Методический потенциал журналистского текста

1

Журналистское творчество – многоаспектный феномен, одним из актуаль ных направлений изучения которого является языковое воплощение авторского замысла. Функциональная направленность современной лингвистической пара дигмы обусловливает появление все новых исследований, посвященных языку СМИ: теоретические обобщения находят свое подтверждение и развитие в но вейших разработках. Можно говорить о наличии встречных векторов – специ фики журналистского творчества, с одной стороны, и потенциала языковых средств, отвечающих тем или иным его запросам, с другой.

Журналистский текст рассматривается как посредник коммуникации в рам ках публицистического дискурса, он изучается в том числе в аспекте реализа ции творческого потенциала пишущего и квалифицируется исследователями как текст творческий. При этом под творческим текстом понимается «высказы вание или несколько высказываний, представляющих собой минимальный кон текст с точки зрения проявления речевого замысла, который включает в фокус говорящего привычные языковые механизмы…, но в аспекте их нарушения, интеллектуальной или эмоциональной оценки, толкования или метафоризации» [Ремчукова, 2011. С. 32].

Один из наиболее интересных инструментов создания творческого текста – единицы словообразовательного уровня языковой системы. Неузуальная грам матика характеризуется как важная составляющая лингвокреативного мышле ния и наиболее ярким средством названного уровня может считаться окказио нализм – слово, которое создается «на базе продуктивных / непродуктивных моделей из имеющегося в структуре языка материала вопреки сложившейся литературной норме» [Бельчиков, 1997. С. 283]. Окказионализм демонстрирует потенциал языковой системы, с одной стороны, и потенциал носителя языка – с другой, и по определению представляет собой действенный инструмент созда ния творческого текста. На «стыке» названных векторов – журналистского произведения и репер туара языковых средств – обнаруживается интересный объект для научного наблюдения с точки зрения перлокуции и методического потенциала творче ского текста.

Это особый тип адресата, совмещающий запросы к журналист скому тексту, в той или иной степени присущие как «наивному читателю», так и читателю, ориентированному на постижение мастерства журналиста, – бакалав ру соответствующего направления. Актуальность обращения к данному адресату связана, как нам представляется, с возможностью экспликации вопросов, связанных с реализацией творческого потенциала журналиста на уровне оценки восприятия текстового материала.

Результаты опроса студентов, обучающихся на направлении «Журналистика» и приступающих к освоению курса «Совре менный русский язык», показывают естественную на данном этапе ориентиро ванность на языковую систему, обусловленную включенностью в образова тельный процесс, однако при этом дают интересные материалы для наблюдения над теми характеристиками творческого текста, которые выявляют уровень ба зовой подготовки и потенциала учащихся, – в значительной степени «лингвис тов» и «наивных читателей» [Карпова, 2015. С. 320–325].

Формируемые компетенции будущего журналиста позволяют говорить о положительно характеризуемой «пристрастности» читателя, внимательного не только к содержательному аспекту, но и к форме, в том числе – языковой. Од нако важно говорить и о том, что публицистический текст, как, впрочем, и лю бой другой «обретает смысл, когда встречает читателя, который знает, что он хочет в нем найти. Чем богаче словарь идей, которым читатель располагает, тем – при прочих равных условиях – больше информации содержит для него текст. Наличие общей идеи позволяет решить задачу, которая ставит в тупик учащего ся, у которого ее нет» [Арапов, цит. по материалам Национального корпуса рус ского языка]. Опыт работы с творческим текстом в студенческой аудитории в значительной степени это подтверждает, что определяет необходимость теоре тического осмысления отбора материала, позволяющего решать многообразные задачи подготовки журналиста, способного к профессиональной оценке и соз данию творческого текста.

Литература Арапов М. Когда текст обретает смысл // Знание – сила, 2003. № 5 (911). С. 47–51. Бельчиков Ю. А. Окказионализмы // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая российская энциклопедия; Дрофа, 1997. С. 283–284. Земская Е. А. Словообразование как деятельность / Отв. ред. Д.Н. Шмелев. 4-е изд. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. Карпова Е. В. Неузуальное словообразование как фактор формирования языковой компетенции студентов-журналистов // Языковое образование в вузе: теоретический и прикладной аспекты: сборник статей международной научно практической конференции / Колл. авт., отв. ред. Г.М. Мандрикова. Новоси бирск: Изд-во НГТУ, 2015. С. 320–325. Ремчукова Е. Н. Креативный потенциал русской грамматики. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.

Елена Валерьяновна Карпова


Комментировать


4 + = двенадать

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru