Музеефикация памятников архитектуры рязанского кремля | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Музеефикация памятников архитектуры рязанского кремля

Рязанский кремль

Рязанский кремль

Важным аспектом деятельности Федерального государственного учреждения культуры «Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник» является музеефикация памятников архитектуры, расположенных на его территории.

Сущность этого направления музейной деятельности состоит в преобразовании недвижимых памятников истории и культуры Рязанского кремля, а также его природных объектов в объекты музейного показа, с целью максимального сохранения, выявления их историко-культурной, научной, эстетической ценности и активного включения их в современную культуру.

Музеефикация памятников архитектуры Рязанского кремля включает исследование памятников, их консервацию и реставрацию, сохранение, воссоздание (где это возможно) художественно-архитектурных или историко-бытовых интерьеров, а также природной и культурно-исторической среды, интерпретацию памятников (через музейные экспозиции, выставки, объяснительные тексты, мемориальные доски), организацию условий для их обзора (путём разработки маршрутов осмотра, определения «видовых точек» и смотровых площадок, установки маршрутных указателей и т. п.). В этом непрерывно идущем процессе следует отметить несколько этапов.

Началом музеефикации памятников архитектуры Рязанского кремля можно считать 1914 год, когда в одном из памятников архитектуры — во Дворце Олега (в самой древней его части) — состоялось открытие Древлехранилища. Появление такого музея, который следует отнести к профильной группе исторических музеев, было обусловлено конкретной ситуацией, сложившейся в этот период времени в России. Углубление интереса к историческим памятникам, связанное с развитием общества, с ростом национального самосознания, совпалосусиленным развитием исторической науки. В XIX веке, наряду с художественной и материальной ценностями, была осознана научная ценность памятников архитектуры, которые начали трактоваться как исторический источник.

Первая экспозиция открывшегося Древлехранилища представляла собой собрание предметов церковной старины: архиерейские облачения, древние антиминсы, священные сосуды, грамоты, портреты и гравюры, иконы и некоторые бытовые вещи. Рязанское Древлехранилище стало частью сети церковно-археологических музеев России, насчитывавшей уже в 1912 году более 40 музеев; основной целью существования которых являлось приобщение к лучшим образцам архитектуры, иконописи, декоративно-прикладного искусства, развитие интереса к церковной старине, к её изучению и сохранению.

Начало музеефикации было весьма удачным, и хотя не весь памятник архитектуры принадлежал музею, а только его часть, но было соблюдено одно из основных требований, предъявляемых современными музеологами к этому процессу, — на месте существования памятника были созданы музейные условия.

Древлехранилище просуществовало до 1918 года. Позднее его коллекция влилась в состав собрания губернского историко-художественного музея. Новый (второй) этап музеефикации памятников архитектуры Рязанского кремля начинается после 1917 года. В сложившейся ситуации музейное использование зданий оказалось наилучшим и единственно возможным способом сохранения культурного наследия. 3 марта 1918 года в Рязани был создан один из первых губернский отдел по делам музеев и охране памятников (Губмузей) при Наркомлро-се, в ведение которого (на основании «Инструкции по учету, хранению и передаче религиозного имущества, имеющего историческое, художественное или археологическое значение». М., 1920) перешли памятники архитектуры Рязанского кремля, многие из которых требовали серьёзной реставрации, о чём свидетельствуетсохранившаяся в научном архиве РИАМЗ переписка между Губмузеем и Наркомпросом.

30 ноября 1918 года на собрании Коллегии по охране памятников искусства и старины Рязанской губернии при отделе народного просвещения было принято решение об образовании в городе Рязанского исто-рико-художественного музея. 3 октября 1922 года вышло постановление Губ-исполкома о передаче под музей одного из памятников архитектуры Рязанского кремля — «Дворца Олега». В этот период здание было занято конторой и общежитием Рулвода (Рязанское управление водного транспорта). По воспоминаниям С.Д. Яхонтова, исполнявшего обязанности директора музея в то время, «Дворец Олега был передан музею не в том состоянии, чтобы в него можно было переехать сейчас же». Помещение требовало серьёзного ремонта, который с большим трудом, из-за нехватки средств, был произведён позже. Процесс музеефикации памятника архитектуры шёл очень тяжело.

Об этом говорится в отчётах заведующих отделами музея от 25 мая 1923 года: — вследствие неполного освобождения здания Рупводом нет места под кладовые и канцелярию; — ощущается недостаток в средствах для приобретения оборудования музея; — затягивается общий ремонт помещения; — недостаточна охрана музея, которую трудно осуществлять, вследствие малочисленности сторожей и наличия в одном здании музея других различных учреждений.

И всё же 7 октября 1923 года музей был открыт для посещений. Еще не было единой экспозиции, и для обозрения посетителей работали следующие отделы; культурно-исторический, естественноистори-ческий, художественный. Как характерное явление времени с 13 июня 1922 года в музее начинает формироваться отдел историко-революционный, который был открыт 2 мая 1924 года. В этом же году были созданы экономический и сельскохозяйственный отделы.

К 1924 году Рязанский губернский историко-художественный музей становится одним из крупнейших музеев Центральной России. Именно поэтому здесь, по предложению отдела по делам музеев Наркомпроса, было решено созвать конференцию музейных работников Центрального региона, которая должна была произвести подготовительную работу перед Всесоюзным съездом по музееведению. Судьба остальных памятников архитектуры Рязанского кремля в этот период складывалась иначе; часть из них сдавалась в аренду, другие продолжали выполнять свои функции.

26 мая 1922 года были прекращены службы в Спасо-Преображенском соборе и Богоявленской церкви Спасского мужского монастыря, сами храмы опечатаны, ключи переданы представителям горисполкома. Вещи исторического значения, как-то: иконы, облачения, были взяты в Губмузей. Архангельский собор — памятник архитектуры XV века, бывшая домовая церковь рязанских князей и усыпальница духовенства, до 1923 года, по всей вероятности, был действующим храмом, Существует документ, который позволяет предположить, что он был сдан в аренду общине верующих. 23 августа 1923 года «Совет музея постановил просить Губмузей войти в сношение с советом Архангельского собора о передаче в музей пяти древних икон».

После национализации и перехода в ведение Губмузея начинается музеефикация собора, где в 1925 году производился очередной ремонт: штукатурка и покраска стен. В 1924-1925 годах в храме действовала выставка рукописных и старопечатных книг. С.Д. Яхонтов мечтал (его мечты можно считать своеобразным проектом музеефикации памятников архитектуры Рязанского кремля) оботкрытии в соборе в будущем музея икон.

Однако в то время жизнь распорядилась иначе: в 1932 году в Архангельском соборе разместилась краеведческая библиотека с читальным залом, а позже — склады разных учреждений.

В 1925 году, на основании постановления Центральной Междуведомственной комиссии и постановления ГИКа, бывший Спасский монастырь вместе со всей площадью Рязанского кремля был передан в ведение отдела по делам музеев.

В 1925 году заходит речь о получении музеем здания настоятельско го корпуса (Гостиница знати) Спасского монастыря, для размещения в нём собраний музея. Здание это было передано, но музей не имел возможности использовать его ни для экспозиционных целей, ни в качестве кладовых, корпус долгие годы сдавался под жильё. 18 декабря 1926 года был заключён договор Губадмотделом с группой верующих, согласно которому в бесплатное пользование им передавались Христорождественский и Успенский соборы Рязанского кремля, с обязательством в течение пяти лет произвести их ремонт на сумму в 40 964 рубля 89 копеек в соответствии со сметой, составленной губернским инженером Цеханским. Задачи были поставлены явно непосильные для прихожан, тем более, что Успенский собор имел на своём главном фасаде значительную трещину и требовал серьёзной реставрации.

В 1927 году директор музея С.Д. Яхонтов ходатайствуете передаче в ведение музея для непосредственного использования и эксплуатации закреплённых и использовавшихся Губмузеем владений: — бывший Спасский мужской монастырь в черте его ограды (двухэтажный каменный корпус, два флигеля — один каменный, другой смешанный, два каменных храма — фактически уже используемых Госмузеем — и все надворные строения); — деревянное двухэтажное здание бывшей Литовской семинарии (двухэтажное деревянное здание на ул. Рабочих не сохранилось), с каменным полуподвальным помещением; — каменные склады под Успенским собором;

- деревянное двухэтажное здание, так называемый дом «соборян», расположенный по улице Рабочей слободке на территории Госмузея;

- здания каменных складов по этой же улице, также находящихся на территории сада музея;

- двухэтажного дома — нижний этаж каменный, верхний деревянный — при церкви Святого Духа;

-земельных угодий общей площадью до трёх десятин, заключающихся в участках, прилегающих к Спасскому кладбищу и находящихся в ограде Спасского монастыря, в огородах, прилегающих к зданию Литовской семинарии и расположенных внизу по берегу р. Лыбеди.

Свою просьбу музей обосновывал необходимостью экспозиционных площадей, вспомогательных научных учреждений их ранилищ.В сентябре 1927 года Главнаука даёт положительный ответ. 29-го сентября того же года музей вступил во владение собственностью. 21 июня 1928 года было принято постановление рязанского ГИКа о ликвидации общины рязанских соборов — Успенского и Христорожде-ственекого.

В сохранившейся выписке из журнала заседания Президиума Рязанского губернского Исполнительного Комитета Советов рабочих и красноармейских депутатов от 28 апреля 1928 года говорится, что «группа верующих, принимавшая на себя обязательства по производству срочных работ, необходимых в целях недопущения дальнейшего разрушения Успенского храма, этих обязательств не выполнила и, кроме того, является объединением с антисоветским направлением».

В результате было принято следующее решение. На основании постановления Президиума ВЦИК от 29 марта 1923 года заключённый Рязанским Горсоветом 18 декабря 1926 года договор с группой верующих, принявших в своё пользование здания рязанских соборов, с находящимся в них богослужебным имуществом, расторгнуть. Поставить перед Главнаукой вопрос о приёме двух., указанных зданий, в своё ведение как памятников старины и находящихся под его охраной для использования таковых по своему усмотрению. Вслед за этим документом вышло 5 августа 1929 года в свет постановление Президиума ВЦИК о передаче Успенского и Христорождественекого соборов Рязанскому Окружному музею, для использования по усмотрению Главнауки.

Директор музея С.Д. Яхонтов мечтал о превращении Христорождественского собора в картинную галерею. Но это не осуществилось, так как 25 октября 1929 года вышло постановление Президиума Окриспол-кома за № П-4-40 о передаче Христорождестве некого собора Окружному архиву, для использования под архивохранилище. С Успенским собором всё оказалось гораздо сложнее. Признавая несомненную художественную ценность памятника архитектуры XVII века, «использование здания этого собора Губмузей считал нецелесообразным, ввиду его громадных размеров, трудности оборудования и историке-художестве иной ценности иконостаса», но прежде всего по причине необходимости проведения большого и дорогостоящего ремонта здания.

Первые укрепительные работы были проведены в 1927 году, но они не решили всех проблем, и памятник продолжал оставаться в неудовлетворительном состоянии. Подклет Успенского собора использовался как складское помещение. Двухшатровую церковь Святого Духа XVII века было решено использовать под клуб, для культурного обслуживания рабочих водного транспорта, поскольку они не имели помещения, предназначенного для этих целей.

Комплекс гражданских построек: Гостиница черни, Певческий и Консисторский корпуса, хозяйственные строения арендовались различными учреждениями, причём арендаторы часто сменяли друг друга, приспосабливая памятники архитектуры под свои нужды. Гостиницу черни арендовали в разное время: строительный техникум, книготорг, мастерская по ремонту музыкальных инструментов.

Певческий корпус использовался как жилое помещение, а затем до 1960 года частично арендо вался областным радиокомитетом, и здесь же размещалась администрация музея. В Консистории располагалась типография и книжный склад, В 1937 году здесь разместил свои коллекции вновь образованный областной художественный музей. Несмотря на целый ряд правительственных постановлений и циркуляров, принимавшихся в этот период, отсутствие средств и устойчивой правовой базы, грамотных специалистов делало сохранение памятников архитектуры крайне сложным. В 20-е годы процесс музеефикации затронул не только здания Рязанского кремля, но и прилегающий ландшафт.

При национализации Кремля Губмузей стал владеть и земельным участком, на котором располагались древние постройки, в том числе два сада. В 1923 году бывший архиерейский сад (самый большой по площади) был передан Губоно детским домам г. Рязани, для учебно-образовательных целей. Отдел по делам музеев обратился с просьбой, передать сад Рязанскому музею, «т. к. тот настроен был использовать сад, в целях ботанических работ, и, кроме того, потому что площадь сада имеет большое археологическое значение».

В июле 1923 года сад был передан музею, а с августа началась разработка вопроса о превращении его в ботанический. Это не раз обсуждалось е течение 1923-24 годов, но всякий раз точка зрения Совета музея расходилась с мнением специалистов. Совет упорно настаивал на географическом принципе построения сада, на том, что он должен представлять собой картину растительности губернии по поясам, начиная с северной и заканчивая южной. Специалисты же утверждали, что ботанический сад должен отражать естественно-производительные и культурно-производительные силы края, быть как бы живой лабораторией. В 1925 году процесс обсуждения завершился. Единственно приемлемым принципом признали географический.

Совет ботанического сада решил обратиться за консультацией к специалистам Москвы и Ленинграда, а закладку ботанического сада временно отложить, чтобы не сделать неверного начала. Пока сад отдавался в аренду. Второй этап музеефикации Рязанского кремля был очень осложнён тяжёлой экономической ситуацией, которая в то время сложилась в стране. Огромную роль в деле сохранения памятников архитектуры Кремля сыграл Губмузей. Благодаря его деятельности, направленной на «выявление и изучение произведений зодчества, реликвий старины», были предприняты первые попытки реставрации памятников архитектуры, сохранения целостности территории Рязанского кремля. В научном архиве РИАМЗ хранится немало документов, свидетельствующих об этом.

Безусловно, правильным было решение о размещении во Дворце Олега губернского историко-художественного музея, в лице которого Губмузей приобрёл неоценимого помощника и сподвижника. Третий этап музеефикации (1937-1950 гг.) связан с деятельностью реорганизованного музея. В 1937 году, в связи с образованием Рязанской области, музей был переименован в Рязанский областной краеведческий музей, при этом произошло разделение коллекции на краеведческую и художественную. Краеведческий музей остался во Дворце Олега, а художественный музей переехал в здание Консисторского корпуса. В 1938 году сотрудниками музея была проведена большая работа в архивах по уточнению данных о памятниках архитектуры Рязанского кремля, для подготовки текстов памятных досок, которые были установлены позднее (точных данных нет).

В этот период музей, в основном, был занят экспозиционно-выста-вочной работой, которая носила зависимый, идеологизированный характер. Экспозиции, выставки, музейные службы, размещавшиеся в памятниках архитектуры XVII-XIX веков, были никак не связаны с их первоначальным предназначением и художественными особенностями и использовались по принципу «памятник под экспозицию». В целом, несмотря на предпринятые попытки музеефикации и сохранения памятников архитектуры от произвола арендаторов, о чем свидетельствуют многочисленные документы научного архива РИАМЗ, в этот период времени (1937-1950-е гг.) территория Рязанского кремля имела неприглядный вид и была запущена, наблюдалось активное движение машин, особенно грузовых, кбазам и складам, расположенным в памятниках архитектуры, осуществлялась доставка дров и угля жильцам. Новый (четвёртый) этап музеефикации проходил с середины 1950-х годов. Это период начала проведения научной реставрации основных построек Рязанского кремля -Успенского собора, Дворца Олега,исследовательских работ на территории.

С конца 1950-х годов в стране, в местах наибольшей концентрации памятников истории и культуры, организуются музеи-заповедники, обеспечивающие наиболее благоприятные условия для индивидуального подхода к музеефикации памятника в зависимости от культурной ценности, художественных особенностей, степени сохранности. Объектами музеефикации становятся не только единичные памятники архитектуры, но и архитектурные ансамбли. 30 декабря 1966 года, в целях улучшения охраны памятников архитектуры Рязанского кремля и их использования, Рязанский исполком горсовета решил:

- просить исполком Рязанского областного Совета депутатов трудящихся и Министерство культуры объявить Рязанский кремль историко-архитектурным музеем-заповедником;

- обязать Советский райисполком и горжилуправление переселить 26 семей, проживающих в памятниках архитектуры и подсобных помещениях кремля (поэтапно в 1967, 1968, 1969 годах);

-запретить прописку в здания, находящиеся на территории кремля;

-изготовить в 1968 году техническую документацию и предусмотреть реконструкцию в 1969 году Глебовского моста;

- в 1967-1968 годах осуществить работы по благоустройству территории Кремля: озеленению, наружному электроосвещению, асфальтированию…

- до 1970 года закончить ремонтно-реставрационные и восстановительные работы по всем памятникам архитектуры;

- в 1968-1970 годах организовать на открытой площадке музей деревянной архитектуры и крестьянского быта.

Распоряжением Совета Министров РСФСР №1392-р от 5 июля 1968 года было принято предложение Министерства культуры РСФСР и Рязанского облисполкома о создании Рязанского историко-архитектурно-го музея-заповедника на базе областного краеведческого музея и памятников архитектуры Рязанского кремля. В 1968 году архитектором ВПНРК И,В. Ильенко был разработан проест охранной зоны Рязанского кремля и памятников архитектуры, расположенных вблизи него. Он состоял из нескольких разделов, один из которых посвящен восстановлению и благоустройству территории музея-заповедника.

Автор проекта условно разделила территорию кремля на три участка. 1-й — северо-восточный, с сохранившимися древними памятниками архитектуры XV-XIX веков, хаотически застроенный временными деревянными постройками и каменными пристройками, занятыми под жильё, сараи и хозяйственные склады. Все эти временные сооружения, по мнению И.В. Ильенко, должны были быть разобраны, склады выведены, а жильцы переселены с территории музея-заповедника. В Гостинице знати возможно устройство ресторана русской кухни, с хозяйственным подъездом через Святые ворота XIX века. 2-ой участок — центральный — засажен большим фруктовым садом, на территории которого следует раскрыть отдельные участки древних улиц и усадеб для музейного показа. 3-ий — южный участок — застроен деревянными, в основном одноэтажными, домами, с огородами и хозяйственными постройками, и четырьмя двухэтажными, тоже деревянными, домами. Это поздняя застройка, по мнению архитектора, уродующая вид на кремль, должна была быть ликвидирована.

Территория этого участка предназначалась для музея деревянной архитектуры и крестьянского быта Рязанской области. Также возможным признавалось восстановление макетов одной-двух башен в натуральную величину. Например, Рязанской проездной башни на южной границе Рязанского кремля или Ипацкой башни вблизи церкви Святого Духа и Глухой башни на валу. По замыслу автора проекта, должны были быть расчищены от поздней застройки восточный и северо-восточный откосы кремлёвского холма, с восстановлением профиля откосов, древний ров; проведены мероприятия по укреплению откоса со стороны реки Трубежа.

Откосы и ров не должны засаживаться деревьями, так как это не соответствовало их первоначальному виду. На них следует восстановить травяной покров. Река Лыбедь на всём протяжении вдоль кремля должна быть открыта. Зелёные насаждения приведены в строгое соответствие с проектом благоустройства территории кремля, разработанным ЦНРПМ. Следующий (подготовительный к пятому основному) этап музеефи-кации — 1970-е годы.

После заслушивания в октябре 1973 года на коллегии Министерства культуры РСФСР вопроса «О состоянии и мерах улучшения работы музеев Рязанской области по обслуживанию посетителей» управление куль-туры Рязанского облисполкома добилось специального решения горисполкома, принятого 15 марта 1974 года, на основании которого началось освобождение памятников архитектуры от жильцов и арендаторов.

Из зданий Кремля в 1974 году были выведены: облкниготорг, бибкол-лектор, склады пяти организаций, гаражи, выселено 17 семей. В результате проведённых работ музей-заповедник получил три памятника: Гостиницу черни, Певческий корпус, Архангельский собор, в которых началась научная реставрация, с последующим размещением экспозиций.

В это же время были снесены деревянные постройки, не имеющие исторической ценности, начинается работа над созданием перспективного плана музеефикации всей территории Рязанского кремля. Для этой цели была создана специальная комиссия, в которую вошли представители Министерства культуры, Объединения «Росреставрация», ВПНРК, управления культуры Рязоблисполкома, РИАМЗ, Рязанской СНРПМ. Ею был составлен акт осмотра памятников архитектуры Рязанского кремля, с целью разработки предложений по перспективному плану реставрации, музеефикации и благоустройству территории музея-заповедника. Позднее был разработан и сам план (см.: приложение).

В основном, он был направлен на приспособление памятников архитектуры под экспозиции музея, тематика которых была продиктована требованиями времени, господствующей идеологией. 27 марта 1979 года исполком Рязанского городского Совета народных депутатов принял решение «О мерах по дальнейшей реставрации и музеефикации РИАМЗ». К этому времени из 24 памятников музея-заповедника 11 были заняты различными учреждениями. Затянулось строительство зданий для государственного архива и морской школы областного комитета ДОСААФ, которые занимали в это время Христа рождестве некий собор, церковь Спаса на Яру, в Богоявленской церкви размещался архив ЗАГСа, в Консисторском и Певческом корпусах — областной художественный музей, администрация РИАМЗ. Из Спасского монастыря не была выселена ни одна семья.

В непосредственной близости от кремля имелось большое количество домов, подлежащих сносу. До 1979 года не были утверждены охранная зона кремля и зона регулирования застройки. Реставрационные работы велись в незначительном объёме, не были решены полностью вопросы теплофикации, электроснабжения, водоснабжения, бере-гоукрепления и благоустройства Рязанского кремля.

В 1980 году был отреставрирован Дом причта (Поповский дом начала XX века), где разместились реставрационная мастерская, фотолаборатория, административно-хозяйственная часть (до этого музей не имел возможности разместить эти службы в отдельном помещении); областной художественный музей освободил Консисторский корпус, переехав в здание на улице Свободы.

С начала 1980-х до середины 1990-х годов продолжался пятый основной этап музеефикации памятников архитектуры Рязанского кремля, когда на основании приобретённого опыта шёл интенсивный процесс разработки и теоретического обоснования основных принципов музеефикации памятников. Выдвигается требование одновременного создания реставрационного проекта музейного использования, утверждается принцип выявления историко-культурного значения памятника. Важнейшее достижение этого периода -включение в орбиту музеефикации культурно-исторической и природной среды, а также отдельных элементов образа жизни, видов деятельности.

Именно в этот, наиважнейший период музеефикации Рязанского кремля открылись экспозиции в пяти отреставрированных памятниках — Архангельском соборе, Певческом, Консисторском корпусах, Гостинице черни, включая действующий Дворец Олега, что позволило значительно увеличить экспозиционные площади музея. Огромную роль в создании и реализации проекта реставрации и музеефикации Кремля в это время сыграла Ирина Валентиновна Ильенко -ведущий архитектор ВПНРК, благодаря её таланту, профессионализму, настойчивости планомерно проводились научные исследования и реставрация памятников архитектуры, многие из которых имели значительные утраты и переделки. В течение пятого этапа (с начала 1980-х до середины 1990-х годов) в Кремле была проведена большая комплексная реставрация: Успенский собор XVII века (перекрыта кровля, отреставрированы все пять глав, причём центральная — вызолочена; вновь сделаны и вызолочены кресты на главах, подкрестные яблоки; укреплены и отреставрированы фасады, в интерьере собора — иконостас); соборная колокольня первой половины XIX века (осуществлено золочение шпиля, возвращены колокола, открыта смотровая площадка); Христорождественский собор XV-XIX веков (проведена реставрация фасада и подводка фундаментов под колонны, реставрация дверей, золочение главы и подзоров); церковь Святого Духа XVII века (отреставрированы и позолочены главы, восстановлено первоначальное декоративное убранство интерьера); Богоявленская церковь (реставрация кирпичной кладки стен, цоколя, окрытие металлической кровлей шатра колокольни, золочение глав и подзоров); стены и башни Спасского мужского монастыря XIV века; гражданские постройки XVII века — Дворец Олега (были подведены фундаменты под древнюю часть); Консистория (подведён фундамент, закончены работы по восстановлению крыльца); Гостиница черни; Певческий корпус (восстановлены оконные и дверные проёмы, утраченные первоначальные оконные рамы и решётки, стенные ниши и печные камины, перекрыта кровля, укреплены стены ретирады, восстановлено крыльцо XVil века главного входа, в интерьере -«типовая» жилая секция середины XVII века).

Входе проводившихся научных исследований в подклете Успенского собора были обнаружены фрагменты фундаментов Зелейной палаты и первого Успенского собора, обрушившегося в 1692 году; на территории Кремля был выявлен и законсервирован фундамент Солодовенных па-лат ХVII века. В июне 1981 года начались работы по благоустройству северо-восточной части территории Рязанского кремля. Было уложено более 500 м2 плитами из белого цемента вдоль Консисторского и Певческого корпусов, Архангельского собора и до крыльца Дворца Олега. В 1982-1987 годах работы по благоустройству территории продолжили. В результате в Рязанском кремле появились пешеходные дорожки и смотровые площадки для посетителей музея. В 1987 году исполком Рязанского городского Совета народных депутатов принял решение об установлении границ земельного участка и зон охраны Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. В пользование РИАМЗ был закреплён земельный участок площадью 26,5 га в следующих границах: — ансамбль кремля — реки Трубежи Лыбедь, улица Кремлёвский вал. Глебовский мост, основание откоса, с юга 50 м от памятника.

Установленная охранная зона музея-заповедника включает территорию: - с востока — Лыбедский бульвар, площадь 26 Бакинских комиссаров, проезд Речников, включая территорию Входоиерусалимской церкви, — с севера — улица Лесопарковая, -с запада — 300 м отСпасоярской церкви, включая остров, — с юга — улица Петрова, площадь Советская, участок улицы Подбельского (Почтовая) к. Лыбедскому бульвару. 19 ноября 1987 года исполкомом Рязанского городского Совета был составлен акт № 62 о предоставлении в бессрочное пользование РИАМЗ земельного участка в установленных границах. С 1991 года началось комплексное изучение технического состояния памятников архитектуры Рязанского кремля во взаимодействии с геологическим строением всего кремлёвского холма.

В РИАМЗ был создан научно-методический центр по комплексному изучению и сохранению исторических территорий, которым, на примере территории Рязанского кремля, впервые разработана пространственная структура подземной охранной зоны, проведены мероприятия по организации режимных наблюдений за компонентами природной среды (мониторинг), составлены рекомендации по защите подземной охранной зоны и сохранению исторических памятников.

Для сбора, хранения- информации создана база данных «Природно-техническая система Рязанского кремля». В результате проведённых научных исследований были выявлены контуры древнего озера Быстрого, находившегося на территории Кремля.

С начала 90-х годов одновременно с музеефикацией памятников архитектуры в Рязанском кремле начался процесс «демузеефикации», прежде всего затронувший культовые постройки, которые начали передаваться церкви (Солотчинский монастырь — 1993 год, Церковь Спаса на Яру — с 1993 года действующий православный храм, Гостиница знати — с 1995 года Духовное училище). Вместе с тем, получает распространение совместное использование храмов музеем с Рязанской епархией (Успенский собор -с 1993 года, Христорождественский собор -с2002 года). В 1995 году, к 900-летию города, были открыты: отреставрированный иконостас в Успенском соборе, экспозиция «Переяславль Рязанский в XI—XVII веках» — во Дворце Олега; а также новые памятные доски на памятниках архитектуры Рязанского кремля. Указом Президента Российской Федерации № 1219 от 6 декабря 1995 года Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник был включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Новое тысячелетие начало отсчёт следующего этапа процесса реставрации и музеефикации памятников архитектуры Рязанского кремля. В 2001 году были открыты для посетителей подклет Успенского собора и белокаменный подвал XVII века Дворца Олега; отреставрированы бывшие конюшня и Каретный сарай XVII века, где разместилась администрация музея-заповедника; в 2002-2003 годах отреставрированы Глебовский мост и церковь Святого Духа, в которой установлено новое современное оборудование для научной библиотеки. В ближайшем будущем предстоит воссоздание Солодовенных палат на территории Рязанского кремля, как необходимого архитектурного элемента ансамбля, замыкающего его южную границу, для чего был разработан проект реконструкции; в стадии разработки проект реконструкции крыльца Дворца Олега. Но, к сожалению, остались нерешённые проблемы.

До сих пор не все памятники архитектуры освобождены от арендаторов (Спасо-Лреобра-женский собор, Богоявленская церковь).

Новое время предъявляет к музею повышенные требования, поэтому в настоящее время разработан новый проект музеефикации ФГУК «Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник», в котором музее-фикация мыслится и проектируется как единая цельная экспозиция -«Русский мир», как экспозиционный комплекс, отдельные элементы которого — архитектурные памятники, природное окружение — находятся в неразрывной связи и взаимодействии.

И.В. Максакова


Комментировать


9 × = двадцать семь

Яндекс.Метрика