Механизмы российской пропаганды

Пропаганда в России достигла действительно внушительных размеров. Обычному гражданину иногда очень сложно определить где правда, а где вымысел. Данная статья определяет механизмы, по которым создается российская пропаганда.

Политической пропагандой пользуются многие государства и политики, так было всегда и так всегда будет. Это нужно прежде всего для манипулирования народными массами, чтобы добиться своих политических интересов. Пропаганда в России достигла действительно внушительных масштабов.

Многочисленные политические токшоу на федеральных каналах, новости государственных СМИ, где сюжеты могут быть полностью ложными, как например история о распятом мальчике [1], заказные ролики на видеохостинге YouTube, даже был создан телеканал Russia Today для западных телезрителей.

Конечно можно было, разбирать каждую новость, телесюжет на наличие пропаганды, как это делает stopfake.org, но лучше определить какой-либо «алгоритм» пропаганды. Для основы изучения механизмов российской пропаганды было взято руководство по противодействию пропаганды за авторством Клайда Миллера. Руководство было написано в 1936 году в США, но оно очень точно подходит под современные российские реалии.

В статье Рене Хоббс [2] приводится таблица из руководства Миллера о семи механизмах пропаганды. В рамках статьи автор ставит задачу сопоставить российскую пропаганду и механизмы, описанные К. Миллером. Первый механизм – это навешивание ярлыков. Это один из самых банальных методов. Выстраивается ассоциации объекта пропаганды с каким-либо негативным образом. Как например Алексей Навальный сравнивается с Адольфом Гитлером [3], а украинцы называются фашистами и бандеровцами.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Второй механизм – это Band wagon, что можно перевести как «в одной упряжке». Суть этого механизма в том, чтобы показать, что большинство поддерживает политического лидера, либо какое-то решение, и чтобы не быть «отщепенцем», обычный гражданин должен быть со всеми. В России это проявляется прежде всего в рейтинге президента, который на сегодняшний день составляет 82,5 % [4]. Также это проявляется во всевозможных «государственных» митингах в поддержку президента, поддержку присоединения Крыма и т. д.

На деле далеко не всегда можно говорить о том, что на эти митинги приходят люди, действительно поддерживающие акцию, многие приходят по распоряжению начальника [5], студенты по «просьбе» администрации ВУЗа, а некоторые и за деньги [6]. Третий механизм – «сверкающие обобщения». Это использование в речах пропагандистов «красивых» фраз. В России, например, это может быть «патриотизм», «духовность», «стабильность» и т. д. Четвертый механизм – это «развивающейся флаг».

Пропагандист использует символы, которые обладают престижем в обществе. Это могут быть неодушевленные предметы, как например российский флаг, герб, религиозные символы, а могут быть и реальные люди – религиозные деятели, ветераны, известные медийные личности. Пятый механизм – «простой парень». Суть заключается в том, чтобы показать, что пропагандист выходец из народа, такой же как мы и поэтому ему можно доверять. В пример можно привести как Путин работает на комбайне [7], ловит рыбу, целует маленьких детей. Шестой механизм – рекомендация. Жерар Депардье показывающий свой новенький российский паспорт, Рой Джонс выступающий в бое за Россию [8] и получивший гражданство, звезды российской эстрады, заседающие в Государственной Думе – это все проявления пропаганды, как назвал их Миллер Testimonial. Смысл в том, чтобы показать, что с Запада известные люди «бегут» в Россию.

Знаменитости давят на население своим авторитетом и престижем, агитирую за действующую власть, хотя они к политике не имеют ни малейшего отношения. Последний механизм – Stacking the Cards или «подтасовка карт». Суть в том, что, действительно важные факты стараются всеми силами замолчать, а второстепенные наоборот выпятить наружу и даже приукрасить. Например, оппозиционный политик заявляет, что власть коррумпирована.

В ответ власть заявляет, что этот политик «иностранный агент». И понятно, что большинство населения будет считать обвинения оппозиционного политика враньем. Конкретный пример, в токшоу «Вечер с Владимиром Соловьевым», Майкла Бома в разговоре о военных преступлениях в Сирии начинают перекрикивать, заявляя, что все, что он говорит вранье и в итоге ведущий заявляет, что Америка убила много человек в Ираке [9]. То есть, американского журналиста ставят в оправдывающеюся позицию и обсуждение уходит в русло, которое удобно пропагандисту. Знание этих механизмов очень поможет в распознавании пропаганды. Очень важно, чтобы граждане не поддавались на откровенную пропаганду и относились к словам политиков и СМИ с некоторым скептицизмом. Если замалчивать проблемы, а не решать их они будут расти все больше и больше. Поэтому необходимо проводить общественную дискуссию, чтобы наше общество могло развиваться и возможно со временем пропаганда не нужна будет вовсе.

Список используемой литературы 1. Телесюжет о распятом мальчике. 06.12.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/ ?oldid=89479466 (дата обращения: 05.02.2018). 2. Renee Hobbs. Teaching about Propaganda: An Examination of the Historical Roots of Media Literacy // Journal of Media Literacy Education S. [Электронный ресурс]. URL: http://www.academia.edu/10131706/Teaching_about_Propaganda_An_Examination_of_the_Historical_Roots_of_Media_Literacy (дата обращения: 05.02.2018). 3. Apogeus2. "Гитлер 1945 / Навальный 2018". YouTube. 20 апреля 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=i0NOtn5sB-M (дата обращения: 05.02.2018). 4. Одобрение деятельности государственных институтов. Опрос ВЦИОМа от 21 января 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/news/ratings/odobrenie_ deyatelnosti_gosudarstvennyx_institutov (дата обращения: 05.02.2018). 5. TheQwais. Митинг за Путина сборище купленных дебилов. YouTube. 23 мая 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=XN0hlnzTkVI (дата обращения: 05.02.2018). 6. После митинга за Путина раздавали деньги.wmv. YouTube. 17 феврался 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=l5Xy24AmMKY (дата обращения: 05.02.2018). 7. RT на русском. Приятно порулить! Медведев, Путин на комбайнах. YouTube. 26 октября 2011. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=gQT6R6ahFMg (дата обращения: 05.02.2018). 8. Ruslanxus. Первый и последний бой Роя Джонса за Россию. YouTube. 28 декабря 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=yJITEujkxD0 (дата обращения: 05.02.2018). 9. Вечер с Владимиром Соловьевым. Американец Бом довел Соловьева до истерики в прямом эфире. YouTube. 25 октября 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=7g_wRsLiyZs (дата обращения: 05.02.2018).

Военков Д.Ю.


Комментировать


три + = 5

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru