Метод взаимопроверки в условиях подготовки к написанию сочинения-рассуждения

Читать - это значит писать

В условиях ОГЭ в 9 классе за год детей нужно подготовить к трем формам работы: сжатое изложение, тест по ряду орфографических и пунктуационных тем, а также сочинение-рассуждение. Наиболее трудоемкий процесс — это обучение написанию сочинения-рассуждения, поэтому необходимо подойти к этим занятиям с особым вниманием, организовать работу обучающихся максимально эффективно. Одним из ведущих методов такой работы для меня стала взаимопроверка, которая позволяет ученику стать активным участником образовательного процесса. Цикл занятий по работе над написанием сочинения-рассуждения выстраивается следующим образом: во‑первых, идет освоение теоретических основ; во-вторых, поэтапное знакомство с экспертными критериями оценивания и последующее их освоение; в‑третьих, собственно написание текста.

И на последнем этапе многие учащиеся сталкиваются с целым рядом проблем: неумение комментировать проблемную ситуацию, заданную в теме сочинения (в каждом из трех предложенных на выбор вариантов сочинения задаются темы-тезисы, которые необходимо проинтерпретировать); низкий уровень навыков анализа смысла текста и его фрагментов; низкий уровень начитанности и, как следствие, невозможность аргументировать свое мнение с опорой на читательский опыт.

Во многом именно метод взаимопроверки помогает преодолеть некоторые из этих проблем. Взаимопроверка — это особая форма контроля. Когда ученик объективно оценивает работу одноклассника, целой группы учеников. Здесь важно, чтобы учащиеся научились оценивать работу не механически, а смогли обосновать свою оценку. Во время занятия по русскому языку ученик примеряет на себя несколько ролей: автор сочинения-рассуждения, «рецензент» и учитель. И если первая деятельность естественна, то две другие позволяют каждому обучающемуся включиться в процесс обсуждения. Поскольку сочинение-рассуждение в 9 классе — это фиксированная структура с четким делением на абзацы и микро-

темы, на занятиях возможно его написание блоками. Каждый блок-абзац — вполне самостоятельный элемент сочинения, который может рассматриваться обособленно (но в уме всегда нужно держать целостный смысл сочинения). На уроках сначала я провожу общую рефлексию над заданной темой вместе со всем классом (потому что именно это требуется в первом абзаце сочинения), затем каждому предлагается написать свой первый абзац. Затем устраивается коллективная работа над этим фрагментом. Выбираются ученики, которые зачитывают работу вслух. Каждому читающему учитель назначает «рецензента», задача которого внимательно следить за ходом мысли, логикой ее движения, а также за грамматическими и речевыми ошибками.

После прочтения выступает «рецензент» со своей оценкой, затем к обсуждению подключаются остальные ребята. Таким образом, проводится коллективное исправление ошибок, проговариваются обоснования исправлений. Дети запоминают алгоритм действий и учатся объективности оценивания. Далее все сочинение-рассуждение в течение занятия пишется по этому принципу. В ходе такой работы у детей формируются следующие навыки: слушание текста и его анализ; вырабатывается умение на слух воспринимать тексты и находить в них ошибки («лингвистическое чутье»); а также развивается способность детей формулировать свои мысли без подготовки, что, например, помогает при сдаче итогового собеседования по русскому языку. Коллективное обсуждение приведенных для сочинения-рассуждения аргументов из жизненного и читательского опыта позволяет выработать «банк» аргументов внутри класса. Дети, слушая фрагменты чужих сочинений, могут запоминать сюжетные ходы произведений, имена героев, а также осознавая свою неосведомленность по каким-то темам, могут восстановить пробелы и прочитать необходимые произведения самостоятельно. Важным моментом является возможность подхватить мысль одноклассников, услышать удачные фразы и мысли для дальнейшего их использования в своем сочинении. Так как скорость написания сочинения различны у разных детей, заметно, что дети, формулирующие свои мысли по ходу чтения коллег, более грамотно строят свои предложения. «Списывание у соседа» не только не карается, но даже поощряется.

Общими усилиями к концу пары возникает некий обобщенный образ «идеального» сочинения, который ученики могут использовать как основу своих рассуждений. Помимо смысловой «пользы» у метода взаимопроверки есть ряд практических навыков: дети учатся слышать чужие ошибки (речевые и грамматические). Если у самих обучающихся не получается понять, в чем «проблема» того или иного предложения, то помогает учитель, а дети в дальнейшем находят типичное и исправляют самостоятельно. В ходе таких занятий вырабатывается своеобразная «типология» ошибок, зная которую легче находить в своих текстах погрешности. Обычно вывод дети пишут самостоятельно и не зачитывают его перед всем классом, потому что логика каждого сочинения-рассуждения индивидуальна и важно дать возможность ученику внимательно перечитать свою работу и написать завершающий абзац.

После завершения целого сочинения ученикам предлагается традиционно для взаимопроверки обменяться тетрадями. Сосед проверяет сочинение на предмет не только ошибок в построении предложения и смысловую целостность, но и исправляет орфографические и пунктуационные ошибки. Затем вновь обмен тетрадями и рефлексия в парах, когда ученики высказывают свои мнения о прочитанном сочинении. В этот момент важно организовать работу так, чтобы это не воспринималось как «формальность», поэтому лучше, когда есть контроль со стороны учителя. Проверенное соседом сочинение ученик сдает учителю, который может посмотреть не только на работу автора, но и проверяющего, оценить навык проверки чужого текста. Но нужно отметить, что применение этого метода влечет за собой несколько проблем: в первую очередь, это недостаточность времени на уроке (в среднем «черновой» вариант сочинения со всеми обсуждениями дети к середине 9 класса пишут за 70 минут, что удобно вмещать в формат парных уроков, так как остается время на переписывание работы); во-вторых, поддержание дисциплины (достаточно сложно удерживать внимание всего класса, особенно, когда происходит обсуждение в парах.

Обычно в классе есть группа активно работающих детей, которые слушают друг друга и исправляют ошибки); в-третьих, это психологический момент стеснения ребят (есть дети, которые не готовы читать свои работы вслух, но замечено, что постоянное использование этого метода приводит к уменьшению числа таких детей, так как они видят, что это не осуждение, а попытка помочь, возможность поучиться на чужих и своих ошибках); в‑четвертых, это невозможность детей абстрагироваться от личных отношений в классе, «симпатии» и «антипатии» влияют на оценку работ (поэтому лучший эффект достигается, когда в «рецензенты» назначается не близкий друг, а тот, с кем отношения на уровне товарищеского общения). Таким образом, метод взаимопроверки — это способ научить ребенка учиться. Процесс смены ролей на уроке позволяет ученику критически смотреть не только на чужие тексты, но и на свои, что в итоге должно дать результат — сведение количества собственных ошибок к минимуму.

Литература 1. Маеренкова В. В. Формы и способы организации взаимоконтроля на уроках // Школьная педагогика. — 2017. — № 3. — С. 21—23. 2. Шутова Г. В. Взаимоконтроль и взаимопроверка: правила и способы применения [Электронный ресурс]. — URL http://pedsovet. su/metodika/5652_vzaimokontol_i_vzaimoproverka (дата обращения: 21.04.2018)

Воспитанюк Анастасия Константиновна


Комментировать


девять − 4 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru