономике следует быть если еще не «хозяйством», то «хозяйственной», направленной на человека, призванной быть основой гуманизации как фактора становления постэкономической общественной жизни.

Тем самым метафизика философии хозяйства дает возможность теоретически обосновать перспективы трансформации наличной экономики кризисной «новой (ненормальной) нормальности» России — через «неоэкономику» — в постэкономическое «неохозяйство», освобожденное от диктата виртуальной стоимости.

Литература 1. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. — М.: Терра, 2008. — 352 с. 2. Зотова Е. С. О неоэкономике с позиций философии хозяйства // Философия хозяйства. — 2016. — № 3. — С. 282–287.

В. К. Королев


Комментировать


9 − семь =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru