Мифы о Славянах

Возникновение славянских племѐн специалисты относят приблизительно к тому же времени, к которому относится появление и других древнейших цивилизаций, – шумерской, египетской, китайской и иным. Рассмотрение этого аспекта темы предварим краткими сведениями об основных этапах древнейшей славянской истории, как они понимаются современной наукой . Языковые предки славян существовали в V – III тысячелетиях до нашей эры, т.е. в эпоху неолита и энеолита. Время бытования протославян определяется концом III – началом II тысячелетия до нашей эры.

Зарождение славянских мифов относится к третьему тысячелетию до нашей эры, но расцвет мифотворчества приходится на I тысячелетие до н.э. Особенно интенсивным развитие
славянской мифологической системы было с IV по XII век23, т.е. имело место и в датированный период наличия славянской письменности. Согласно основанному на фундаментальных научных исследованиях заключению авторитетного исследователя – В. С. Леднева (его монография отрецензирована тремя академиками Российской академии образования), – индоевропейские племена начали заселять Европу вслед за таянием ледника, т. е. в VII – VI тысячелетиях до н. э.24 Со ссылкой на других авторитетных историков В. С. Леднев показывает, что «славяне внесли большой вклад в развитие всех областей мировой культуры, а во многих случаях имели и приоритет; развитие славянского письма шло в одном ряду с развитием письма древнейших народов мира: древних египтян, шумеров, китайцев» .



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Наивысшим божеством, богом всей Вселенной славяне считали Рода: «Род – первейший славянский бог, творец, “родитель” Вселенной. Когда рождается человек, его будущая судьба записывается в книгу Рода, и “чего на роду написано”, никому не миновать!».

Это установление распространяется также на так называемых невидимых, или тайных, людей, которыми населѐн весь окружающий мир. Это и нежить, и младенцы, погубленные жестокими матерями. Все они «лишены погребения» и незримыми скитаются по земле, избывая срок, что был им на роду написан» . Культ Рода возник в конце бронзового века (I тысячелетие до н.э.). От Рода берут начало другие боги славянского пантеона. Род, по поверьям славян, создал всѐ сущее (отсюда слова Родина, родители, родственники, родник, порода, народ, зародыш, рождение, урожай и многие другие). Согласно акад. Б. А. Рыбакову, Род – предшественник более позднего славянского бога-творца Перуна. Впрочем, отдельными исследователями позиция Б. А. Рыбакова ставится под сомнение. Представление о Книге, в которую Род записывает судьбу каждого новорождѐнного, довольно сложно для интерпретации. Некоторые авторы полагают, что Книга распределена в пространстве, еѐ содержание записано в генетическом коде и в каждой клеточке каждого человека. При записывании судьбы половину генетического кода Род берѐт от отца ребѐнка, половину – от матери, иногда доля родителей уменьшается, а недостающую часть Род дополняет от себя .

Для выяснения вопроса об истоках славянской письменной культуры отношение к представлениям о времени появления мифов о Роде остаѐтся, так сказать, за скобками. Важен факт признания существования данного мифического персонажа и выполняемых им функций. Даже если полагать, что этот миф вообще был введѐн в языческую мифологию искусственно, сам прецедент отказа от этого мифа, придание ему статуса литературного новообразования и все последующие рассуждения вокруг этого для рассматриваемой темы представляют, как ни парадоксально, двойную ценность. Ведь если признать правоту скептиков, то выходит, что в наше время зародился новый этап: появление мифов, так сказать, второй степени, то есть мифов о мифах.

И поскольку предметом мифов этого рода тоже является книга, они тоже попадают в поле зрения истории и теории книжной культуры. С книгой отдельные авторы связывают и имя славянского Даждьбога (Дажьбога) (бога, дающего блага), прародителя восточных славян – русских. Даждьбогом он назван и за то, что дал людям девять сантий (книг), содержащих священные веды29. Мнение это аргументировано недостаточно, но принять его к сведению следует. Со времѐн палеолита и мезолита в славянском мировоззрении большим почѐтом пользуется стоящий вторым в иерархии богов (следом за Перуном) бог Велес – бог мудрости, богатства, торговли, защитник мѐртвых. По одному преданию Велес – один из сыновей Сварога, по другим – он сын Рода и священной коровы Зимун. Велес и аналогичные ему боги – покровители касты волхвов (волшебников, мудрецов, брахманов), а также поэтов. Считается, что слово «Велес» прошло следующую метаморфозу: Велес – Волос – волосатый – волохатый (косматый, кудлатый) – волхв .

Мудрому Велесу предписывалось учить знаниям людей, учить порядку и жизни, труду, счѐту и письму, слагать песни и былины». Велес рождался в виде волхва и каста волхвов была самой грамотной прослойкой славянского мира. Поскольку волхвы получили обязанность слагать песни и былины, правомерно предположить также их родство с песельниками и сказителями и сделать вывод, что и последние принадлежали к тому же корню избранных, соответственно тоже были грамотными. Посланник Велеса – вещая птица Гамаюн.

Она прорицает будущее тем, кто умеет слышать тайное. С подачи Велеса Гамаюн знает всѐ о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей, – короче говоря, владеет полной информацией о прошлом и будущем. В одной из песен Гамаюн повествует об Огненном сыне Волхе, который, взрослея, захотел иметь много мудрости и «научился узлы он завязывать, научился клубки он прочитывать (вот и свидетельство, что сказочный указующий дорогу клубок исполнял функцию протописьма), научился славить Сварога (отца богов, порождѐнного Родом; творца новых звѐздных миров), и Семаргла (бога плодородия и жертвенного огня), и Рода небесного» . Способность прочитывать клубки, а также играть на гуслях яровчатых, славить Сварога, Семаргла и Рода-пращура ставится в заслугу Дажьбогу.Дажьбог (Даждьбог) почитался как податель всех земных благ.

Большой интерес представляет Семнадцатый клубок, где Гамаюн, птица вещая, рассказывает о появлении русского рода, о законах, Сварогом данных. Как только после всемирного потопа смыло все грехи со Земли Сырой, ясный бог Дажьбог Перунович и легкокрылая Жива-Лебедь Свароговна возродили мир. Дажьбог стал богом Прави и Яви. Они с Живой-Лебедью сыграли свадьбу весѐлую, и пошли у них дети: князь Кисек, потом Орей. Войдя в возраст, Орей породил Кия, Щека и Хорива. По прошествии трѐх лет после Потопа Великого в Рипейских горах, в светлом Ирии с небесного свода упал камень «мал и весьма студѐн». Камень никто не мог ни познать, ни от земли поднять. Когда к нему съехались все цари и царевичи, короли и королевичи, волхвы многомудрые и много дней прославляли богов, камень распался на две половины – и «внутри камня была надпись найдена. Кто же высек еѐ? Кий – великий князь? Щек – премудрый волхв? Хорив – воин-царь? Праотец Орей? Или Тарх Дажьбог?». Оказалось, «высек те слова во плоти Сварог – он узнал их от Рода небесного». Далее приводится текст пророчества о конце света белого . В предании «Гамаюн. Вещее пророчество» говорится, что «один охотник выследил на берегу озера диковинную птицу с головой прекрасной девы.

Она сидела на ветке и держала в когтях свиток с письменами. На нѐм значилось: “Неправдою весь свет пройдѐшь да назад не воротишься!”». Затем поясняется, каким образом сбылось это пророчество. В данном случае важно свидетельство о наличии свитка в когтях у Гамаюн, а также вытекающий из предания вывод о грамотности рядового охотника 35 . Славяне почитали также Числобога – покровителя счѐта и течения времени. Слово «число» – однокоренное со словами «читать», «считать», «числить». Больше всего Числобог почитался в Новгороде, центре древнерусского купечества36. Вещей птицей Числобога считалась кукушка, ведь она отмеряет время человеческой жизни, ведает часы рождения, брака, смерти.

Покровителя зла Чернобога иногда изображали в виде фантастического зверя с рунической надписью на лбу. Бог Чур, оберегатель границ поземельных владений, олицетворялся в круглом обрубке (чурбаке, чурбане, чурке) длиной и толщиной в руку, «на нѐм вырезались условные знаки, обозначающие владельцев того или иного участка земли» 38 Польский исследователь Александр Гейштор сообщает, что в Македонии и Болгарии «вокруг дуба, которого называли “записом” – от нанесѐнного на нѐм знака, – проходили важнейшие деревенские праздники» 39. Знаки, вещественные и начертанные, имели место в славянских гаданиях в присутствии идола Свентовита.

Ю.Н. Столяров


Комментировать


+ 3 = четыре

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru