Уроки истории психологии высшей военной школы
Методологическую основу психологии высшей военной школы составляет марксизм-ленинизм. В соответствии с положениями материалистической философии при изучении психологических аспектов в высшей военной школе исходят из признания первичности материи и вторичности сознания.
Диалектический материализм утверждает, что психика — продукт развития материи. Ее сущностью является отражение объективной действительности в виде субъективного образа объективного мира. Психологическое отражение происходит в процессе деятельности человека и под влиянием среды.
Психология подходит к изучению психики с позиций марксистской диалектики и материалистической теории познания, утверждающих закономерную обусловленность развития единого, взаимосвязанного мира и его познаваемость, а значит, и познаваемость психики человека, психологии коллектива.
Положения марксизма-ленинизма, составляя общую методологическую основу всех наук, вместе с тем в конкретных областях знаний реализуются в методологических принципах данной науки. Специальными методологическими принципами советской психологии являются принципы: детерминизма — причинной обусловленности всех психических явлений; единства сознания и деятельности; личностного подхода, рассматривающего все психологические явления в связи с конкретной личностью — их носителем; приуроченности динамики к структуре; установления зависимости конкретных психологических проявлений с работой психического механизма. В военно-психологическом исследовании, в том числе в исследовании проблем высшей военной школы, марксистско-ленинская общая и специально-психологическая методология реализуется путем личностно-социально-деятельностного подхода, требующего целостного, взаимосвязанного учета всех сторон изучаемой педагогической реальности, всегда включающей обучающего и обучаемого, педагогические и слушательские коллективы и учитывающей их взаимодействие.
Другой теоретической предпосылкой психологических исследований военно-педагогического процесса являются основные положения советской военной науки, оборонительной военной доктрины СССР о характере и возможных последствиях современной войны. Ее социальные, идеологические, политические и военно-технические особенности определяют требования к уровню, содержанию, формам и методам подготовки кадров. Тем самым психология высшей военной школы ориентируется на разработку актуальных проблем обучения и воспитания курсантов (слушателей) вузов, деятельности педагогических коллективов в соответствии с современным уровнем развития военного дела. Направленность исследований и практической работы в ввузах в соответствии с установками военной науки и взглядами военной доктрины придает психологии высшей военной школы большую значимость в деле строительства Советских Вооруженных Сил.
Наконец, психика человека, как известно, обеспечивает его взаимодействие со средой, соответствующее ей поведение. В основе такого взаимодействия лежит работа нервной системы, мозга. Ее называют высшей нервной деятельностью. Учение о высшей нервной деятельности раскрывает основные закономерности работы головного мозга, физиологический механизм психики.
Первостепенную значимость для понимания психологических закономерностей военно-педагогического процесса имеют разработанные физиологией высшей нервной, деятельности понятия условного рефлекса, динамического стереотипа, сигнальных систем, адаптации и их механизма — силы и динамики корковых процессов возбуждения и торможения. Опираясь на эти понятия, закономерности, психология высшей военной школы объясняет особенности функционирования психических процессов человека, включенного в учебный процесс, его развитие как специалиста, военного профессионала и на этой основе дает рекомендации по оптимизации работы педагогического коллектива ввуза.
Изучение курсантов (слушателей), преподавателей, всего,ввузовского коллектива психология высшей военной школы осуществляет с помощью различных методов. Основными среди них являются наблюдения и эксперимент, каждый из которых выступает в различных формах. Кроме того, существуют и некоторые дополнительпые методы и средства для исследования психологических аспектов военно-педагогического процесса.
Метод наблюдения — это систематическое, целеустремленное накопление фактов о психологических особенностях процесса формирования личности военного специалиста, педагогического процесса. Рассматриваемый метод включает: во-первых, объективное внешнее наблюдение за поступками и действиями курсанта (слушателя), преподавателя, аудитории в различных учебных ситуациях, служебных и учебно-боевых условиях. Причем, в результате наблюдения за поведением человека выявляется динамика и содержание его психического развития. Дело в том, что правильно понятые поступок, действие в ходе учебы помогают проникнуть в психический мир курсанта (слушателя). Например, по качеству, своевременности выполнения письменной работы преподаватель может судить об отношении человека к учебе, его эрудиции, способностях. И наоборот, зная намерения, интересы преподавателя, легче прогнозировать продуктивность его работы.
Во-вторых, в процессе наблюдения используется отчет курсанта (слушателя), которого изучает преподаватель, о его решениях, оценках, переживаниях. Отчет изучаемого лица, или, как называют в психологии, самоотчет, — важное средство изучения индивидуальных особенностей обучаемого. Нельзя достаточно точно и всесторонне судить о людях только по их внешнему поведению. Эти данные надо дополнить сведениями о мотивах, интересах, переживаниях, которые определяют и которыми сопровождаются действия и поступки любого человека.
В-третьих, опосредованное наблюдение. В этом случае представление об интересующем военного педагога курсанте (слушателе) можно составить со слов тех, кто вместе с ним участвовал в педагогическом процессе, выполнении заданий, а также от преподавателей, командиров.
Наблюдение за поведением, действиями и поступками курсанта (слушателя) — основно метод изучения его индивидуальных особенностей, внутренней сущности. Присматриваясь к обучаемому в различных видах учебной работы, при выполнении им общественных поручений и служебных обязанностей, в товарищеском кругу, на собрании, в коллективе художественной самодеятельности, в увольнении, можно изучить его характер, узнать на-правленность, мотивы.
Основными требованиями к методу научного наблюдения являются: четкое осознание цели — необходимо наметить и хорошо представлять то, что нужно узнать о человеке. Наблюдение должно быть планомерным, активным, систематическим, вестись по заранее обдуманному плану. Причем не обязательно, чтобы этот план был письменным. Наблюдая, следует стремиться узнать, как человек ведет себя не только на службе, но и в быту, в семье. Важно использовать данные самоотчета. Разумеется, к ним относиться критически: человек может необъективно судить о себе, ошибочно оценивать свои поступки, а иногда и умышленно неточно о себе что-то сообщать. Но такое его поведение также значимый факт, помогающий глубже понять наблюдаемого.
Вторым основным методом исследования в психологии высшей военной школы является эксперимент, который применяется в двух формах: лабораторный (или искусственный) и естественный. Суть эксперимента заключается в том, чтобы ввести испытуемого в такие условия, в которых он с неизбежностью проявит интересующие исследователя личные качества.
Эти условия создают полностью в лабораторном эксперименте. Исследуют внимание и память слушателей посредством тахистоскопа, оценивают время смысловой реакции, используя хронограф, проверяют эмоционально-волевую устойчивость па полиграфе, позволяющем фиксировать многие психофизиологические показатели. В лабораторных экспериментах применяются тесты в качестве средства точного замера тех или иных показателей уровня функционир вания психических процессов. Лабораторным экспериментом можно оценить качества всех психических процессов курсанта (слушателя) — ощущения, сообразительности, региднооти мышления, речи.
Естественный эксперимент заключается в том, что испытуемый ставится в реальные условия, в которых должны проявиться его индивидуальные особенности и возможности, интересующие экспериментатора. Например, на аудиторных занятиях, а тем более при выполнении индивидуальных практических заданий, проявляются возможности и личные качества изучаемого лица. В организации естественного эксперимента важное значение имеет четкая формулировка целей исследования, выбор естественной ситуации, в которой интересующие качества проявляются с неизбежностью, тщательное наблюдение за поведением испытуемого, фиксирование полученных данных, их сопоставление с другими сведениями, анализ и выводы.
Эксперимент, проводимый с целью оценки каких-то качеств курсанта (слушателя), получил название констатирующий. Эксперимент, задача которого — проверка действенности каких-либо программ, оценка динамики развития личности, коллектива, — называют формирующим.
Психология высшей военной школы располагает и некоторыми дополнительными методами. Например, метод беседы. Преподаватель, исходя из конкретной задачи, по заранее определенной схеме строит серию бесед. Цель: узнать о характере, интересах, запросах курсанта (слушателя). Создает условия для беседы, располагает собеседника к откровенности, вызывает у него заинтересованность в сообщении определенных сведений. Конечно, следует отличать метод беседы от простого разговора. Простой разговор может вообще не дать никаких существенных сведений о собеседнике, тогда как беседа как метод, если она специально организована, проводится целеустремленно и непринужденно, позволяет узнать многое о курсанте (слушателе).
Можно сформулировать общие требования к беседе как методу психологического исследования: беседа будет продуктивной, если ведущий ее четко и конкретно представляет то, что он хочет узнать о психологических особенностях изучаемого человека; вопросы, которые будут поставлены в ходе беседы, должны быть заранее продуманы, принять форму, доступную и допустимую для собеседника; необходимо расположить к себе человека, вызвать у него доверительное отношение; чаще беседа дает положительные результаты .в том случае, если она ве-дется индивидуально, если создана обстановка взаимного доверия. Следует не только спрашивать собеседника о чем-то, но и делиться с ним своими мыслями, чтобы вызвать у него доверие, расположить к откровенности; в процессе беседы не стоит поучать человека, морализировать, а тем более грубо указывать ему на его недостатки. В этом случае он может замкнуться в себе.
В исследованиях военно-педагогического процесса применяется и анкетный метод. Он рассчитан обычно на изучение не одного человека, а определенной категории лиц, групп людей.
С его помощью изучают интересы, запросы, склонности, суждения, мнения, уровень подготовки курсантов (слушателей), преподавателей, аудитории. Технически это делается так: создается вопросник, размноженный как стандартный бланк. Он предлагается одновременно всей изучаемой аудитории. Все курсанты (слушатели) в течение определенного времени отвечают на вопросы, потом ответы анализируются, обобщаются и делается вывод о потребностях аудитории, духовных запросах слушателей, волнующих их вопросах, взаимоотношениях, отношениях к преподавателю (в зависимости от цели опроса и содержания анкеты) .
В практике используются и устные опросы курсантов и слушателей по тем или иным вопросам. При этом форма проведения опроса может быть различной. Например, групповая беседа, «круглый стол» и деловая игра позволяют собрать нужный материал о людях. Изучение личности курсанта (слушателя), преподавателя, а также различных стор-он педагогического процесса осуществляется путем: изучения документов — характеристик, дневников, писем. Эти источники позволяют опосредственно судить о курсанте (слушателе), его духовном мире; выявления мнения других людей — сокурсников, членов спортивной команды, младших командиров, активистов, членов семейпого, бытового, производственного коллектива о данном человеке; проведения анализа результатов учебной, служебной, общественной деятельности курсанта (слушателя), преподавателя. Качество выполняемой учебной и иной работы раскрывает интересы человека, наклонности, мастерство.
Особенно достоверны выводы, в основе которых лежит анализ личного творчества человека, а также выполнения им непосредственных служебных обязанностей, поручений, заданий; изучения преимущественных отношений: что читает, какую музыку предпочитает, о чем чаще ведет беседы, чем преимущественно взволнован, к чему безразличен.
По отношениям, о которых идет речь, можно делать опосредованное суждение о личных качествах человека, психологии группы, категории лиц. В ввузовской практике и психологии высшей школы получает распространение метод тестирования. Его сущность заключается в том, что испытуемый выполняет стандартизированное задание с заранее определенной валидностью, надежностью и шкалой достижений, позволяющими количественно оценить те или иные личностные характеристики и прогнозировать возможность их качественного развития у изучаемых лиц.
Этот метод применяется при военно-профессиональном отборе на учебу в ввуз, а также психологической службой учебного заведения при осуществлении пролонгированного изучения курсантов (слушателей) в интересах индивидуализации и совершенствования системы подготовки. Психология высшей военной школы, особенно при изучении проблем воспитания, работы с аудиторией, сплочения курсантских, слушательских, педагогических коллективов, использует и социометрическую методику. Ее суть заключается в том, чтобы на основе характера взаимных выборов установить картину межличностных отношений и ролевого статуса людей в группе.
Учитывая ее, можно добиться преднамеренного изменения коммуникативной системы, достижения оптимального соответствия взаимоотношений деловому предназначению группы. Методика эта не только исследовательская. На ее основе проводятся формирующие эксперименты и воспитательные мероприятия. Успех любого исследования зависит от комплексного и творческого использования всех перечисленных методов.