Методика проведения вступительной части занятия

Методика проведения вступительной части занятия

Методика проведения вступительной части занятия

При подготовке к проведению занятий обычно главное внимание уделяют основной части и мало задумываются о вступительной части занятия — это проще! А между тем, от того, как проводится вступительная часть, во многом зависит успех всего занятия. Как правило, недостаточно ограничиться простым объявлением темы, учебных целей занятия и проверкой обучаемых. Вступительная часть должна в целом решить главную задачу — явиться необходимым вступлением к новой работе, настроить обучаемых на сознательное и активное участие в занятии, возбудить интерес к предлагаемым на данном занятии вопросам, обязательно показать «перспективные линии» применения их в последующем курсе обучения и практической работе.

Эта главная задача обычно решается осуществлением трех элементов вступительной части:

— объяснением темы и учебных целей занятия;

— проверкой подготовленности обучаемых;

— увязкой пройденного с содержанием настоящего занятия и объяснением его значения для последующего курса обучения и дальнейшей работы в войсках.

Последовательность решения этих вопросов, так же как и время их проведения, может быть различной.

Вступительная часть строится в зависимости от конкретных условий, расписания занятий и распорядка дня учебного заведения. Так, если группа обучаемых (учебное отделение, взвод курсантов) прибывает после какого-либо трудного занятия-экзамена, контрольной работы, спортивного кросса и т. п. — необходимо предусмотреть время на переключение внимания обучаемых на новый предмет. Не следует пытаться в таких случаях «волевым решением» заставить с порога класса начать работу над новым материалом, надо дать время обучаемым успокоиться. Можно предложить им раскрыть тетради и пособия, нужные для данного занятия; пройти по рядам, просмотреть конспекты и тетради с .выполненными заданиями у наиболее возбужденных и, только убедившись, что группа «отходит» от прошедшего занятия, продолжить непосредственно вступительную часть.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Преподаватель может использовать предшествующее занятие для увязки учебных предметов так, чтобы ускорить переключение сознания обучаемых па новые задачи. Например, однажды к пре подавателю огневой подготовки танкового военного училища на 5—6 часы занятий прибыл взвод курсантов после полевого занятия по тактике. Преподаватель начал урок с беседы о теме прошедшего занятия; объяснил, что для обеспечения успеха наступления— как курсанты уяснили на занятии по тактике — танки должны на дежно поражать дели огнем с ходу.

Эффективность такой стрельбы из современных танков обеспечивается наличием у них стабилизаторов вооружения. Изучение назначения стабилизаторов танков и их устройства начинается сегодняшним занятием по огневой подготовке. Так курсанты естественно и заинтересованно переключились на работу по повой теме; преподаватель отметил при этом, что и все остальные темы занятий по огневой подготовке будут увязываться с главным предметом обучения в училище — такти кой боевых действий танковых подразделений.

Кстати, заметим, что преподаватель любой учебной дисциплины никогда не должен до пускать пренебрежительных отзывов о других предметах, как о менее важных. Недопустима, например, попытка ускорить переклю чение обучаемых на новое занятие требованием подобно такому: «Ну, прошла ваша тактика, забудьте о ней; начнем заниматься настоящим делом». Это и не сократит время на вступительную часть, и не добавит уважения ни к новому предмету, ни к его преподавателю.

Так внимательно и вдумчиво надо относиться к настрою обучаемых на новый учебный предмет после прибытия с других занятий. Если же обучаемые прибыли по расписанию занятий на первые часы, группа за несколько минут до звонка заняла места в аудитории, успела приготовить тетради и пособия, сосредоточиться на предстоящий урок — время па вступительную часть занятия соответственно сократится.

Начинают вступительную часть чаще всего с объяснения темы и учебных целей занятия. Именно с объяснения, а не формального «объявления». Очень важно, чтобы обучаемые осмыслили, что они должны уяснить в ходе занятия, какие приемы и действия освоить; осознали, для чего следует изучать эти вопросы, когда и где они могут и должны понадобиться. Объяснение учебных целей не должно ограничиваться задачами только данного занятия.

Надо, чтобы обучаемые поняли значение изучаемых вопросов для последующего усвоения программы обучения как по данному предмету, так и в комплексе с другими, а главное — для практической работы и в конечном счете — для боевых действий. Как видим, объяснение учебных целей — это самостоятельный и весьма важный элемент урока. Отметим еще одну его особенность.

В методических разработках и планах обычно учебные цели занятия формулируются как задачи руководителя: чему он должен научить, какие выработать навыки у обучаемых и т. д. Если руководитель объявляет эти цели так, как у него записано в конспекте, то возможной реакцией обучаемых на такую постановку задач может быть мысль: «Ну и учите нас, а мы посмотрим, что из этого выйдет». Чтобы активизировать аудиторию, учебные цели на занятии необходимо ставить в форме задач обучаемым — что они должны изучить, какие приемы и действия освоить и т. п., то есть — их задачи! Чем четче и конкретнее они будут поставлены, тем большую мобилизующую роль они могут оказать.

Бывает, что в планах преподаватели записывают «воспитательные цели» занятия — это иногда требуют старшие начальники. Конечно, при объяснении целей занятия не следует объявлять, что намечает воспитывать у обучаемых руководитель. Это должно выразиться самим занятием, его организацией и содержанием, поведением руководителя, его мастерством. Здесь можно лишь добавить, что формулировки воспитательных целей занятия в планах носят обычно чисто формальный характер и практически руководителю ничего не дают, от них можно отказаться.

Завершением объяснения учебных целей занятия может явиться переход к повторению пройденного материала и проверке выполнения задания к данному занятию. Руководитель объясняет, что для успешного усвоения новой темы надо обязательно понимать ряд вопросов из ранее пройденного материала.

Поэтому, прежде чем приступить к новому, следует вспомнить эти вопросы. Далее в беседе проводится повторение пройденного и проверка знаний, умений и навыков обучаемых. Проверка эта не должна явиться устрашающим «контрольным» опросом, ее надо строить как необходимую часть работы для успешного усвоения нового материала.

Вопросы для повторения следует продумать и подобрать заранее; желательно, чтобы они носили проблемный характер. Например, для ответа на вопрос: «Какой фронт обороны назначается роте?» достаточно ответа однозначного, заученного. Если же вопрос для повторения сформулировать так: «Почему роте в обороне назначается фронт до 1500 м?», то такой проблемный вопрос требует понимания основ построения обороны; правильный ответ на него может быть дан только сознательно.

При постановке подобных, вопросов повторение пройденного проходит активно, заставляет обучаемых мыслить аналитически, обобщает их знания. В ходе беседы по повторению пройденного оценки обучаемым не обязательно объявлять и выставлять в классный журнал в баллах; можно давать оценки ответам и действиям обучаемых в форме вывода об их знаниях и умениях, сопровождать их рекомендациями по доработке материала, по методике объяснения подобных вопросов в своих подразделениях.

Такие оценки ответов приносят, как правило, большую пользу, чем «решительная» двойка, выставленная в журнал; обучаемые перестают бояться проверок пройденного, активно и сознательно в них участвуют. Кстати, такая методика вовсе не противоречит принятой системе оценки знаний в пятибалльной системе — оценки в классный журнал обязательно выставляются за выполнение контрольных работ, нормативов, при сдаче зачетов и экзаменов, за выполнение различных упражнений Курсов стрельб, вождения и т. п.

Наконец, завершением вступительной части обычно является обобщение руководителем повторенных вопросов и непосредственный переход к основной части занятия — к первому учебному вопросу.

Нужно выделить особенности проведения вступительной части на полевых занятиях. При подготовке к ним следует заранее объяснить обучаемым учебные цели, организацию учебных мест и порядок их замены, очередность стреляющих смен, меры безопасности и все другие необходимые для занятия вопросы так, чтобы свести к минимуму продолжительность вступительной части в поле. Желательно и время движения к месту занятия использовать для повторения условий упражнений и других вопросов, чтобы по прибытии сразу приступить к работе. Очень полезным следует признать опыт преподавателей, которые во вступительной части занятия и поле представляют обучаемым должностных лиц директрисы (учебного городка), личный состав обслуживающего подразделения (механиков-водителей, инструкторов и т. тт.). Это поднимает ответственность лиц, обслуживающих занятие, и показывает обучаемым пример организованности и порядка в проведении полевых занятий.

Во всех случаях можно считать обязательным требование — не допускать на полевых занятиях затраты значительного времени на проведение вступительной части. Чем тщательнее подготовлено занятие, тем быстрее можно приступить в полевых условиях к основной работе — к этому надо стремиться.

Рассмотренная методика проведения вступительной части занятия позволяет ответить па часто задаваемый вопрос — какова должна быть ее продолжительность? Однозначного ответа па этот вопрос давать нельзя, не следует указывать это время и в процентах от общей продолжительности занятия. На вступительную часть надо выделять столько времени, сколько требуется для выполнения всех задач, на нее возлагаемых в данных конкретных условиях, по не только не в ущерб основной части занятия, а на пользу ей. Практика работы опытных методистов показывает, что вступительная часть может занимать 10—15, иногда до 20 минут даже па двухчасовом занятии; в полевых условиях па вступительную часть иногда затрачивают всего несколько минут, если все организационные вопросы решены с обучаемыми заранее. Во всех случаях важна не формальная оценка времени, ушедшего на вступительную часть, а объективная оценка эффективности всего занятия.

Как видим, вступительная часть занятия не так проста для проведения, как кажется. Ее надо продумывать при подготовке к занятию так же тщательно, как и остальные части.


Комментировать


два × 7 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru