Важная роль просвещения подрастающего поколения и популяризации геологических знаний возложена на Музей геологии Центральной Сибири (далее – Музей GEOS), который, занимаясь базовой музейной работой по комплектованию, учету, хранению и изучению, в то же время уделяет особое внимание работе с посетителями. Музей GEOS развивает музейно-образовательную деятельность, что немаловажно, так как она способствует успешному восприятию информации, заложенной в экспозиции музея [1], а также является важным компонентом коммуникации и одним из его ведущих направлений. Это основывается на дифференцированном подходе к музейной аудитории и оценивается по социальному эффекту. Ведь осознание своей миссии ориентирует современный музей не только на удовлетворение потребностей сообщества, но и на формирование его запросов [2]. В последние годы музей активно разрабатывает перспективные направления деятельности, пользующиеся популярностью не только у специалистов, но и у всех жителей региона [3].
Ведь главная задача музея – пробуждение интереса к наукам о Земле, ее геологической истории, создание и развитие просветительских проектов, популяризация геологии среди школьников и студентов [4]. В практике музея развиваются такие традиционные формы музейно-образовательной деятельности, как экскурсия, лекция, консультация, клуб, олимпиада. Экскурсия является приоритетной формой как для знакомства с музеем, так и для изучения геологии региона через демонстрацию экспонатов. Работа музея построена таким образом, чтобы каждый посетитель был включен в экскурсионный процесс. Сотрудники музея проводят экскурсии всем желающим вне зависимости от состава и количества группы в рамках основной экспозиции, посвященной минералогии и палеонтологии, а также в выставочной тематической зоне, сопровождая рассказ и экспозицию демонстрацией вспомогательных образцов и показом фильмов. В полевой сезон экскурсионными маршрутами становятся окрестности Красноярска: «Столбы», Черная сопка, долина р. Кача, пещеры и другие геологические достопримечательности.
Сотрудники музея проводят теоретические и практические занятия в школах Красноярска, являются научными консультантами исследовательских работ, работают со студентами, учителями географии Института повышения квалификации. Специалисты музея проводят лекции, посвященные наукам о Земле. Это может быть лекция-экскурсия, лекция на базе музея и выездные лектории в культурно-образовательных учреждениях города. Геологи, коллекционеры-любители или лица со случайными находками нередко обращаются в музей за консультациями, где специалисты определяют минералы и горные породы, кости ископаемых животных и различные окаменелости. Некоторые из таких объектов становятся «жемчужиной коллекции» обладателя, а другие пополняют фонды музея, превращая их владельцев в дарителей. В последнее время обилие обращений в музей и большой интерес к геологии региона подтолкнули специалистов на организацию при музее клуба любителей геологии, где все увлеченные, собравшись вместе, имели бы возможность создавать и реализовывать проекты совместно с музеем.
Для повышения эффективности взаимодействия с обществом наряду с традиционными формами музейно-образовательной деятельности активно развиваются и новые направления, которые принимают иные модификации в соответствии с особенностями недродобывающей территории и спецификой геологического музея. Большое внимание уделено детской аудитории. С 2009 г. музей проводит заочную краевую геологическую олимпиаду, а также ежегодно организует очную олимпиаду и разнообразные конкурсы для школьников. Например, одним из последних был конкурс школьных эссе «Профессия – нефтяник» совместно с предприятием «Ванкорнефть». Приславших эссе было так много, что пришлось в два раза увеличить количество призовых мест. Музей GEOS активно поддерживает детско-юношеское геологическое движение в нашем крае.
Движение в регионе переживает большой интерес со стороны школьников и педагогов. На базе музея в новом формате работает Школа юного геолога, где могут обучаться все желающие дети с десяти лет. Здесь ребята изучают основы геологии, экологии и другие геологические дисциплины, также получают навыки работы в полевых условиях. Этот образовательный проект работает в сотрудничестве с географическими и геологическими кружками школ Красноярска и края, специалистами Института горного дела, геологии и геотехнологий Сибирского федерального университета. Юные геологи принимают участие в Сибирской геологической олимпиаде в Новосибирске и во Всероссийской полевой олимпиаде юных геологов. В X Всероссийской открытой полевой олимпиаде юных геологов в Тюмени красноярцы заняли третье место в общем зачете. Следующая открытая полевая олимпиада состоится в 2017 г. в Кемерово. Благодаря хорошим результатам наш край завоевал право представить две команды на будущем слете [5]. Для юных геологов в музее созданы комплекты учебных геологических коллекций, таких как «Шкала Мооса», «Полезные ископаемые Красноярского края», «Магматические горные породы», «Осадочные горные породы», «Метаморфические горные породы», «Минералы». Такие коллекции являются хорошим материалом для изучения минералогии и петрографии.
Также юные геологи каждое лето проходят полевые практики на территории Красноярского края и Хакасии. Реализуя упомянутые программы, сотрудники музея разрабатывают конкретную образовательную программу, которая делает музей активным участником просветительской жизни региона. Музей GEOS уже отметился огромным разнообразием видов своей деятельности, среди которых – выставки, лекции-беседы, семинары, презентации, «круглые столы», походы, экскурсионные маршруты, олимпиады, конкурсы, клуб, школа юного геолога, акции, инсталляции, арт-проекты, развивающие интерактивы, игры, мастер-классы, квесты. Они вовлекают как взрослую, так и самую младшую аудиторию на самых разных площадках города. Перспективное и новое направление образовательной деятельности музея – «Геодесант» – выездная комплексная программа для жителей городов и районов края, включающая выставки, лекции, мастер-классы, игры. В 2015 г. эта программа была представлена в краевых селах: Казачинском, Большой Мурте, Краснотуранске. Очередной «Геодесант» с погружением в мир геологии готовится для школьников г. Дивногорска. Опыт проведения подобных программ показал востребованность музейной аудиторией геологических мероприятий. Отсюда видна уникальность музея – он является единственным краевым учреждением на территории региона, представляющим геологию для всех желающих [6]. Ведь музейнообразовательные программы рассчитаны на разные группы музейных посетителей, а также широкую аудиторию за его пределами. Так как одной из приоритетных групп является детская аудитория [7], то все большее развитие получают взаимоотношения музея и школы. Помимо экскурсий и лекций музей предлагает различные комбинированные занятия. Популярностью пользуются геолото «Сияние» – определение минералов по принципу настольного лото (здесь оцениваются оптические свойства минералов), «Магнитная рыбалка» – вылавливание магнитных железосодержащих образцов с помощью магнитных удочек, «Твердь Земли» – определение твердости минералов по шкале Мооса и творческие мастер-классы по декорированию минералами различных предметов.
Увлекательна программа «Музей в чемодане: чудеса внутри» – это переносной и передвижной набор геологических коллекций минералов, горных пород и полезных ископаемых, который благодаря своей мобильности может активно использоваться для организации выездных выставок, ведения занятий в отдаленных районах, разных городах, образовательных учреждениях. Программа «Знакомьтесь – нефть!» знакомит с отраслью нефтедобычи: поисками, нахождением, происхождением, использованием нефти. Она позволяет тактильно прикоснуться ладонью к важнейшему полезному ископаемому – нефти, нефтесодержащим породам, и сделать памятный сувенир в виде отпечатка собственной руки на листе бумаги. Музей GEOS – интересный источник, музейно-образовательные программы которого направлены на популяризацию геологии, делают серьезную науку привлекательной и занимательной, профориентируют юных посетителей. Представленный в данной статье опыт Музея GEOS станет актуальным для широкого круга музеев, ищущих новые формы работы с посетителями. Краеведческие музеи, многие из которых имеют богатые геологические коллекции того или иного региона, смогут мобилизовать силы, в том числе и в естественно-научном направлении, для привлечения широкой аудитории.
Примечания
1. Кепин Д. В., Анфимова Г. В. Музейно-образовательные программы в геологическом музее // Искусство и культура. 2012. № 3 (7). С. 107.
2. Музейное дело России / под ред. М. Е. Каулен, И. М. Коссовой, А. А. Сундиевой. 3-е изд., испр. и доп. М., 2010. С. 636.
3. Краевое государственное бюджетное учреждение «музей геологии Центральной Сибири» (GEOS) // Время Сибири. 2014. № 3 (38). С. 8.
4. Баханова Д. Один год жизни музея // Наш край. 2015. 12 нояб. (№ 48). С. 3.
5. Лопушенко А.А. И быстрых разумов Невтонов… // Наш край. 2015. 5 нояб. (№ 47). С. 5.
6. Краевое государственное бюджетное учреждение «Музей геологии Центральной Сибири» [Электронный ресурс] URL: http://mgeocs.ru/o-muzee.html (дата обращения: 05.11.2015). 7. Музейное дело России. С. 445
Е. И. Кочкина, г. Красноярск