Мысленные эксперименты как связующее звено между философией и экономикой

В данной работе рассматривается такой феномен, как мысленный эксперимент. Также, мысленный эксперимент в данной статье выступает как связующее звено между экономикой и философией. Ключевые слова: философия, экономика, мысленные эксперименты. Во всех случаях для того чтобы связать два, разных по смыслу термина нам необходимо дать им определения.

Философия — это особая форма мыслительной деятельности человека, направленная на всеобъемлющее рациональное осмысление мира и бытия человека в нем [1, с. 722]. Экономика – это хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления [2, с. 814].

Казалось бы, философия и экономика не имеют точек соприкосновения. Но в данной работы авторы воспользуются возможностью связать два этих феномена посредствам мысленных экспериментов, так как эксперименты играют большую роль в изучении, как философии, так и экономики. Мысленные эксперименты — это вид познавательной деятельности, по правилам которой, эксперимент проводится не в реальной жизни и на каких-то реальных примерах – а в мыслях, то есть у себя в голове. Мысленные эксперименты являются важными методами научного познания — как в естественных, так и в социальных науках Великий экономист Дж. Кейнс говорил: "экономисты мыслят моделями"[3, с. 817].

В свою очередь философия позволяет экономисту отойти от моделей и цифр, и попытаться посмотреть на вещи с другой стороны, добавить в этот закоренелый рационализм нотки креатива и фантазии. Для детального изучения, и понимания взаимосвязи экономики с философией, необходимо рассмотреть ключевые мысленные эксперименты, которые множество людей люди проверяли, либо слышали о них. Комната Мэри Рассмотрим следующую ситуацию, всю жизнь Мэри находится в комнате, где присутствуют лишь черный и белый цвета. Она великолепный ученый и в течение жизни овладевает всей физической информацией о том, что именно происходит, когда мы видим небо или спелое яблоко. Следовательно, знает и может использовать термины «синий», «красный». И наступает момент, когда Мэри может выйти из этой комнаты и увидеть своим глазами все изученное ею ранее. Узнает ли Мэри что-то новое о цвете, когда увидит своими глазами не чернобелые предметы? Эксперимент направлен против чрезмерного рационализма, который утверждает сводимость мира к цифрам и расчетам. Теперь рассмотрим этот эксперимент на предпринимателе, который впервые выходит на рынок. Он так же имеет огромный багаж знаний и правил ведения успешного бизнеса, но эксперимент показывает, что все эти знания, цифры, статистика это малая часть успеха, а самым главным аспектом является опыт, то есть прямой контакт с тем, что ты изучаешь и с чем сталкиваешься. Китайская комната Что представляет обычный человек, когда слышит слово экономист?

Человека, который сидит целыми днями и подсчитывает расходы и доходы, пытаясь уменьшить первое и увеличить второе. И можно подумать, что данную деятельность можно полностью заменить искусственным интеллектом. Суть эксперимента в том, что человек находится в комнате, в которую через специальное отверстие скидывают листы с китайскими иероглифами. Сам он перевести не может и, что написано, не понимает, но у него есть специальная инструкция, как и на какие иероглифы нужно отвечать. Таким образом, человек не зная, что написано на листе, не знает, что он ответил, а человек, который будет позже читать записи на данном листке, будет считать, что человек в комнате знает китайский. Именно так работает искусственный интеллект. Он может действовать лишь на основе алгоритмов, заложенных в нем изначально [4]. В жизни все выглядит следующим образом. В компаниях всегда есть логист, который занимается приемом и доставкой товара. Это очень востребованная профессия. И на первый взгляд данный вид деятельности представляет собой набор алгоритмов, выполняемых человеком, которого с легкостью может заменить машина, то есть искусственный интеллект. Но если рассмотреть детальнее, то данная профессия требует от исполнителя не просто выполнения задачи, а еще и нахождения самого оптимального пути к ее решению, возможно, используя все возможности правого полушария мозга, а именно: фантазию, креативность, интуицию. В свою очередь машина может выполнять какие-либо алгоритмы, но она не сможет искать нестандартные пути решения. И причиной этого является отсутствие разума у компьютера. Дилемма заключенного Данный мысленный эксперимент часто используется как модель для разбора в методах оптимальных решений. Суть ее в том, что двух преступников ловят на ограбление банка.

Оба заинтересованы лишь в своей свободе и их мало волнует судьба напарника. Прокурор дает каждому из них следующие условия: Вы можете выбрать одно из двух — признаться или хранить молчание. Если вы расскажете все, а ваш сообщник будет молчать, я сниму все обвинения против вас, и использую ваши свидетельства, чтобы ваш сообщник получил серьезный строк. И точно также, если он признается тогда, как вы будете молчать, он будет свободен, а вы будете сидеть в тюрьме. Если вы оба признаетесь, я признаю виновными вас обоих, но буду следить за тем, что вы оба получите условно-досрочное освобождение. Если вы оба будете молчать, мне придется опираться на выдвинутое против вас обвинение о владении огнестрельным оружием. Проблема заключается в том, что мы часто из-за нехватки данных принимаем неверное решение.

В этой задаче на первый взгляд каждому выгоднее признаться, но если разобраться, то более благоприятный исход будет, если оба будут молчать. Данный мысленный эксперимент не имеет права на жизнь, так как компании, выходящие на рынок, которые не имеют информации, долго не проживут и будут негативно сказываться на благосостоянии мировой экономики. Но есть и те компании, у которых есть информация инсайдеров, а также есть сценарий, который необходимо соблюдать, но этот момент уже точно не имеет связи с дилеммой заключенного. Донорская лотерея Суть данного эксперимента заключается в представлении параллельного мира, в котором соблюдаются такие условия как: 1. Позволить человеку умереть, равносильно тому, что ты убьешь его собственноручно; 2. Операции по пересадке органов в этом мире всегда выполняются удачно.

Что из этого следует? В таком обществе донорство будет являться этической нормой, ведь один человек, выступивший в роли донора, может спасти множество людей. Тогда в мире проводится лотерея, которая в случайном порядке определяет абсолютно здорового человека, который должен будет пожертвовать собой, чтобы не дать умереть нескольким больным. Одна смерть вместо многих, с точки зрения логики – это рационально. Но в нашем обществе это будет выглядеть кощунственно. Стоит ответить на вопрос: Как же данный эксперимент связан с экономикой? Если представить, что условия немного поменяли формулировку, но смысл остался тем же. 1. Позволить человеку обанкротиться – равносильно тому, что ты отбираешь у него все деньги; 2. Переводы денег всегда удачны, и люди находящиеся на грани банкротства всегда рационально используют эти деньги

Что же из этого следует? Лотерея, которая проводится в мире, отберет богатого человека, который должен будет раздать все свои деньги тем, кто находится в шаге от банкротства, тем самым помогая им дальше развиваться как экономический субъект. В конечном итоге, мы получим результат, что один богатый человек жертвует своими финансами для того чтобы спасти несколько бедных людей [5, с. 57]. Но проблема заключается в том, что богатый человек сам станет банкротом, если начнет раздавать деньги бедным, получается бесконечная замкнутая цепь банкротств, что лишает данную схему смысла. Если брать за основу данную схему, экономика мира упадет, из-за того, что просто-напросто пропадет смысл предпринимательской деятельности. А если не будет предпринимательства, то люди, которые были бедными и стали обладать материальными ценностями, будут считаться богатыми на фоне остальных. Данная цепь приведет к полному вымиранию общества.

А это значит, что данный мысленный эксперимент не может быть связующим звеном между экономикой и философией. А все потому, что с экономической токи зрения, данный мысленный эксперимент – не имеет права на существование. Занавес наведения Представим людей, которым необходимо создать определенное общество, и все что с ним связано: законы, государственные структуры, социальный порядок. Эти люди не имеют ни гражданства, ни пола, никакого-либо опыта — то есть, проектируя общество, люди, находящиеся внутри него не могут исходить из собственных интересов. Они не знают, какая роль выпадет каждому в новом социуме. Какое же общество эти люди сумеют построить? Едва ли одно из существующих обществ на данный момент. Эксперимент показывает, что все социальные организации на практике, так или иначе, действуют в интересах определенных групп людей. Говоря простыми словами, какими бы не были создатели общества, всегда будут те, которые ведут за собой, ровным счетом, как и те, что позволяют себя вести. Таким образом, модель общества в большинстве случаев будет такая – интерес ведущих = интерес всего общества. То есть если ведущие скажут, что для развития экономики нам необходимо добывать уголь, то ведомые будут его добывать [6, с. 33]. Однако эксперимент по строительству идеального государства под управлением ведущих (философов, правителей), который Платон пытался поставить дважды, потерпел неудачу, а самого Платона дважды продавали в рабство.

Данный эксперимент невозможно представить в экономике, так как принципа справедливости как такового нет, нельзя действовать в интересах всего общества, всегда будут те люди, которые богачи, и чьи прихоти будут выполняться безукоризненно. Именно по этой причине данный эксперимент не является связующим звеном философии с экономикой В заключении к всему вышесказанному хотелось бы обратить внимание на тот факт, что связь между экономикой и философией размыта. Точнее будет сказать, что ее нет, так как экономика – это строго математическая наука, которая полагается в основном на числа. Но суть в том, что философия иногда является неким дополнением, для экономики, которое помогает в той, или иной ситуации, например, когда экономисту, необходимо включить фантазию или воображение. Большинство профессий в сфере экономики уже заняли роботов, и только фантазии является последним оплотом сопротивления людейэкономистов, и машин.

Список литературы

1. Ожегов С.И. Философия. М.: «Советская энциклопедия», 1964. 900 с.

2. Ожегов С.И. Экономика. М.: «Советская энциклопедия», 1964. 900 с.

3. Ожегов С.И. Эксперимент мысленный. М.: «Советская энциклопедия», 1964. 900 с.

4. Кулик А.В., 10 мысленных экспериментов современной философии. «Русский репортер», 2012.

5. Йойлева Г.В. Специфика моделирования и мысленный эксперимент в научном познании. М.: «Вестник Северного Федерального Университета», 2015. 100 с.

6. Кретов П.В. Символика мысленных экспериментов: философский аспект. К: «Философские проблемы информационных технологий и киберпространства», 2014. 250 с.

С.А. Пронин, Р.В. Пименов, Е.А. Ерохина


Комментировать


семь − = 5

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru