Модернизация арктической группировки ВМФ условиях геоэкономической и политической нестабильности | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Модернизация арктической группировки ВМФ условиях геоэкономической и политической нестабильности

f644f254146685dc4cb2dab61715dc6d

Начало ХХI века характеризуется радикальными глобальными изменениями геополитической, экономической и военно-стратегической обстановки. Возрастает роль Мирового океана в обеспечении жизнедеятельности человечества. Происходит эволюция взглядов вероятного противника на ведение современных войн и вооруженных конфликтов. Возрастает военно-морская мощь основных развитых государств. Совершенствуются их средства вооруженной борьбы на море. Удельный вес решаемых военно-морскими силами задач в войнах конца ХХ начала ХХI веков достиг 50 – 75%. Эти изменения выдвинули на первый план необходимость совершенствования системы защиты национальной безопасности страны с морских направлений с опорой на ВМФ. Вместе с тем, приходится признать, что Военно-Морской Флот России в настоящее время все еще находится в критическом состоянии. Он способен решать поставленные задачи лишь на минимальном уровне.

Необходимо принятие срочных мер уже к 2020 году, чтобы Арктическая группировка ВМФ ОСК «Северный флот» не потерял боеспособность, не утратил возможность защиты национальных интересов РФ и мог противостоять угрозам в Мировом океане, в противном случае мы будем иметь катастрофические последствия для России. Существенное расширение экономической деятельности мирового сообщества на океанские и морские акватории, связанный с этим раздел не только прилегающей морской зоны, но и дна океана, приводят к возникновению разного рода противоречий и споров, характер и способы, урегулирования которых могут определяться реальной морской силой государств.

В последнее время дипломатические споры за раздел сферы пользования океаном все чаще переходят в практику угроз, экономических санкций, давления военно-морским присутствием, нарушения норм международного морского права. Нередки досмотры и захваты наших судов в океане, попрание иностранными кораблями, судами, самолетами наших территориальных вод и экономических зон. Иными словами, как сегодня, так и в особенности в перспективе, по мере интеграции России в мировую экономику, охранная роль Северного флота в защите национальных интересов в Мировом океане будет повышаться.

Особенно остро проблема защиты интересов Российской Федерации стоит в Арктической зоне. В Арктике возможно возникновение военного конфликта вследствие эскалации кризисных ситуаций между Россией и другими арктическими государствами, а также государствами, предпринимающими усилия по созданию условий для неограниченного доступа к сырьевым и энергетическим ресурсам, установления контроля над маршрутами транспортировки нефти, природного газа и других грузов.

Возможно развитие событий по одному из следующих сценариев:

1. Кризисная ситуация, связанная с претензиями к РФ и стремлением изменения статуса ее арктической полярной зоны.

2. Кризисная ситуация, связанная с возникновением непреодолимых противоречий, которые могут возникнуть при предъявлении претензий арктическими странами на расширение континентального шельфа.

3. Кризисная ситуация, связанная с требованиями неарктических стран о предоставлении им доступа к добыче сырьевых и энергетических ресурсов в Арктике. Какие силы могут противостоять группировке сил и войск Северного флота РФ в Арктике? Анализ ведения военных действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах конца ХХ – начала ХХI веков свидетельствует о том, что в начальный период вооруженного конфликта уже через трое — семь суток после принятия Постоянным советом НАТО соответствующего политического решения с целью контроля ситуации и принятия необходимых мер по разрешению конфликта, в его район могут быть развернуты силы первоочередного задействования НАТО. Если масштабы кризиса и потребности по его разрешению превзойдут возможности сил первоочередного задействования по урегулированию конфликта, то в зону конфликта могут быть введены различные оперативные группы ОВМС НАТО (до 30 боевых кораблей, более 10 боевых самолетов) для участия в операциях по урегулированию кризисных ситуаций на начальном этапе их развития.

В случае принятия решения о проведении против России операции по принуждению к миру (поддержания мира), будет развернуто оперативное соединение ОВМС НАТО, имеющее в своем составе авианосные ударные группы, подводные лодки, корабельные ударные и тральные группы, боевые самолеты, подразделения морской пехоты. Общая численность группировки может достичь более 40 боевых кораблей, около 100 самолетов. Они будут действовать в соответствии с планами операций по силовому разрешению вооруженного конфликта, а также для обеспечения развертывания других войск и сил НАТО при угрозе расширения кризиса до масштабов локальной войны и более. Морской компонент этих сил может включать оперативные соединения и группы общим составом до 100 боевых кораблей, а также до 300 – 350 боевых самолетов. В случае дальнейшей эскалации конфликта и угрозе его перерастания в крупномасштабную войну следует ожидать развертывания главных ОВМС НАТО, способных самостоятельно проводить операции по завоеванию господства на море (защите океанских и морских коммуникаций).

Сроки их формирования могут составить до 30 суток. Морской компонент этих сил может включать до 145 боевых кораблей и судов и более, а также более 350 боевых самолетов. На их развертывание потребуется от 30 до 90 суток. Таким образом, при полном развертывании ОВМС НАТО их группировка на Атлантике может включать более 340 боевых кораблей (катеров) и судов (в том числе до 30 атомных многоцелевых и 20 дизельных подводных лодок, пять — шесть авианосцев, около 130 кораблей классов крейсер, эсминец, фрегат, свыше 30 десантных кораблей, до 90 минно-тральных кораблей, а также около 30 ракетных катеров) и свыше 600 боевых самолетов ВМС. В области создания и поставки комплектующего оборудования и материалов проблемы еще более сложные. Так, 35 % мощностей по изготовлению судового машиностроения, в том числе и уникального, 27 % по производству морского приборостроения, специализированные производства оказались вне России. Введенные санкции против России странами Евросоюза и США также негативно сказались на возможностях кораблестроительной промышленности.

Указанные проблемы, связанные с исследуемыми проблемами могут быть решены следующими путями:

- развитие кооперации по военному кораблестроению с бывшими республиками СССР на основе межправительственных договоров и соглашений по поставке комплектующего оборудования, сырья и материалов; — организация производства на базе предприятий России необходимого корабельного оборудования, оружия, вооружения, сырья и материалов – так называемая «русификация» производства; — строительство на специализированных судостроительных предприятиях бывших республик СССР, а также третьих стран кораблей и судов определенных классов по межгосударственным контрактам и договорам; — создание и развитие в России собственной судостроительной инфраструктуры для создания кораблей определенных классов.

Представляется, что выбор путей решения в каждом конкретном случае должен обеспечиваться на основе системного подхода с полным учетом всех политических, военных и экономических факторов. Но, вместе с тем, с учетом мирового опыта в оборонной промышленности «русификация» ряда важнейших и определяющих производств является необходимой, а для остальной номенклатуры образцов должна определяться, прежде всего, с учетом экономических критериев, когда купить выгоднее, чем создавать собственное производство. В условиях полного доминирования государственной собственности в инфраструктуре экономики России одним из основных направлений реформ являлась приватизация промышленности. К концу 1995 года более 3/4 предприятий судостроительной промышленности перестали быть государственными.

Практика приватизации в судостроительной промышленности в период 1991 – 1995 годов показала, что, во-первых, приватизация сама по себе не является панацеей от экономических трудностей предприятий, во-вторых, может привести к утрате ряда производств, в том числе и в результате влияния имеющего пакет акций иностранного капитала. Анализ инфраструктуры экономики развитых стран (Франция, Австрия, Германия и др.) показывает, что в области военного кораблестроения значительная доля принадлежит государственной собственности. Необходимо обеспечить и приоритетные условия функционирования государственных предприятий, обеспечив их производственную загрузку государственным оборонным заказом, необходимое финансирование, возможно льготное налогообложение, инвестиционные, экспортно-импортные и другие льготы, а также возможности их технологического развития.

Резкое сокращение заказов на строительство военных кораблеи и изготовление их комплектующего оборудования, а также объемов оборонных НИОКР привело к тому, что конверсия затронула 74 % и 65 % НИИ и КБ отрасли, при этом 52 предприятия и 5 НИИ и КБ подверглись глубокои (более 70 %) конверсии, 33 предприятия и 43 НИИ и КБ конверсировались до 50 %. На макроуровне в области военного кораблестроения проводимая конверсия предприятии должна в качестве основного критерия иметь безусловное сохранение необходимои кооперации для разработки, создания и серии ного изготовления кораблеи , потребных для ВМФ классов и всех их подсистем, элементов и материалов. Высокая стоимость современных боевых кораблей объясняется тем, что современные боевые корабли – это сложные наукоемкие инженерные сооружения, для создания которых требуется привлечение больших запасов всех видов ресурсов.

Рассматривать вопросы ценообразования в кораблестроении необходимо с учетом его специфических особенностей. В качестве основных можно отметить следующие: значительная продолжительность производственного цикла (5-7 и более лет); мелкосерийный характер производства; высокая степень использования основных фондов; высокая степень специализации производства; высокая степень кооперирования производства, большая и сложная номенклатура контрагентских поставок; большая доля привнесенной стоимости; необходимость и сложность технической подготовки производства; неравномерность затрат в цикле производства; наличие большого объема незавершенного производства и его колебания в процессе строительства корабля; систематическое выполнение значительного объема дополнительных работ в процессе строительства; неравномерный характер объемов товарной продукции, реализации и прибыли как на протяжении года, так и по платежным этапам; поэтапная оплата Генеральным заказчиком строительства кораблей либо по проценту технической готовности, либо по специальным платежным этапам. Рост накладных расходов непосредственно связан с сокращением количества кораблей, строящихся на каждом предприятии и увеличением сроков строительства кораблей, особенно в связи с недостаточным финансированием их строительства. Одновременно в условиях инфляции идет постоянный рост цен на поставки, производится законодательно повышение заработной платы.

В свою очередь в связи с сокращением ассигнований на военное кораблестроение, отсутствие оборотных средств, нереализуемое авансирование изготовления поставляемых на корабли образцов военной техники приводит к увеличению сроков их поставки и в свою очередь к удорожанию. На основании этого можно сделать принципиальный вывод о том, что технологически не обусловленное увеличение сроков строительства кораблей, прежде всего и приводит к их резкому неоправданному удорожанию. Еще одной из причин тяжелого положения дел является отставание в развитии отечественной науки, в том числе военной, военно-морской, военно- экономической, по отношению к стремительно развивающимся событиям в мире. Так, смена общественно-экономической формации в России, возврат к капитализму должны были внести серьезные изменения в выше перечисленные науки в целом, и в теорию строительства ВМФ в частности. Военно- экономические аспекты должны были быть переосмыслены и переработаны в первую очередь и практически полностью. Разработанные в советское время и ориентированные на социалистический способ производства военно- экономические теории, методологии перестали отвечать потребностям нынешнего этапа развития государства, Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота.

На наш взгляд необходимость создания нового Военно-Морского Флота России требует разработки новой теории строительства ВМФ и создания теории военно-экономического обоснования строительства ВМФ. Возможно, что анализ процессов, происходящих в ОПК, позволит нам приблизиться к пониманию ситуации и проблем, возникающих в инновационной сфере. Оборонно-промышленный комплекс, как, впрочем, и зарождающийся комплекс вновь создаваемых инновационных предприятий, оказался под воздействием разнообразных вызовов, затрудняющих его развитие. Анализ этих вызовов необходим для обоснования направлений формирования военно- морской деятельности государства в новом облике, отвечающем возможностям и целям развития Российской Федерации в Арктике, для строительства Северного флота, способного осуществить защиту российских интересов в условиях изменившегося мира.

Н.В. Жаринов, к.э.н., доцент, контр-адмирал (Военная академия Генерального штаба Вооруженных сил России, г.Москва)


Комментировать


4 + = десять

Яндекс.Метрика