Молодой герой первой трети XIX века (Онегин и Печорин) | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Молодой герой первой трети XIX века (Онегин и Печорин)


Темы школьных сочинений

Евгений Онегин и Григорий Печорин — два героя, две эпохи, две судьбы.
Один являет собой результат разочарования в прежних идеалах (идеалах
свободы, равенства, братства), так как его творец сформировался как
личность в 10-е -20-е годы XIX века. Другой — типичный представитель
молодежи 30-х годов. Эта эпоха характеризуется полнейшим бездействием,
наступившим после восстания на Сенатской площади; отсутствием идеалов
вообще.
Оба героя открывают многочисленную галерею «лишних людей». Да их, по меткому выражению Герцена А.И., можно считать братьями: "Онегин — это русский, он возможен только в России, в ней он нужен и его встречают на каждом шагу… "Герой нашего времени" Лермонтова — его младший брат".

У Онегина и Печорина много сходного: оба они являются представителями столичного дворянства, они богаты, хорошо образованы, оба владеют наукой "страсти нежной", умны, стоят на голову выше окружающих. В душе их скопились необъятные силы, не находящие положительного применения.

Жизнь им скучна, как давно прочитанная книга. И они ее равнодушно листают, позевывая в кулак. Еще в поэме "Кавказский пленник" Пушкин ставил своей задачей показать в герое "преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения". Эта цель была достигнута только в романе "Евгений Онегин". Онегин — современник Пушкина и декабристов. Онегиных не удовлетворяла светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Белинский указывает на то, что Онегин не мог заняться полезной деятельностью "по некоторым неотвратимым и не от нашей воли зависящим обстоятельствам", то есть из-за общественно-политических условий.

Онегин, "страдающий эгоист", "эгоист поневоле", — все же незаурядная личность. Поэт отмечает такие его черты, как "мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум". Печорин — другой пример "до времени созревшего", состарившегося, молодого человека. Как ни парадоксально это сравнение, тем не менее оно очень четко отражает суть характера Печорина. Невольно вспоминаются строки из "Думы" Лермонтова: "Так ранний плод, До времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз Висит среди цветов — пришлец осиротелый. И час их красоты — его паденья час". По словам Белинского, Онегин "был не из числа обыкновенных людей". Пушкин подчеркивает, что скука Онегина происходит от того, что у него не было общественно-полезного дела. Печорин — герой 30-х годов 19 века.

Эта натура более активная, чем Онегин. Печорин жаждет деятельности. У него — осознание своей силы и желание применить эту силу в жизни. В своем дневнике он записывает: "Зачем я жил? Для какой цели я родился? Верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные". Возможностей применить свои богатые силы у молодых людей того времени было очень мало. В общественно-политических условиях 30-х годов 19 века богатые силы Печорина не могли найти себе применения.

Он растрачивается на мелкие похождения. "Но не угадал я своего назначения, увлекся приманками страстей…" Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям несчастье: покидают свой дом контрабандисты ("Тамань"), убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Вера ("Княжна Мери"), умирает Бэла ("Бэла"), зарублен пьяным казаком Вулич ("Фаталист"), разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. Причем Печорин хорошо понимает свою неблагодарную роль: "Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни я упадал на головы обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления…

Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил По словам Белинского, "Герой нашего времени" — это "грустная дума о нашем времени…", а Печорин — "это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою". В предисловии ко второму изданию "Героя нашего времени" Лермонтов не высказал прямо своего отношения к герою.

Прежде всего автор ставил перед собой задачу правдиво показать типичного героя своего времени. И все же Лермонтов верит в своего героя, верит в то, что "сердце его жаждет любви чистой и бескорыстной", в то, что Печорин не стопроцентный эгоист, потому что "эгоизм не страдает, не обвиняет себя, но доволен собою, рад себе…" Лермонтов, по словам Белинского, верит в духовное возрождение своего героя: "Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, — и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви". Мы восхищаемся гением Пушкина и Лермонтова, сумевших отразить в своих героях веяние времени. Их произведения мы по праву можем назвать документами своей эпохи.


Комментировать


шесть + = 12

Яндекс.Метрика